Правда под грифом «секретно». Какую роль сыграла Великая Отечественная война в развитии Ульяновска
Сегодня Ульяновск - крупный промышленный центр. Именно эвакуация в годы Великой Отечественной сыграла важную роль в его развитии. Каким мог стать город, если бы не война? Где вершилась судьба внешней экономической политики нашей страны в те годы? Какие учреждения и предприятия были эвакуированы в Ульяновске? Что стало желанным подарком для детей-блокадников? Смотрите в передаче «Правда под грифом «Секретно».
Довоенный Ульяновск был тихим городком районного масштаба. В 1930 году он утратил статус регионального центра и соответствующее финансирование, и практически перестал развиваться как индустриальный центр.
В правобережной части города, на улице Кирова, работал наиболее крупный завод автогаражного оборудования «Металлист». Предприятие было основано в 1826 году Ильёй Андреевым как чугунолитейное предприятие, в 1916 году его приобрела петроградская фирма «Русский автомобильный завод Пузырёва». В 1920-х годах национализированное предприятие переименовано в завод «Металлист». Сейчас от него остались лишь развалины.
Кроме завода «Металлист», в Ульяновске работали: кирпичный завод, химзавод, пивзавод, плодвинзавод, завод фруктовых вод, спиртоводочный завод, спиртокуренный завод, хлебозавод, гормолзавод, мясокомбинат, горпромкомбинат, прядильная, мебельная фабрики и 18 артелей. Также на улице Карла Маркса был создан швейно-трикотажный комбинат им. К.Е. Ворошилова. А в 1936 году в здании, которое сейчас известно как бывший дом филармонии, была открыта швейная фабрика № 5.
Самым крупным предприятием города и Куйбышевской области стал машиностроительный завод № 3 им. Володарского, который специализировался на производстве боеприпасов к легкому стрелковому оружию, изготовлении станков для металлообработки и роликовых подшипников к тракторам и комбайнам. Завод располагался на Нижней Террасе, как, впрочем, и сейчас, имел свою ТЭЦ и рабочий поселок. К концу 1930-х годов на заводе работали более 20 тысяч человек.
Андрей ПАШКИН — ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
«Надо понимать, что Нижняя Терраса или, как тогда её ещё называли, Нижняя Часовня – это был образцово-показательный район крупного города, который должен был быть в Советском Союзе в каждом областном центре. Он был выстроен в соответствии со всеми новыми стандартами, которые внедрялись в 1930-е годы. Это новые жилые комплексы для рабочих, это учреждения социальной инфраструктуры, это и своя строительная база, которая располагалась совсем недалеко».
В 1931 году в Ульяновске построили первый аэродром с постоянной дислокацией самолётов. Он занимал территорию современного Засвияжского района, между Московским трактом и рекой Свиягой.
Лётное поле аэродрома имело вид эллипса, наибольшая ось которого была направлена с востока на запад и имела длину около 2 км. Аэродром представлял собой ровную поверхность, покрытую травой, и позволял производить взлёт и посадку самолётов всех типов того времени. В распоряжении Ульяновской лётной школы находились ещё три аэродрома в Чердаклах, Белом Ключе, Солдатской Ташле. Ульяновский аэродром был базовым, а остальные — полевого типа. До настоящего времени сохранилось здание командного-диспетчерского пункта аэродрома. На этом месте, по адресу Московское шоссе, 53, находится детская школа искусств № 13.
Подробнее – в видео…
Читайте и смотрите наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках и Вконтакте.