Бог на ладошках нес. Приключения двух блондинок в Таджикистане

За восемь дней мы побывали в двух государствах Средней Азии, сравнили плов в четырех городах, испытали на себе езду на разных видах транспорта, окунулись в Кайраккумское море, в мир разных религий и научились на базарах сбивать цену вдвое. Подробнее – в материале ulpravda.ru.

Начну с того, что это путешествие – мечта последних 25 лет. Говорят, когда мечта сбывается, становится грустно. В моем случае – нет. Я испытала бурю эмоций, оставив надолго в воспоминаниях радость, свет и желание… вернуться в эти удивительные места еще раз.

Самым сложным для меня оказалось найти попутчика. Большинство отказывалось, пугаясь неизвестности. Таджикистан и Узбекистан для ульяновцев, да и для большинства российских туристов – страны пока не популярные. И отношение к ним почему-то не самое позитивное. На мою радость и, как потом выяснилось, спасение согласилась на авантюру подруга, а по совместительству - директор агентства недвижимости Domatoot Светлана Пономарева. Это стало первым моим везением. А далее пошло буквально как по маслу.

Замучавшись объяснять ульяновцам на «почему в Таджикистан, а не в Турцию?», мы стали отвечать просто: «Звонкая лютня позвала наши пыльные сандалии». С тем и началось наше путешествие.

Время – деньги

В ситуации с покупкой билетов на самолет убедилась в этом полностью. В мае-июне, когда начала продумывать поездку, можно  было уложиться тысяч в 15 в оба конца на одного. В августе, когда стала бронировать, цена выросла примерно до 22 000 рублей. Так что лучший вариант – планировать путешествие заранее и оплачивать билеты загодя.

Из Ульяновска самый экономичный вариант добраться до Худжанда, который стал нашей первой точкой пребывания в Таджикистане  - Казань. Сложность в том, что прямой самолет туда летает раз в неделю. Все остальные рейсы с пересадками, что сразу увеличивает стоимость билетов от полутора до двух раз.

Обратно решили лететь из Ташкента. И оттуда самый выгодный рейс – до Казани. И таджикская Solomon air и Uzbekistan Airways оказались добротными авиакомпаниями. Перелеты прошли легко, без задержек и сюрпризов.

И да, визы не нужны. Только загранпаспорт.

Люди

Ровно по расписанию, в 5.30 по местному времени, мы приземлились в аэропорту небольшого городка Бустон, который ранее носил имя летчика Чкалова. Тягость ночного перелета и напряжение от того, что женщин в лайнере оказалось не более десятка, снялось уже при прохождении таможенного контроля. У двух кабинок в аэропорту выстроилась толпа прилетевших азиатских мужчин. Но все они расступились, едва мы подошли к длиннющей очереди:

- Проходите, проходите, неужели не пропустим женщин? – обратился к другим пассажирам один мужчина. И все они, с улыбками закивав головами, согласились предоставить нам такую привилегию.

В этот момент я начала гордиться своей малой родиной. А Светлана – удивляться гостеприимству и радушию местных жителей, искренне радующихся нам. И на протяжении всего путешествия мы не переставали восхищаться их по-детски открытым душам, готовности помочь в любой момент.

На выходе из аэропорта к нам подошел красивый парень-таксист. Сговорившись о цене, взял сумки, сам купил нам воды – мы едва успели спросить, где это можно сделать в такую рань. Узнав, что родилась в Чкаловске, устроил небольшую экскурсию на машине по городу моего детства и потом всю дорогу отвечал на миллион моих вопросов, рассказывая и показывая обо всех объектах, которые проезжали. За поездку мы переплатили почти вдвое. Но ни копейки не пожалели. Во-первых, ранним утром нам, уставшим, не хотелось долго искать другую машину и торговаться, хотелось поскорее оказаться на месте. Во-вторых, чистая машина, интеллигентная речь водителя и классическая музыка в такси – такого и в Ульяновске не всегда получишь в качестве услуги. Но для себя имейте в виду: такси из аэропорта до санатория стоит примерно 80 сомони – чуть более 500 рублей.

