Персона дня. Ульяновский краевед пишет про языческое село, где иностранцы ищут историю

751 просмотр

Любовь к своей стране начинается с малой родины - места, где человек родился и вырос. Так считает Василий Алексеевич Селендеев из села Средние Алгаши Цильнинского района Ульяновской области.


Он всю свою жизнь посвятил воспитанию подрастающего поколения и краеведению. Василий Алексеевич 35 лет проработал в Новоалгашинской восьмилетней школе учителем географии и завучем, был одним из основателей музея по краеведению и истории села.

Первая книга «История Средних Алгашей. Родословная» выпущена в 2012 году. Над её созданием Василий Алексеевич работал с женой Марией Алексеевной. Но, по словам краеведа, начал её писать Исмаль Тимбрукович Сандркин, который родился в селе в 1880 году.

Василий СЕЛЕНДЕЕВ – ПИСАТЕЛЬ-КРАЕВЕД ИЗ СЕЛА СРЕДНИЕ АЛГАШИ:

- Наша деревня, по нашим данным, была основана в 1600 году. Тогда сюда пришли два чуваша по имени Шинкарей и Тархан, они основали нашу деревню. А после них пришёл сюда Эльментюк. Они основали деревню рядом с рекой Цильна.

Согласно переписи 2010 года, в Средних Алгашах проживало 407 человек, основное население - чуваши. Интересно, что до сих пор многие из жителей села придерживаются старой языческой веры.

- Наша деревня некрещёная. Некоторые у нас крестились в 1850-х годах. А когда сюда приехал Яковлев Иван Яковлевич, он был удивлён, что здесь живут язычники. До этого приходили ещё к нам русские и из соседнего села муллы, чтобы мы принимали мусульманскую веру, а впоследствии приезжали сюда другие церковные работники, хотели, чтобы мы принимали православную веру.

Жители села Средние Алгаши отказывались принимать другую веру и оставались язычниками, даже те, кто однажды принял христианство или мусульманство, по словам краеведа, вернулись в язычество.

- У нас в итоге в деревне во времена Яковлева где-то восемь дворов были крещёные, а все остальные являлись язычниками. Вера природы. Наша вера как бы зависела от природы.

Обычаями и традициями села, где живут язычники, сегодня интересуются многие учёные-исследователи, не только российские, но и других стран. Три года назад в село приезжал англичанин. Его интересовало всё, что касалось языческих обрядов. А в августе этого года на два дня к Селендееву приезжал профессор Токийского государственного университета иностранных языков из Японии Синдзиро Казама. Он тоже расспрашивал про обычаи чувашей села.

- Он знает, что по данным ЮНЕСКО язык чувашский постепенно исчезает. А он говорит, Синдзиро Казама, что чувашский язык самый древний язык на земле. От чувашского языка появились многие языки тюркской группы.

Василий Алексеевич вместе с женой уже издал четыре книги. Но на этом не останавливается, продолжает заниматься сбором информации о своём селе: пишет родословные, записывает местный фольклор. И уверяет, что история его села настолько богата, что писать её можно ещё долгие годы.

Читайте также