978 километров – за полгода. Как строилась Волжская рокада
«Волжская рокада – трудовой подвиг народа» - так называется новый проект Государственного архива новейшей истории Ульяновской области. Это действительно был подвиг. Участок железной дороги в 978 километров в военном 1942 году был построен за полгода практически вручную.
Впервые Государственный архив новейшей истории Ульяновской области представил около 40 документов, отражающих эпопею возведения Волжской рокады – стратегической железной дороги Великой Отечественной войны. В этом году исполняется 80 лет с того момента, как её стали возводить, и дня, когда по ней пошли первые эшелоны на фронт.
В документах отражён непростой процесс борьбы за свободные рабочие руки, поскольку основная масса лучших работников сражалась на фронте, другая часть народа, в основном женщины, подростки и старики, вела борьбу за урожай.
Дмитрий ФАДЕЕВ – ВЕДУЩИЙ АРХИВИСТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
«В основном это отчёты и телеграммы сельским властям, райкомам. Дело в том, что все близлежащие сёла к маршруту «Волжской рокады» были обязаны выставить в порядке платной живой трудовой повинности определённое количество людей и телег с лошадьми».
Волжская рокада - это была стратегическая железнодорожная ветка, соединившая фронт и тыловые предприятия. Она протянулась от станции Иловля, которая находится примерно в 90 километрах от Сталинграда (сегодня это Волгоград), до станции Свияжск под Казанью, проходила через станции Саратов, Сызрань и Ульяновск.
Чтобы показать всю грандиозность стройки и подвиг народа, к проекту «Волжская рокада – трудовой подвиг народа» присоединились Российский государственный архив социально-политической истории, Российский государственный архив города Самары, Самарский областной государственный архив социально-политической истории, Центр документации новейшей истории Волгоградской области. Они представили уникальные документы и фотографии из фондов того периода.
«В целом до 15 тысяч человек на этой стройке именно на участке от Ульяновска до Сызрани работало. А от самого Свияжска до Сталинграда работало, может, до ста тысяч человек. На других участках строительства участвовали заключенные Приволжского исправительного лагеря, мобилизованные немцы Поволжья».
С середины апреля передвижная выставка отправляется в Волгоград – к одному из партнёров проекта. В Ульяновскую область она вернётся в конце августа. С 1 сентября по 1 ноября с ней смогут ознакомить жители Димитровграда, Инзы и Барыша.
Выставка осуществляется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Читайте и смотрите наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках и Вконтакте.