Война, подвиг народа и память. Как Ульяновск стал городом трудовой доблести
«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Городом трудовой доблести Ульяновск сделали герои трудового, подчас невидимого, фронта. Каждый третий патрон в войну производили на заводе имени Володарского, каждую четвертую шинель шили на ульяновских фабриках.
Когда в 41-м немцы ринулись на Москву, город на Волге стал спасением сразу для 15 предприятий. К станкам эвакуированных заводов встали вчерашние школьники, жены, сестры и братья тех, кто ушел на фронт. Трудились не жалея сил. Довольствовались краюшкой хлеба. Времени на отдых не было. В 7:30 включалась музыка: заводские марши, гимны и песни про Родину. Рабочие ковали путь к общей великой победе.
Галина ЛУЧШЕВА – ДИРЕКТОР МУЗЕЯ УЛЬЯНОВСКОГО ПАТРОННОГО ЗАВОДА:
«Денисов Василий Васильевич. Вот он пришел на завод, ему было 15 лет. Он инструментальщик, т.е. делает инструменты для станков. Он выполнял 5 норм. Был пятисотником. Когда его спрашивали: «Как ты можешь так работать?» Он говорил: «У меня три друга ушли защищать Москву и все погибли. Я работаю за них, за себя и за Победу».
За Победу трудились и рабочие автомобильного завода. В октябре 41-го часть коллектива Московского завода имени Сталина вместе с оборудованием была эвакуирована в Ульяновск. Не успел снег растаять, в начале 42-го цех боеприпасов выпустил свою первую продукцию – авиационные снаряды. А уже к апрелю были собраны первые «трехтонки» ЗИС-5. После заводчане их с любовью стали называть «Захар Иванович». За всю войну с конвейера сошло больше 7 тысяч таких автомобилей.
Оксана МОРОЗОВА - ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ИСТОРИИ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ УЛЬЯНОВСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА:
«ЗИС-5 – это автомобиль военного времени, упрощенной конструкции. У него деревянная кабина, деревянная подножка была, дугообразные сварные крылья, были оставлены только задние тормоза и устанавливали только одну фару с левой стороны».
За два с лишним месяца удалось наладить производство. К концу 1942 года на заводе трудилось около 4 тысяч молодых рабочих. За всю историю УАЗ выпустил больше пяти миллионов автомобилей.
Изначально почетное звание хотели присвоить лишь 11 городам России. Нашего в списке не было. Тогда с инициативой выступил секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак. На защиту встали и сами жители. Удалось собрать 200 тысяч подписей. Ульяновск стал лидером среди городов-претендентов.
Андрей ТУРЧАК – СЕКРЕТАРЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОВЕТА ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
«В то же время, Владимир Владимирович, в год 75-летия Победы просим вас поддержать наше предложение о присвоении этого почетного звания еще 9 городам: Магнитогорск, Ижевск, Уфа, Ульяновск, Томск, Иркутск, Иваново, Новокузнецк. Это города, где люди наиболее активно голосовали».
Подробнее в видео…
Читайте и смотрите наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках и Вконтакте.