Ребенок из СИЗО и замок XIX века. Как журналист ulpravda.ru попал за решетку и что увидел

Следственный изолятор № 1, располагающийся в центральной части Ульяновска, считается учреждением закрытым: попасть в него можно лишь по долгу службы или преступив закон. Закрытость следственного изолятора окружает его ореолом таинственности и порождает массу слухов. К примеру, учитывая обилие известных личностей, оказывающихся в последнее время в местных застенках, пошли разговоры, что в СИЗО-1 появились ВИП-камеры. Получить ответы на этот и другие вопросы удалось журналисту ulpravda.ru. Как и удалось побывать лично в режимном учреждении на… рабочей экскурсии.

 

Перед досмотром все равны

Сразу после контрольно-пропускного пункта нас встретил начальник СИЗО-1 Павел Ларкин. Он же и стал гидом.

 

«Попасть на территорию нашего учреждения возможно только через контрольно-пропускной пункт, - поясняет Павел Ларкин. – Это касается и всех гражданских лиц, например, журналистов или адвокатов, посещающих учреждение для решения рабочих вопросов со своими подзащитными, а также сотрудников изолятора. И все проходят процедуру проверки с помощью специального оборудования. Это делается для того, чтобы на режимную территорию не попали запрещенные предметы».

 

Начальник СИЗО-1 Павел Ларкин провел экскурсию для журналиста ulpravda.ru

 

К «запрещенке» относятся, в том числе, сотовые телефоны и диктофоны. Поэтому во время экскурсии корреспонденту ulpravda.ru пришлось фиксировать всю получаемую информацию старыми добрыми методами – с помощью блокнота и ручки. А еще смотреть во все глаза и запоминать.

 

Всевидящее око уберегает от беды

Следственный изолятор разделен на отдельные небольшие участки – посты. Каждый коридор, каждое помещение отделены друг от друга тяжелыми стальными решетками. Заходя в определенный коридор, сотрудник закрывает дверь, только потом он может отпереть камеру, в которой содержится подследственный. Каждый ключ открывает только одну дверь.

 

 

На каждом посту у сотрудников имеется возможность дистанционно подать сигнал тревоги. При этом все без исключения участки и помещения просматриваются камерами - слепых зон, по словам начальника учреждения, нет, охват видимости - 100%.

В правоте этих слов убеждаемся сразу же: экскурсия началась с посещения поста видеонаблюдения. В небольшой комнате на стене располагаются девять больших видеоэкранов. На каждом располагаются десятки маленьких.

 

«Девять больших видеоэкранов – это девять различных территорий, просматриваемых камерами, - рассказывает Павел Ларкин. – При этом каждая территория делится на несколько зон, которые просматриваются, а изображение выводится на маленькие экраны. Вот, к примеру, на этом экране показаны несколько зон кабинетов для свиданий с адвокатами, на другом – следственные кабинеты. Также сотрудник, работающий на посту видеонаблюдения, может увидеть все происходящее в комнате воспитательной работы, в столовой, в отряде по хозяйственному обслуживанию, на прогулочной территории, в камерных помещениях… Отмечу, что современная система видеофиксации, установленная в СИЗО-1 несколько лет назад, помогает решать несколько важных задач. В том числе уберегает от ЧП: сотрудник поста видеонаблюдения, видя, например, готовящуюся попытку суицида, дает сигнал, благодаря которому другие сотрудники вовремя успевают предотвратить трагедию».

 

И покрестят, и распишут

Идем дальше. Заходим поочередно в кабинеты для свиданий с адвокатами, следственные кабинеты, медицинскую комнату, а также помещения, предоставляемые подозреваемым, обвиняемым и осужденным для проведения религиозных обрядов и церемоний.

 

 

Отмечаем, что в каждом помещении есть только все самое необходимое.Так, в кабинетах для свиданий с адвокатами и следственных кабинетах имеются стол и два стула.

 

 

А в молельных комнатах – только предметы культа и религиозная литература.

 

«В нашем следственном изоляторе проводятся даже церемонии бракосочетания и крещения», - объясняет Павел Ларкин.

 

 

Кстати, крестят в СИЗО-1 не только заключенных, но и… новорожденных.

 

«Дети в нашем учреждении появляются благодаря беременным женщинам, отправленным по решению суда в заключение, - поясняет начальник ульяновского СИЗО-1. – 2025 год стал для нашего изолятора рекордным по количеству новорожденных, их появилось трое. И всех малышей со временем окрестили».

 

Уточним: рожают женщины не на территории СИЗО-1.

