Самолет для Хрущева и звезда экрана. В ульяновском музее истории гражданской авиации собраны уникальные экспонаты
Самая зрелищная часть экспозиции музея расположена по соседству с аэродромом Баратаевка на огромной территории в 18 гектаров. В музее под открытым небом можно встретить уникальные экспонаты – редкие модели самолетов и вертолетов, с которых начиналась история российской гражданской авиации.
Сегодня Музею истории гражданской авиации исполняется 35 лет. Структурное подразделение и любимое детище Ульяновского института гражданской авиации было создано по приказу Министра гражданской авиации СССР Бориса Павловича Бугаева.
Алексей КРЫТОВ – И.О. ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ:
- В музее находится 42 экспоната, из них 11 бортов носят официальный статус федерального памятника науки и техники. Два наших самолёта являются единственными экземплярами на планете – это АНТ-4 1925-го года и персональный самолёт Хрущёва – Ту-116, специально построенный для высшего руководителя страны.
Музейная экспозиция пополняется постоянно. Это техника, которая завершила летный ресурс или найдена поисковыми отрядами. Как правило, лайнеры добираются до музейной площадки своим ходом. Некоторые экспонаты транспортируются пилотами, а другие прибывают в музей на специальных транспортных средствах.
Каждый экспонат имеет собственную предысторию, вызывающую интерес у всех посетителей без исключения.
Например, АНТ-4 1925 года выпуска, созданный советским авиаконструктором Андреем Туполевым. Это первый в мире бомбардировщик, сконструированный как моноплан. Он летал до января 1944 года. Именно тогда самолету пришлось совершить жёсткую аварийную посадку на острове Диксон. В вечной мерзлоте машина пролежала 39 лет. Потом её аккуратно разобрали и на ульяновском самолёте Ил-76 привезли в Выборг, где восстановили, а затем по Волге на барже доставили в Ульяновск. В музей он попал в 1983 году.
Алексей КРЫТОВ – И.О. ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ:
- Впервые в мире на этом самолёте Туполев придумал, чтобы делать не два крыла, и не три, как это было раньше: Бипланы, Трипланы и так далее, а моноплан, то есть одно крыло. Во-вторых, никакого дерева и тряпки, только металл. В-третьих, он не только двигатель разместил на крыле, но и топливные баки внутри крыла почти по всему размаху. С тех пор прошло уже 92,5 года. И мы сейчас видим, что вся авиация нашей планеты строится именно по этой схеме.
Среди уникальных самолётов в музее - Ту-144. В 1977 лайнер обслуживал маршрут «Москва - Алма-Аты». В декабре этого года лайнер будет отмечать полувековой юбилей. Сиденья, шторки, освещение – всё сохранено в первоначальном виде. А кабину пилотов и пульт управления даже не пришлось реставрировать.
Алексей КРЫТОВ – И.О. ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ:
- Мы сейчас находимся на борту именно этого лайнера, который сейчас стоит у нас в музее. Это первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт и самое быстрое гражданское транспортное средство за всю историю человеческой цивилизации. Скорость с пассажирами была 2,5 тысячи километров в час.
Ту-144 – еще и звезда советского экрана. Самолет принял участие в съёмках двухсерийного фильма «Поэма о крыльях» о жизни авиаконструктора Андрея Туполева. Фильм снимался в конце 70-х годов.
По соседству с Ту-144 другой, не менее значимый самолет Ту-116, выпущенный специально для Н. С. Хрущева в 1957 году. Борт разработан на основе бомбардировщика и выпущен в двух экземплярах. Сегодня один из них выставлен в Ульяновске.
А эту модель По-2 мы можем увидеть в киноленте «В бой идут одни старики». Производство самолетов началось в 30-х годах. В годы войны использовались в качестве легких разведчиков.
Сегодня ульяновский Музей истории гражданской авиации известен как в России, так и за рубежом. И это не удивительно. Ведь практически каждый экспонат расценивается как ценный раритет, каждое воздушное средство повествует о развитии гражданской авиапромышленности. И мы по праву можем гордиться нашим музеем.
Читайте и смотрите наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках и Вконтакте.