Небо не отпускает. Ульяновский аэроклуб ДОСААФ отмечает юбилей

965 просмотров

19 ноября Ульяновский аэроклуб ДОСААФ отмечает юбилей – 90 лет со дня основания Ульяновской школы пилотов ОСОАВИАХИМА. Можно сказать, именно тогда начался отсчёт авиационного стажа Ульяновска. Как живёт сегодня аэроклуб ДОСААФ, расскажет Ирина Антонова.


Для аэроклуба ДОСААФ 19 ноября - большой праздник. В этот день 90 лет назад была основана ульяновская лётная школа, а аэроклуб считает себя её преемником.

Как живёт аэроклуб сегодня, мы посмотрели, побывав там. Он находится на самой окраине города недалеко от посёлка Белый Ключ. Своего месторасположения лётная база не меняла с самого основания. К счастью, ещё работают те, кто помнит, как здесь было полвека назад.

Заместитель начальника по инженерно-авиационной службе Александр Фёдорович Сазонов - легендарная личность. Благодаря ему удалось сохранить в 90-е годы базу учебного авиационного центра ДОСААФ, который теперь переименован в аэроклуб. 

В ДОСААФ Александр Фёдорович попал случайно. В 1969 году, вернувшись из армии, подводник Александр Сазонов хотел устроиться на механический завод, но встретил в трамвае бывшего сослуживца, который позвал его работать в Ульяновский учебный авиационный центр ДОСААФ СССР. С тех пор более 50 лет Александр Фёдорович работает здесь.

Александр САЗОНОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ПО ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЕ УЛЬЯНОВСКОГО АЭРОКЛУБА ДОСААФ РОССИИ

«Назывался учебно-авиационный центр. Здесь была эскадрилья, которая занималась только обслуживанием самолётов. Обучали курсантов, набор был большой, 70 человек, а нужно было выпускать 50 человек. И в процессе службы отсеивались, кто по дисциплине, кто плохо летает. И которые оставались, самые стойкие».

По словам Александра Фёдоровича, так было до 1991 года.

«Был приказ передать всё Сызранскому училищу. Они приехали, генерал там был. Он говорит: «Мне нужна, но приказ есть приказ, я обязан выполнять». Военный человек. И они забрали в основном автомобильную технику. Самолёты они не трогали».

В конце 90-х годов из почти 30 человек в инженерно-авиационной службе осталось три человека, которые стойко оберегали технику. А аэродром - единственный в своём роде в нашем регионе, зарастал бурьяном.

Но в 2000-х годах пришли те, кто болеет за аэроклуб душой.

Владимир ДВОРЯНИНОВ, НАЧАЛЬНИК УЛЬЯНОВСКОГО АЭРОКЛУБА ДОСААФ РОССИИ

«Начиналась эта любовь к авиации, наверное, с детства, потому что у меня отец в войну был лётчиком. Он, кстати, учился летать на этом аэродроме в 1944 году. И когда в детстве меня спрашивали: кем будешь, когда вырастешь, я отвечал, что только лётчиком. Но потом испортил зрение, с мечтой распрощался».

Судьба распорядилась так, что в 2012 году Владимир Александрович Дворянинов возглавил аэроклуб ДОСААФ. Хозяйство ему досталось, как он говорит, в ужасном состоянии.

«Был многомиллионный долг по заработной плате, по налогам, работы практически никакой не было, аэродром зарастал деревьями. Но мы организовали свою команду. И благодаря усилиям этой команды в прошлом году аэроклуб занял первое место по России. Это десять лет работы».

Это были очень непростые десять лет. Всю технику стали восстанавливать за свой счёт. Аэроклуб не финансируется из бюджета с 90-х годов. Деньги зарабатывают сами полётами и прыжками.

Большим подспорьем для аэроклуба стали заказы Министерства обороны РФ. Они включают в основном облёт спецпродукции на самолётах Л-29. Также с 2016 года аэроклубу стали давать госзаказ на подготовку парашютистов. Это даёт право встать на довольствие в воинскую часть и получать наземную технику. Таким образом, в прошлом году удалось получить семь единиц.

«Задачи ставятся очень маленькие для нас. Мы можем выполнить гораздо больше. В год мы можем подготовить, по самым минимальным расчётам, 500-700 человек парашютистов, можем подготовить планеристов, можем готовить лётчиков для Министерства обороны. Всё можем».

