Война, подвиг народа и память. Как Ульяновск стал городом трудовой доблести

2344 просмотра

«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Городом трудовой доблести Ульяновск сделали герои трудового, подчас невидимого, фронта. Каждый третий патрон в войну производили на заводе имени Володарского, каждую четвертую шинель шили на ульяновских фабриках.


Когда в 41-м немцы ринулись на Москву, город на Волге стал спасением сразу для 15 предприятий. К станкам эвакуированных заводов встали вчерашние школьники, жены, сестры и братья тех, кто ушел на фронт. Трудились не жалея сил.  Довольствовались краюшкой хлеба. Времени на отдых не было. В 7:30  включалась музыка: заводские марши, гимны и песни про Родину. Рабочие ковали путь к общей великой победе.

Галина ЛУЧШЕВА – ДИРЕКТОР МУЗЕЯ УЛЬЯНОВСКОГО ПАТРОННОГО ЗАВОДА:

«Денисов Василий Васильевич. Вот он пришел на завод, ему было 15 лет. Он инструментальщик, т.е. делает инструменты для станков. Он выполнял 5 норм. Был пятисотником. Когда его спрашивали: «Как ты можешь так работать?» Он говорил: «У меня три друга ушли защищать Москву и все погибли. Я работаю за них, за себя и за Победу».

За Победу трудились и рабочие автомобильного завода. В октябре 41-го часть коллектива Московского завода имени Сталина вместе с оборудованием была эвакуирована в Ульяновск. Не успел снег растаять, в начале 42-го цех боеприпасов выпустил свою первую продукцию – авиационные снаряды. А уже к апрелю были собраны первые «трехтонки» ЗИС-5. После заводчане их с любовью стали называть «Захар Иванович». За всю войну с конвейера сошло больше 7 тысяч таких автомобилей.

Оксана МОРОЗОВА - ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ИСТОРИИ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ УЛЬЯНОВСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА:

«ЗИС-5 – это автомобиль военного времени, упрощенной конструкции. У него деревянная кабина, деревянная подножка была, дугообразные сварные крылья, были оставлены только задние тормоза и устанавливали только одну фару с левой стороны».

За два с лишним месяца удалось наладить производство. К концу 1942 года на заводе трудилось около 4 тысяч молодых рабочих. За всю историю УАЗ выпустил больше пяти миллионов автомобилей.

Изначально почетное звание хотели присвоить лишь 11 городам России. Нашего в списке не было. Тогда с инициативой выступил секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак. На защиту встали и сами жители. Удалось собрать 200 тысяч подписей. Ульяновск стал лидером среди городов-претендентов.

Андрей ТУРЧАК – СЕКРЕТАРЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОВЕТА ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

«В то же время, Владимир Владимирович, в год 75-летия Победы просим вас поддержать наше предложение о присвоении этого почетного звания еще 9 городам: Магнитогорск, Ижевск, Уфа, Ульяновск, Томск, Иркутск, Иваново, Новокузнецк. Это города, где люди наиболее активно голосовали».

 

Подробнее в видео…

 

Читайте также