 

«В рамках межведомственного взаимодействия между УФСИН России по Ульяновской области и региональным министерством здравоохранения, беременные женщины на время родов и послеродовый период направляются в одно из ульяновских медучреждений, после чего с новорожденным возвращаются в следственный изолятор, - рассказал нам Павел Ларкин. – А когда мать переводится отбывать срок в колонию, вместе с ней покидает наш изолятор и ее ребенок».

 

Как делятся заключенные

Следующим этапом нашей экскурсии стала камерная зона. В следственном изоляторе она делится на три категории.

 

«В нашем режимном учреждении есть камеры для мужчин, женщин и несовершеннолетних, - уточняет начальник СИЗО-1». – Представители разных категорий не могут находиться в одной камере ни при каких обстоятельствах».

 

 

Лимит наполнения СИЗО-1 - 271 человек.

 

«Этот лимит, на моей памяти, ни разу не достигался, - заверил нас начальник СИЗО-1. - Поэтому те, кто утверждают, что камеры в следственном изоляторе переполнены, говорят неправду. Сейчас, в декабре 2025-го, наше режимное учреждение заполнено процентов на 70-75».

 

 

 

К слову, мы прошли и по камерам. И не встретили в них ни одного известного политика или бизнесмена. Хотя в свое время в СИЗО-1 находились и бывший заместитель губернатора Сергея Морозова Анатолий Озернов, и экс-вице-мэр Ульяновска Михаил Сычев, и депутат Ульяновской городской думы Антон Антипов, и известные в регионе бизнесмен Евгений Никифоров, врач Рашид Абдуллов

 

«За полтора десятка лет, которые я служу в СИЗО-1, знаменитых людей в нашем режимном учреждении побывало немало, - признается Павел Ларкин. – Но ни для одного из них не создавались в изоляторе особые условия. У нас нет привилегированных заключенных, все находятся в СИЗО-1 в равных условиях. Никаких ВИП-камер у нас нет и не было никогда».

 

Как заверил нас Павел Ларкин, все права заключенных в изоляторе соблюдаются: переполненных камер нет, для нормальной жизни заключенных созданы все условия.

 

«Есть в учреждении своя библиотека, в которой много интересных книг и периодической литературы, к примеру, можно почитать «Ульяновскую правду» и «Народную газету», - поясняет начальник СИЗО-1. – Работает в изоляторе и банно-прачечный комплекс, который женщины и несовершеннолетние имеют право посещать два раза в неделю, мужчины – еженедельно. В каждой камере для женщин и несовершеннолетних есть по телевизору и холодильнику. Мужчины также не лишены благ цивилизации, но телевизоры и холодильники у них не во всех камерах. Устанавливаем их по мере возможности».

 

 

СИЗОнное меню

Побывали мы, конечно, и в местной кухне.

 

«Наше меню такое же, как в обычной столовой: есть первое и второе блюда, напиток, - рассказал ulpravda.ru местный повар. – Первые блюда – это борщи, рассольник, различные супы; вторые – каши, макароны, рис, картофель, тушеная капуста, биточки из мяса, котлеты, рыба; напитки – чай, кисель и компот. Все очень вкусно».

 

 

 

 

 

Как пояснил нам начальник СИЗО-1, на кухне работают заключенные, которые определены в хозяйственный отряд. Хозотрядники также трудятся в банно-прачечном комплексе, занимаются уборкой территории.

 

 

Замок XIX века

Когда все рабочие зоны СИЗО-1 были пройдены, начальник изолятора предложил отправиться туда, где теперь «не ступает нога человека».

 

 

«Это – бывшие помещения нашего следственного изолятора, им в следующем году исполнится 165 лет, - сделал экскурс в историю Павел Ларкин. - 26 октября 1861 года на этом месте по велению императора Николая Павловича была открыта Симбирская арестантская рота, из которой в последующие годы и был создан следственный изолятор № 1. Здесь не только располагались камеры для арестантов, но и базировалось ткацкое производство, введенное с конца 1890 года. Еще несколько лет назад здание было рабочим, в нем располагалось несколько камер. Но после пожара, случившегося в СИЗО-1 в 2015 году, решили закрыть эту часть здания. Арестантов перевели в другие камеры, которые капитально отремонтировали. А пустующее здание мы теперь именуем замком XIXвека. Так как оно признано памятником исторического наследия, со временем, возможно, здесь появится музей. Для всех желающих. И тогда ульяновцы и гости города смогут попасть сюда на экскурсию».

 

 

 

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и MAX.

498 просмотров

Читайте также