В планах Владимира Александровича - «поднять планерное звено». По его словам, для этого есть и планеры, и самолёты-буксировщики, и лебёдка.

«Всё, что связано с парашютными прыжками, обращайтесь ко мне», - так сказал при встрече Олег Александрович Лосев. Он командир парашютного звена, настоящий профессионал своего дела.

Олег ЛОСЕВ, НАЧАЛЬНИК ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ И ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНОЙ СЛУЖБЫ (ПС И ПДС) УЛЬЯНОВСКОГО АЭРОКЛУБА ДОСААФ РОССИИ

«На аэродром сюда я вообще попал в 1994 году, переведясь из города Ферганы служить в 104-ю дивизию. В Фергане я служил в 105-й дивизии. И здесь в 104-й дивизии я прослужил до 2006 года. Уволился из Вооружённых сил с выслугой 37 лет, то есть в ВДВ прослужил 25 календарных лет».

Кроме службы в ВДВ, Олег Александрович профессионально занимался парашютным спортом. Он мастер спорта международного класса, входил в сборную команду Советского Союза и Российской Федерации, обладатель разных чемпионских титулов, в том числе у него шесть мировых рекордов по точности приземления. После увольнения из Вооружённых сил Олег Александрович пришёл работать в аэроклуб. Он в шутку говорит: «Что-то небо меня не больно отпустило».

Контингент парашютистов очень разный, от подготовки по военно-учебным специальностям для воздушно-десантных войск, суворовцев и до ознакомительных - для обычных граждан.

«Если подготовка плотная, как у суворовцев или призывников, то длится не один день. Они учатся укладывать. Это для них не развлекашка, а уже нужно для профессии. Ну и патриотические клубы участвуют. С этими ребятами мы работаем давно уже, не один год. В Ульяновской области их несколько».

К сожалению, в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в Ульяновске проведение прыжков с парашютом на аэродроме Белый Ключ временно приостановлено.

Но нам посчастливилось посмотреть, как аэроклубовцы заботятся о технике. В огромном ангаре технико-эксплуатационной части, сокращённо ТЭЧ, стоял Л-29. Инженер авиационного и радиоэлектронного оборудования Андрей Лазарев проводил на нём регламентные работы. Это делается каждые 100 часов налёта или раз в год.

А на втором этаже ТЭЧ находятся лаборатории авиационного оборудования, где проверяются авиационные приборы. Всё оборудование и приборы сохранены с советских времён.

Члены аэроклуба восстанавливают не только самолёты и другую технику, но и здания 50-х годов постройки.

И первым было восстановлено здание вышки. Отсюда и руководят полётами. Руководителем полётов является Михаил Валентинович Хопов – потомственный лётчик. Ещё до школы его возил на этот аэродром отец. Все здания аэроклуба строились на его глазах.

Михаил ХОПОВ, НАЧАЛЬНИК ГРУППЫ РУКОВОДСТВА УЛЬЯНОВСКОГО АЭРОКЛУБА ДОСААФ РОССИИ

«Вырос я на аэродроме, аэродромный житель. Куда мне? Только в авиацию была дорога. Закончил военное училище, попал на Северный флот, в авиацию Северного флота, служил в корабельном полку, вертолётный корабельный полк в Североморске. Затем когда начались сокращения в Ульяновск вышла 104-я дивизия. При ней тоже находилась эскадрилья. Я пришёл туда руководителем полётов».

В 2017 году Хопов уволился в запас и пришёл работать на родной аэродром.

За прошлый год было 128 лётных смен, каждый третий день в году на аэродроме проходили полёты. Такую статистику озвучил Михаил Валентинович.

Сейчас авиационная техника отдыхает под специальными чехлами. Только один самолёт нам расчехлили. Это именной реактивный самолёт L-29 с бортовым номером RF-00130, вот уже пять лет он носит имя Александра Сазонова. Такой подарок Александру Фёдоровичу сделали его коллеги на его 70-летие.

Мы поздравляем аэроклуб с важной датой и желаем ему долгой авиационной жизни, легких свершений, новых небезразличных и больных небом людей!

 

Читайте и смотрите наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках и Вконтакте.

Читайте также