Еще одна история, которая покажет, что такое таджикское гостеприимство. Когда в Кайраккуме искали, где поесть, нас сразила наповал девушка из киоска, где покупали местную симку.

- Подскажите, пожалуйста, где можно перекусить?

- Вы шашлык любите?

- Конечно!

- Пойдемте, я вас провожу.

Именно это и сделала продавец услуг сотовой связи – довела нас до кафешки, а не просто указала «прямо, потом налево».

Или вот такая ситуация. Сижу в холле корпуса, вайфаюсь. Приходит семья, ставит на стол ляган, открывает его, а там – манты, от которых пар поднимается и запах такой, что непроизвольно потекла слюнка. И вот уже меня настойчиво приглашают к общему столу, потому что «гость – это радость», отказываться от приглашения нельзя. Манты вкусны до невозможного: тончайшее тесто, порубленные, а не прокрученные мясо и лук, зира… Ммм, я вздыхаю, причмокиваю и набираюсь наглости:

- Можно, я угощу мою подругу, она сейчас в номере. Таких мантов она никогда не ела.

Игнорируя мое сопротивление – я хотела одну взять, на пробу же – накладывают полную тарелку. И вот уже Светлана разглядывает – недолго – прозрачное тесто и со вздохом отправляет сочную мантушку в рот…

Обращаться с вопросами к местным жителям – одно удовольствие. Нам даже милиционеры (по другому их называть не получалось – форму они носят ту самую, с советских времен) такси помогали ловить.

К слову, что в Таджикистане, что в Узбекистане все местные жители прекрасно говорят на русском, а то и на английском языках. Так что проблем с общением не возникло ни разу. А разговаривали они охотно, рассказывая, например, что отгулять свадьбу в узком кругу родственников – дорого. Именно ради накоплений на свадьбу и едут работать в Россию, а то и дальше.

- У моей бабушки 13 детей. Больше 100 внуков и правнуков, - объяснял нам очередной новый знакомый за обедом в чайхане. – Мы же не можем половину пригласить, половину нет.

Царство весны

Именно так переводится название санатория «Бахористон», где мы остановились. Раньше здесь располагался Дом отдыха, его я и искала в интернете как вариант для жилья в Таджикистане. Нашла, списалась, а потом и созвонилась, забронировала номер. И хотя заселение в санаторий начинается с 12.00, в уютном номере мы очутились уже в 7 утра, едва приехав.

А теперь представьте наши лица, когда после короткой передышки мы отправились осматривать территорию санатория. А это почти 800 га дурманящего аромата растущих повсеместно роз, длинноиглых сосен и прочих видов цветов и хвойных. Усталость снялась как рукой.

Дом отдыха, как рассказали местные, после развала Союза долго пребывал в запустении. Но году в 2011-м за него взялась дочка президента Таджикистана Эмомали Рахмонова. И, надо отдать должное, превратила заведение в шикарный санаторий: новые корпуса, более 40 видов различных процедур, пляж на берегу Кайраккумского водохранилища, которое называют Таджикским морем.

В первый же день посетители отправляются к терапевту, жалуются – кто на болячки, кто на жизнь, кто на жен - и получают список назначений. Сюда надо ехать минимум дней на 10 и отдыхать, и лечиться, оплатив полный пансион. В него войдут трехразовое питание и значительная часть процедур. Цены варьируются в зависимости от качества номеров и корпусов, но вполне приемлемы и ниже, чем на российских курортах. Правда, прайсы разделены на «для местных» и «для иностранных граждан», и второй выше первого. Тут случилось второе везение – нас посчитали по местным расценкам. И оплатить получилось с карточки. На этом ее  действие закончилось вплоть до Ташкента.

Мы оплатили четыре дня проживания с завтраками в стандартном номере примерно по 1300 за сутки с человека.

Прописанные врачом сероводородные ванны, коктейли, массаж купили отдельно. Например, час разминания наших уставших тел в буквальном смысле от макушки до кончиков пальцев ног стоит 400 рублей (для понимания цен - это одна из самых дорогих услуг, остальные гораздо дешевле). От массажиста мы выползали размякшими тушками, уже после первого сеанса напрочь забыв об рабочих буднях и тяготах перелета.

