Как ульяновцы к Деду Морозу и Снегурочке в гости ездили

Если мечту запланировать, она обязательно сбудется! Много лет я мечтала посмотреть на вотчину Деда Мороза в Великом Устюге и непременно в декабре, когда Новый год на носу и так хочется праздничного настроения. Но путь из Ульяновска туда неблизкий – сутки на автобусе, а еще в декабре всегда много работы и мало денег. Уже и дети выросли… Но мечта взяла и исполнилась!

Библиотека Деда Мороза

На экскурсию – на поезде

В этом году стал набирать популярность железнодорожный туризм.  На мой взгляд – очень удобно. Садишься вечером в поезд, хорошо высыпаешься, утром у вагона тебя встречает экскурсовод, возит и водит по городу, вечером возвращает к тому же вагону, ночью ты хорошо отдыхаешь, а утром выходишь на вокзале родного города.

В Ипатьевском монастыре. Кострома

Причем туристические поезда – с особым номером,  их прицепляют к проходящим составам, поэтому все вещи туристы оставляют в своих купе, как в гостинице. Так весной я ездила в Ижевск, собиралась было второго января в Нижний Новгород, но случайно увидела объявление, что в декабре-январе РЖД  запускает поезд «Зимняя сказка», который проследует по маршруту Москва – Великий Устюг – Кострома – Москва. Вот здорово: увидеть Деда Мороза и Снегурочку за одну экскурсию!

В ледяной комнате снегурочкиного терема и кот ледяной

Я сразу кинулась искать билеты, но на сайте РЖД в продаже их не было, туроператоры делали похожие предложения, но все-таки не те. Уже потеряв надежду, я отправила заявку в туристический отдел РЖД и - о чудо! - мне ответили в течение пары часов, и я без проблем забронировала места.

В наше время даже Снегурочка носит маску

Тут надо сказать, что туристический поезд – это старые, но хорошо отремонтированные вагоны: есть и биотуалеты, и много розеток. По сравнению с весенней поездкой в столицу Удмуртии поезд  «Зимняя сказка» значительно выигрывал:  здесь был предусмотрен хороший завтрак, выдавали сухой паек, в купе нас ждали тапочки и санитарные наборы.

В тереме Снегурочки

Один минус у железнодорожного туризма – это дорого. Тур в «Зимней сказке» обошелся мне в 25000 руб./человек за два дня экскурсии. В эту цену были включены ж/д билеты, услуги гидов, два обеда, трансферы, входные билеты.  Можно было съездить и бюджетно – по 5000 (детский билет) – 10000 руб./человек. Но тогда проезд был бы в плацкартном вагоне, а туристического сопровождения не было совсем. Вышел в Устюге на вокзале и как хочешь, так и добирайся до вотчины, либо самостоятельно гуляй по городу.

Вот она - настоящая зима! Она существует!

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Итак, в пятницу вечером в Москве мы сели в поезд с надписью «Сочи» и поехали на север. В субботу утром Вологодчина встретила нас двадцатиградусным морозом и сугробами по колено. После слякотного Ульяновска это было диво-дивное! Елки под тяжестью снега стояли с опущенными лапами, каждая веточка на березах была покрыта серебристым инеем, будто мы попали в сказку «Морозко». Дети, как горох, посыпались в снег и давай изображать снежных ангелов.

Гардеробная Деда Мороза

От Устюга до вотчины – 12 км. За это время экскурсовод успела рассказать нам, что Устюг – один из древнейших русских городов (заложен в IX веке) и самый древний на севере. Эпитет «Великий» Устюгу добавил Иван Грозный, отмечая роль городка в развитии торговли, и включил его в число опричных городов. Через Устюг в свое время проходил единственный водный путь на север, к Белому морю. В 1999 году городок получил статус родины российского Деда Мороза, и с тех пор начался его звездный час.

Дед Мороз тоже собирает коллекции. Вот коллекция елок

Вотчина, к слову, работает круглогодично. Это популярный туристический комплекс. Здесь есть домики для туристов, ресторан, зоопарк, зимний сад, небольшие музеи, кузница. В нее-то мы и завернули погреться после прогулки по «Тропе сказок», где нам загадывали загадки Кот Баюн, Волчок Серый Бочок, Бобер, Соловей-разбойник, братец Декабрь, а убегали мы все вместе – и взрослые и дети – от веселого пенделя Бабы-яги.

Ипатьевский монастырь в Костроме - не только духовная вотчина Романовых, но и усыпальница бояр Годуновых

Конечно, тур «Зимняя сказка» рассчитан в первую очередь на детей младшего и среднего школьного возраста, но и взрослые получили искреннее удовольствие от  общения со сказочными персонажами.

Ипатьевский монастырь. Кострома

Что рассказать про терем Деда Мороза? Лучше смотрите фотографии. Здесь все то, что нам показывают по телевизору и размещают в интернете: почта, опочивальня, гардеробная, зал мечтаний, библиотека и т.д. В конце нас ждала встреча с самим дедушкой. Ему я пожаловалась на отсутствие снега в Ульяновске, а он вздохнул и сказал: «Вот ведь люди! Все им не так! Мало снега – плохо, навалил снега – опять нехорошо. Ну, ладно…» И хоть ничего конкретного дедушка не обещал, но, видимо, просьбу мою исполнил.

