О секретном производстве Моторки расскажут на виртуальной выставке

504 просмотра

Мы продолжаем виртуальные экскурсии по музеям Ульяновской области. В Музее трудовой славы Ульяновского моторного завода, который в прошлом году отметил 35 лет, собраны уникальные материалы периода Великой Отечественной войны, когда Ульяновск был тыловым городом.


Базой Ульяновскому моторному заводу послужил Московский автомобильный завод имени Сталина, который выпускал для фронта трёхтонные грузовики ЗИС-5. Предприятие было эвакуировано в Ульяновск в декабре 1941 года. Уникальные фотографии и экспонаты того времени теперь хранятся в Музее трудовой славы завода.

Марина ТАРАТЫНОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЕЯ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ УЛЬЯНОВСКОГО МОТОРНОГО ЗАВОДА

- На том месте, где сейчас находится моторный завод, города уже не было, город кончался на улице Кирова, а здесь стояли склады государственной таможни, совершенно неприспособленные для производства корпуса, слабо отапливаемые, во многих не было и освещения. Но сюда подходили две ветки Куйбышевской железной дороги. Это облегчало эвакуацию, то есть можно было эшелоны с оборудованием, с работниками подвезти сразу к этим складам.

Прибывших в декабре 1941 года москвичей можно было сразу узнать, они были одеты явно не по погоде: в демисезонные одежды и кепки. Поверх модных пальто, чтобы не замёрзнуть, они надевали несколько мешков с дырками для головы и рук.

В музее хранится обувь заводчан: это лапти и тряпичные колодки. В них ходили и летом и зимой. Купить новую обувь было невозможно, даже кусок мыла стоил ползарплаты.

У приезжих возникла проблема и с жильём.

- Выделена была школа, но её было недостаточно, потому что люди приехали ещё и с семьями, с маленькими детьми. Вот они жили на вокзале, в коридорах учреждений, даже в каких-то подвалах. Они пытались снять уголок в Ульяновске, но это удавалось очень редко, потому что город был маленький, а сюда было эвакуировано ещё 15 различных организаций, предприятий. И постепенно сами семьи стали размещаться в сёлах: Кремёнки, Лаишевка, Баратаевка, Вырыпаевка, до 30 километров от Ульяновска.

А некоторые семьи вырыли недалеко от завода землянки. Её макет в разрезе тоже можно увидеть в музее. Это точная копия той землянки, в которой жила семья начальника цеха №1 Ивана Павловича Кубарева. Он приехал в Ульяновск с женой и тремя детьми. В своём земляном доме он выложил деревянные полы, чтобы маленькие дети играли не на земле.

- Несмотря на все трудности, уже в феврале были готовы к работе 10 цехов, то есть склады были переоборудованы, с помощью старых списанных паровозов было продумано отопление, сделали большие оконные проёмы, чтобы было светлее. Был вмёрзший в Волгу плот, его вырубили, подняли. Тут был небольшой лесообрабатывающий заводик, сделали доски, обшили, чтобы было хоть как-то потеплее.

В феврале 1942 года заработал сначала цех капитального ремонта станков, а затем и снарядный цех. Это было секретное производство, по всем архивным документам он значится как цех спецпроизводства или инструментальный цех № 2. А на заводе этот цех называли «женским», сюда старались набирать девчонок, потому что те снаряды, которые там выпускали, были лёгкими. Новоделы бронебойных авиационных снарядов, выпускавшихся в снарядном цехе во время войны, можно увидеть на музейном стенде. Они выточены на моторном заводе по чертежам, сделанных ветеранами предприятия.

Основная задача эвакуированного завода была выпуск автомобилей ЗИС-5. Для конвейера стали строить новое здание. Но пока оно строилось, заводчане организовали сборку в другом месте.

- В одном из складских помещений они установили трёхтонные козлы и продумали сборку на козелках, как они называли, вручную. Первая машина, собранная на заводе в апреле 1942 года, 1 мая проехала по улицам города. И, как вспоминали москвичи, вселила надежду на то, что ещё всё будет хорошо. 

Уже к осени 1942 года стали выпускать по 20-30 машин в сутки. Всего таких трёхтоннок было выпущено около 7 тысяч. Одна из них в качестве памятника стоит перед проходной завода. Она ездила по предприятию до 80-х годов.

В 1942 году на предприятие поступает приказ Комитета обороны с требованием срочно для нужд фронта начать производство малолитражных двигателей. Причём кроме образца малолитражного двигателя ничего не было, никакой технической документации.

- Директор завода отдаёт приказ, что все, кто задействован в освоении производства этого двигателя, переходят на казарменное положение. То есть если работники завода работали по 11-12 часов в сутки, на казарменном положение рабочий день длился 16 часов. И при этом люди не имели права выйти за территорию проходной, то есть они ночевали прямо в цехах, кто на ящике, кто подстелет под себя телогрейку. Им только выделено было усиленное питание. 

На музейном стенде - портрет эвакуированной москвички Анастасии Васильевны Ермиловой, которая выполняла до четырёх норм в смену и буквально жила в цехе. Таким образом она собрала деньги почти на целый самолёт.

За трудовой подвиг завод получил десять правительственных телеграмм за подписью Сталина, где руководство страны благодарило тех людей, кто трудился практически сутками. Одну из них получила Анастасия Васильевна.

В музее хранится и сам малолитражный двигатель. Именно эта продукция стала базой для создания завода как самостоятельного предприятия. 6 сентября 1944 года из состава Ульяновского автозавода имени Сталина было образовано самостоятельное предприятие «Ульяновский завод малолитражных двигателей».