Мальчики – налево, девочки - направо

Купаться в море уже холодно, несмотря на дневные +36, сетовали местные. Ночи в горном северном Таджикистане прохладные, вода в водохранилище к нашему приезду подостыла. Хотя, если сравнивать с Волгой... Все с удовольствием плавали в санаторных бассейнах. Они бесплатны для всех, есть открытый и закрытые. В первом плавают в основном европейцы - местным женщинам не подобает показываться в купальниках перед посторонними. Поэтому закрытые разделены на мужской и женский – традиции, что скажешь.

Предлагают по 70, покупаешь по 35

В перерывах между санаторными процедурами осматривали местные достопримечательности. Главная из них, конечно, базар! В один из дней мы отправились в Худжанд – своеобразную северную столицу Таджикистана.

Базар Панджшанбе ударил в нос разнообразием запахов, яркостью овощей и фруктов и зазывными «пробуй, апа, пробуй!». Не пробовать там невозможно – даже если не покупаешь, надо. Иначе обижаются, как дети.

Ярко-желтые колючие продолговатые штуки - индийский гранат

И мы пробовали, вдыхали ароматы специй, утирали слипающиеся от сладчайшего инжира губы, грызли орехи и не могли не покупать. Хотя старались себя ограничивать тщательно, зная, что впереди еще долгий путь по Узбекистану и отяжелевшие сумки доставят неудобств.

Но как не взять миндаль, если цена ему там рублей 400 за кг, а сушеные и фаршированные изюмом и грецкими орехами абрикосы и дыни обойдутся и того дешевле – примерно в 200 рэ. Но расплачивались везде сомони, обменяв нашу российскую валюту на местную в первый же день в банке: наши 100 рублей – примерно 15 сомони.

Торговаться на восточных базарах, как и пробовать все, надо непременно. Поначалу мы не очень-то в этом преуспели. Просто потому, что цены и так казались смешными. Но к концу путешествия вошли в азарт и сбивали цену мастерски. Аукцион тот еще:

- Почем курага?

- 50!

- Ээээ, 20 ей цена, дороже даже смотреть не буду.

- Ты что, по 45 могу отдать, сам за такую цену беру.

- Да кого ты обманываешь, я вчера по 15 брала…

В итоге медовая курага оказывалась в наших сумках по 25-30 – ни вашим, ни нашим, как говорят продавцы.

Через Сырдарью – по воздуху

Но Худжанд интересен не только базаром. В один из вечеров мы отправились на экскурсию. Город, как нам рассказали местные, начал облагораживаться масштабно лет 5 назад. И сейчас он весь в зелени, огнях: восточный колорит здесь мастерски совмещен с современными технологиями.

Так, канатная дорога за 30 сом (200 рублей) унесла нас с левого берега Сырдарьи на правый, подняла к подножью гор. А там – струящиеся фонтаны разных форм и размеров, которые поднимаются ввысь, к подножью памятника Исмаила Самани – эмира из династии Саманидов, основателя государства в Средней Азии.

Его поставили здесь недавно, убрав с постамента фигуру нашего земляка Владимира Ленина.

К слову, ранее этот памятник был третьим по величине в Советском Союзе и превышал 30 метров.

Проплывая по воздуху в кабинке с диванчиком обратно, мы с удивлением разглядывали и спортивный городок, раскинувшийся по берегу реки. Современный стадион, теннисный корт, бассейн, и… открытая ледяная площадка. В тот вечер на ней тренировались хоккеисты. В +30, на минуточку. А население Худжанда чуть более 180 000 человек, то есть это совсем не мегаполис с миллиардными бюджетами.

Еда

Насчет питания - даже если вы не взяли полный рацион в санатории, переживать не стоит. Прямо на территории зоны отдыха есть кафе и чайхана, обед или ужин там обойдется рублей в 500 (вполне сытно можно поесть и за 100 рублей ) на двоих. И это будут огромные порции мясных блюд: и первое, и второе, и чай. Он, кстати, там подается непременно в чайниках и либо вообще бесплатен, либо стоит 1-2 сома – это меньше 8 рублей.

