Архитектору Борису Мезенцеву посвящается. Как рождался Ленинский мемориал
В Ульяновске впервые представлен архив выдающегося советского архитектора Бориса Мезенцева – шестнадцать крупномасштабных листов оригинальной архитектурной графики, охватывающий все периоды творчества мастера: от дипломной работы до эскиза его последнего проекта.
Ленинский мемориал, который стал символом города и всего советского модернизма, - главный объект выставки «Борис Мезенцев. Творческий поиск архитектора» в музее «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска». Именно выдающемуся архитектору послевоенного периода, тогда уже лауреату Сталинской премии второй степени, Борису Сергеевичу Мезенцеву было поручено создать дворец-памятник в Ульяновске. Работать пришлось в очень сжатые сроки. И мастер справился со своей задачей.
Закладка здания произошла 22 апреля 1967 года, а открытие комплекса состоялось 16 апреля 1970 года, к столетию вождя мирового пролетариата. На выставке в Ульяновске Музей архитектуры имени А.В. Щусева представил подлинные проектные материалы Бориса Мецензева. Теперь жители Ульяновска и гости города могут прикоснуться к истокам создания Ленинского мемориала.
Наталья ШАШКОВА — ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МУЗЕЯ ИМ. А.В. ЩУСЕВА:
«Самая красивая часть нашей коллекции — это подлинная архитектурная графика, когда рождалась вот эта идея архитектурного произведения, когда детали отрабатывались. Всё это ведь происходило на бумаге совсем недавно. И вот эти листы потрясающей красоты, которые, конечно, очень трудно хранить, трудно экспонировать, трудно перевозить, но тем не менее мы счастливы, что нам удалось сюда доставить эту потрясающую проектную графику».
У Бориса Мезенцева была насыщенная творческая биография, он откликался на все вызовы времени. В первые послевоенные годы Борис Сергеевич активно включается в работу по восстановлению разрушенных войной городов. По его проектам строятся железнодорожные вокзалы в Смоленске, Харькове, Витебске, Бородине, Ярцеве. Вехой для зодчего стал проект высотного здания у Красных Ворот в Москве, над которым он работал совместно с Алексеем Душкиным. Также можно увидеть материалы с проектированием центра города Ташкента в духе модернизма. На основе, в том числе и этой работы, Мезенцев сформулировал новые градостроительные концепции, за что ему была присуждена ученая степень доктора архитектуры.
Ирина КОТОВА — ДИРЕКТОР МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «РОДИНА В.И. ЛЕНИНА»:
«Участие, в том, чтобы эта выставка состоялась у нас, в музее градостроительства, приняло очень много людей. Конечно, в первую очередь это московской музей архитектуры им. Щусева, который привёз нам подлинные работы Мезенцева. Это замечательный архив московской технической документации, который предоставил нам возможность показать те документы, связанные со строительством мемцентра, которые никто широко не видел, они были не известны. Мы очень благодарны семье архитектора».
Благодаря семье архитектора, его внуку, который тоже является архитектором, носит имя Борис, на выставке можно увидеть личные вещи Бориса Мезенцева и его удивительные акварельные работы.
А объёмные макеты работ Бориса Мезенцева помогла сделать архитектурная мастерская «Симбирскпроект».
Александр КАПИТОНОВ — АРХИТЕКТОР, ДИРЕКТОР АРХИТЕКТУРНОЙ МАСТЕРСКОЙ «СИМБИРСКПРОЕКТ»:
«Этот выставочный проект можно считать частью большой огромной работы, которую готовит музей-заповедник, наши краеведы к открытию мемориала. И мы надеемся, что там будет большая хорошая выставка, посвящённая уникальному советскому модернизму в нашем городе, и, конечно, одному из руководителей, который создал весь этот ансамбль, Борису Мезенцеву».
Завершает выставку эскиз его последнего проекта – мавзолея первого президента Вьетнама Хо Ши Мина, датированного апрелем 1970 года и реализованного в Ханое в 1975 году уже после смерти автора.
Посмертно Борису Мезенцеву было присвоена Ленинская премия за архитектурный проект Ленинского мемориала в Ульяновске.
Читайте и смотрите наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках и Вконтакте.