Страница военной истории. Как открывали моторный и автомобильные заводы
С первых дней войны Ульяновск становится тыловым городом, сюда эвакуируют крупные промышленные предприятия. Среди них – Московский завод имени Сталина. Это предприятие стало родоначальником сразу двух ульяновских заводов.
В конце октября 1941 года в Ульяновск прибыли первые эшелоны с оборудованием московского завода имени Сталина и рабочими с семьями. Они добирались из столицы полтора месяца, поскольку поезда стояли в тупиках и передвигались обходными путями. Эвакуация проходила в очень трудных условиях. Уникальные фотографии за тот период хранятся в Музее Трудовой Славы Ульяновского моторного завода.
Марина ТАРАТЫНОВА – РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЕЯ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ УЛЬЯНОВСКОГО МОТОРНОГО ЗАВОДА:
«Зима 41-го — 42-го годов была самой холодной в истории Ульяновской области, температура доходила до минус 48 градусов. Здесь в Ульяновске уже в ноябре лежал снег и, по сути, зима началась уже в ноябре. Москвичи привыкшие ездить в метро, столичные, модные приехали, не имея валенок и зимней верхней одежды. И даже мужчин можно было отличить по кепкам».
Завод разместили на месте таможенных складов, где сейчас находится Ульяновский моторный завод. Сюда подходили две ветки железной дороги, собственно, это и решило вопрос об эвакуации, эшелоны можно было подвезти близко к складам.
«Чтобы обеспечить приемлемые условия для работы, бывшие склады обшили досками, которые изготавливали из плотов, вмёрзших в Волгу, в районе Винновки был лесоперерабатывающий завод, где и делали доски. Усилили работу электростанции, то есть здесь была дизельная станция, которая освещала южную часть города. Увеличили количество дизелей, чтобы можно было подключить станки. А отопление продумали с помощью списанных паровозов».
Несмотря на такие тяжелейшие условия, уже в феврале 1942 года завод был готов к работе, то есть 10 складов были переделаны под цеха. Первым заработал цех капитального ремонта станков, потому что в условиях эвакуации многие из них пришли в негодность. Вторым заработал цех по производству бронебойных авиационных снарядов.
«Вторая наша продукция, которая была выпущена на территории нашего завода — это машины ЗИС-5. Конвейер, который хорошо работал в столичном предприятии, здесь уже смонтировать в складском помещении было невозможно. Стали строить новый корпус. Наши умельцы, как всегда, что-то да придумают: установили козлы, продумали катучую балку, рельфер, который захватывал детали у самого входа в склад, поскольку вокруг этих козелков разложить детали было невозможно».
Таким образом, в апреле 1942 года была собрана первая машина ЗИС-5. 1 мая она проехала по улицам города, а потом отправлена на фронт.
Это всех вдохновило на дальнейшую работу. В августе бывшая территория складов стала больше похожа на предприятие. Тогда же на завод пребывает малолитражный двигатель с приказом Комитета обороны — срочно начать выпуск таких двигателей для фронта, не прекращая выпуска ЗИС-5. При этом не было никаких чертежей и технической документации. Выход нашли - сделали эскизы деталей прямо с образца.
Директором завода на тот момент был эвакуированный москвич Пётр Ильич Шварцбург. Он отдаёт приказ, что все, кто задействован в создание этого двигателя, переходят на казарменное положение, 16-ти часовой рабочий день. Через месяц был готов первый образец малолитражного двигателя мощностью 3 лошадиные силы с водяным охлаждением, а ещё через месяц первая партия этих двигателей была отправлена на фронт.
«На нашем заводе двое было фронтовиков это Пеутин Александр Иванович и Зашибаев Алексей Фёдорович, которые рассказывали, что именно такой «движок» спас им жизнь. То есть было такое тяжёлое ранение, что до нормального госпиталя их просто бы не довезли, никакая перевязка бы не помогла. Но был «движок», и благодаря ему в палатке полевого госпиталя загоралась лампочка, и делали операции тем, кого надо было срочно спасать. Так что, наверное, наш движок, как его ласково называют фронтовики, спас не одну солдатскую жизнь».
В 1943 году было принято решение о создание в Ульяновске автомобильного завода. Для этого в Засвияжье построили ТЭЦ и подготовили площадку. 6 сентября 1944 года автозавод УльЗИС перебазировался в Засвияжье, где сейчас располагается Ульяновский автомобильный завод. Ульяновский завод малолитражных двигателей остался на своей территории. Сейчас это Ульяновский моторный завод.
Читайте и смотрите наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках и Вконтакте.