Терем Деда Мороза. Это не картинка из интернета. Это я видела своими глазами

Что привозить из Устюга? Свитера и варежки с новогодними узорами, вологодские зефир и мармелад (очень вкусно!), устюжскую карамель и продукцию ЛВЗ, украшения из черненого серебра, которые производят только здесь. И, конечно, валенки! Полгруппы переобулись в Устюге в добротные белые валенки, а остальные, кому не нашлось размера, им искренне позавидовали.

Соловей-разбойник свистеть не стал, но заставил потанцевать

Здорово, Кострома!

«Здоровенько!» - ответила Кострома, встречая нас таким же морозом. Гид даже старалась не выпускать нас лишний раз из автобуса.

Кострома горела 14 раз, поэтому ее главная достопримечательность - пожарная каланча в самом центре города

Сначала нам показали центральную часть города. «Как неказисто, бедненько…» - подумалось мне. Но оказалось, что отсутствие современной застройки в центре – это намеренная политика городских властей по сохранению исторической части города. Все дома – двухэтажные, очевидно, старые. Среди частного сектора изредка встречались новостройки, но и они были стилизованы под старину.   Даже современная торговля разместилась в старинных торговых рядах. Примерно такие же были и у нас в Симбирске на месте нынешнего ЦУМа.

Костромские торговые ряды. Все, как 200 лет назад

Еще пример бережного отношения к своей истории – создание в Костроме этнографического музея деревянного зодчества. С ближних и дальних деревень свезли сюда старинные деревянные дома и церквушки. Мы увидели дом старообрядцев, которому не меньше 300 лет, а состояние такое, что хоть сейчас заходи и живи.

Кузнец Деда Мороза сковал нам на память сердечко

Причем сделано все добротно, по уму: в мороз хозяева выходили из дома на крытый двор, берегли тепло, могли сразу пройти  и к скотине, и в амбар. В одном из таких домов нас ждала хозяюшка-костромчанка: напоила чаем с пряниками и рассказала о нехитром, но богатом на традиции и приметы быте крестьян Русского Севера.

На мастер-классе по народной кукле-мотанке в туристско-информационном центре. Великий Устюг

Казалось бы, всю Россию затронуло пламя революции 1917 года и последующие за ним коллективизация, индустриализация, перестройка, но где-то старый мир был разрушен до основанья, а где-то сохранен. И не только в зданиях и церквях, а в городском укладе, в привычках местного населения, в традициях. Поэтому города Русского Севера очень отличаются от знакомых нам поволжских, кажутся такими интересными, сказочными.

На набережной реки Сухона в Великом Устюге

Так, в Костроме сохранена духовная вотчина российской царской династии Романовых -  Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Здесь юный Федор Романов укрывался от нашествия поляков, пока костромской крестьянин Иван Сусанин уводил пришлых в болото. Здесь же мать Федора инокиня Марфа, хоть не сразу, но благословила сына на царство.

На почте Деда Мороза в его тереме

Монастырь часто навещали члены императорской семьи, а все вновь крещеные европейские принцессы, которых брали в супруги российские цесаревичи, носили отчество Федоровна. Сложно описать словами чувство трепетного восторга и изумления от пребывания на земле, где каждая соринка, каждый кирпичик, самый крохотный кусочек краски, упавший от расписанных стен, – история России.

Церковь Всемилостливого Спаса - самая старая на Русском Севере. Начало XVIII века

Но самую знаменитую костромскую святыню – чудотворную икону Феодоровской Божией Матери – мы не увидели. Из монастыря она давно перенесена в Богоявленский собор Богоявленско-Анастасиина монастыря в центре  Костромы. Монастырь мы осмотрели только из окна автобуса, потому что нас заждалась Снегурочка.

Терем Снегурочки. Кострома

Родиной Снегурочки Кострому объявили благодаря одноименной пьесе Александра Островского, написавшего ее здесь, в усадьбе Щелыково. В 1970 году здесь же сняли фильм «Снегурочка». И теперь в Костроме на каждом шагу встречаешь что-либо, связанное со Снегурочкой.

Самый старый жилой дом Русского Севера

Впрочем, как и в Великом Устюге, связанное с Дедом Морозом. Однако нас Снегурочка встречала не в своей резиденции, а в «Тереме» - развлекательно-выставочном комплексе, приютившемся на берегу Волги среди обычных панельных пятиэтажек. И вновь нас занимал загадками Кот Баюн, кружили в хороводе Домовой и Домовиха, а хранитель ледяной комнаты потчевал настойками из ледяных рюмок в ледяной комнате. Надо ли рассказывать, что дети, да и взрослые опять были в полнейшем восторге.

Самые полезные сувениры из вотчины!

Что привозить из Костромы? Настоящий костромской сыр, который продается на Сырной бирже напротив памятника Ивану Сусанину. Черную четверговую соль с необычным вкусом ржаных сухариков. Лен – от скатертей до летних туфель. Красносельскую скань. Продукцию ЛВЗ, костромское варенье и мед. И, конечно же, куколку Снегурочки.

Почта Деда Мороза в вотчине

Поляна двенадцати месяцев. Присядь на стульчик, загадай желание

По всей вотчине для обогрева туристов разложены костры

Печка-самоходка. Внутри - наш земляк УАЗ

От Устюга до Костромы нас вез настоящий паровоз, который свистел и пыхал паром

Опочивальня Деда Мороза. Теперь вы видели все!

Нас встречает костромская крестьянка

С Новым годом!

(0+)

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.