Вообще в поездке мы питались в заведениях абсолютно разных, решив непременно проверить и аутентичные забегаловки, и дорогие рестораны. Дорогие, честно скажу, по ульяновским расценкам – понятие относительное. Шиканули мы круче всего в рыбном ресторане. Беседки буквально свисают над морем, рыба – подавали белого амура и сома - выловлена из него только что и пожарена для вас моментально. Свежайшие салаты, вино, чай. За все это мы заплатили… 1300 на двоих.

Самым дешевым, но не менее вкусным, оказался последний в нашей поездке ужин в Ташкенте. Две самсы с полтарелки размером и два куска ханумы (мясной рулет, готовится на пару), с соусами и чаем обошелся в… 80 рублей на двоих.

Эконом-заведения мы выбирали по принципу: местные едят там, где недорого и вкусно. И там действительно так. В таких чайханах особая атмосфера – там питаются обычные люди, трудяги, порции просто огромные. Мы брали обычно два разных блюда на двоих. Хотя объесться можно с одной порции плова. Но нам так хотелось все попробовать!

Кафешки гармонично смотрятся и под сводами исторических объектов

Не менее радовали и дорогие (ну вы поняли, насколько дорогие) рестораны. Это действительно место  отдыха, как и положено им по статусу – с живой музыкой, галантным обслуживанием официантов, возможностью и желанием не спешить, провести здесь весь вечер. Еще одно оцененное нами заведение – в центре Бухары, у пруда, в котором плавали уточки, а над головами раскинулись многовековые чинары. Баранина из тандыра сразила наши вкусовые рецепторы и заставила надолго замолчать, а лишь вздыхать и причмокивать.

Деньги

Вот здесь важная деталь: отправляясь туда в отпуск, берите наличные. Снять деньги с карточки оказалось возможным лишь в последнем в нашем путешествии городе – Ташкенте. Хотя перед отъездом я специально консультировалась со специалистами Сбербанка и Тинькофф. Получив заверения, что никаких проблем не возникнет, я взяла лишь небольшую сумму налички. И если бы не Светлана, которая оказалась менее доверчивой к современным видам финансовых операций, даже не знаю, как смогла бы продолжить путешествие.

Связь

И в Таджикистане, и в Узбекистане подключали местную симку. Она обходится рублей в 200-250, интернета в ней хватит надолго. В Россию звонили по ватсапу или вайберу. И да – симку брали одну, а второму просто раздавали с нее вайфай – вот вам и экономия. Особенно если учесть, что МТС с меня взял 349 рэ за один день в роуминге. Далее я просто перестала им пользоваться.

Кроме того, вайфай там есть во всех отелях, что мы снимали и в более-менее крупных кафе.

Транспорт

Маршрутка – 1-2 сомони, в зависимости от расстояния (это 6-12 рублей).

Автобус – 2 сомони.

Отмечу, что и маршрутки, и автобусы – современные и комфортные.

Такси – примерно по полтора сомони за км. То есть километров тридцать между, например, Худжандом и Кайраккумом мы преодолевали за 45 сомони (300 рублей). И да, торговаться с таксистами надо столь же яростно, что и с продавцами на базаре.

В общем, подбив финансовый итог по Таджикистану: взяв полный пансион дней на 10 в санатории, оплатив перелет заранее (см. в самом начале статьи), тысяч за 40 рублей вы отдохнете, подлечитесь, отъедитесь, нагуляетесь. Если есть возможность потратить больше - берите, не стесняйтесь. И езжайте на экскурсии в горы, на водопады, на рыбалку - кайфуйте от впечатлений и ощущений.

И снова в путь

Ну а наши четыре дня пролетели, как одно мгновение. Хотелось остаться еще, но звонкая лютня уже требовательно звала наши сандалии дальше. Впереди нас ждал Узбекистан, в который мы влетели с нервным хоррором. Но об этом – в ближайшее время.

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.