Заслуженный тренер России Евгений Головихин: «Я счастливый человек»
Отец шестерых сыновей, заслуженный тренер России, мастер спорта международного класса, доктор педагогических наук, обладатель черных поясов по боевым искусствам. Более 30 лет работает тренером, подготовил более 40 мастеров спорта, 18 мастеров спорта международного класса, троих заслуженных мастеров спорта. Все это о Евгении Головихине, с которым мы поговорили о Дне защиты детей и, конечно же, о самих детях.
- Евгений Васильевич, международный праздник называется День защиты детей. А вам в прямом смысле этого слова приходилось в жизни защищать своих детей?
- Приходилось и приходится. В жизни всегда возникают те или иные вопросы, когда дети в силу своего возраста не имеют должного опыта для их решения. Но здесь, конечно, все зависит от того, насколько доверительные отношения между детьми и родителями. Это, так сказать, в теории. Бывали в моей жизни и реальные случаи, когда в прямом смысле приходилось вставать на защиту своих детей. Как-то в одном из торговых центров Турции я прогуливался с двумя сыновьями, одному на тот момент было шесть лет, другому - восемь. И вдруг внезапно двери универмага стали закрываться. Я даже сначала не понял, что происходит. И только потом увидел, что вдалеке разгорелась массовая драка с дубинками, ножами. И вся эта толпа бежит в мою сторону. Я тут же спрятал детей за рядом стоявшие мусорные мешки и полностью заслонил их собой. Тогда я мало соображал, чем все это может закончиться, к детям я бы никого не подпустил в любом случае. К счастью, все обошлось, и эта драка пронеслась мимо нас. Однако был и другой случай. Помню, в 90-х на улице заступился за подростков, а в итоге получил ножевое ранение в живот. Это сейчас понимаешь, что рисковал жизнью, а тогда я просто не мог поступить иначе. И повторись эта история сейчас, сделал бы точно так же.
- Вы непосредственно работаете с детьми. Помимо спортивного тренировочного процесса наверняка большое внимание уделяете и воспитанию?
- Разумеется. Чего греха таить, на улице сейчас не всегда безопасно. Те же дети могут быть из разных социальных сословий, и культура поведения у них отличается. Порой дело может доходить и до физического насилия. Чтобы этого избежать, я учу своих воспитанников, как правильно вести себя в той или иной ситуации. Вплоть до того, как смотреть в сторону человека, с которым общаешься. А когда замечание делает старший, обязательно поблагодарить его за это. Потому как к взрослому человеку всегда должно быть уважение. Не поверите, но как-то в школе произошел такой случай: учительница сделала замечание моему воспитаннику, а тот сказал ей спасибо. Так учительница мне потом стала выговаривать: «Ваши дети хамы, чему вы только их учите?» Все дело в том, что она тот ответ расценила как некую издевку. А все потому, что нынешние учителя уже привыкли получать словесный отпор от детей. Уже потом мы, разумеется, поговорили с ней, и она поняла, что была неправа.
- А вы сами каким были ребенком? Слушались своих родителей?
- Я слушался своих родителей, отец много занимался мной, он был примером для меня буквально во всем. Папа у меня был командиром взвода подразделения особого риска. На них, в частности, испытывали первую водородную бомбу под Оренбургом. Сначала отец присутствовал при взрыве этой бомбы, затем жил возле этой воронки. Разумеется, все это держалось в секрете, с них брали подписку о неразглашении на протяжении 25 лет. Чтобы снизить излучение радиации, спасались алкоголем - в умеренных количествах, разумеется. Конечно, последствия были - много опухолей на теле, но батя у меня был очень мужественным человеком. Всегда делал утреннюю гимнастику, дожил до 85 лет. Единственное желание, которое он так и не осуществил при жизни, - узнать, сколько именно у него радионуклидов в теле. Нужно было ехать в Москву, а он боялся, что не доедет.
- Неужели вы были таким паинькой и совсем не хулиганили?
- Отец при малейшей возможности всегда брал меня с собой, поэтому я постоянно был под присмотром, на хулиганство времени особо не было. Но и паинькой себя назвать не могу. Как и все пацаны, лазил по стройкам, взрывал карбид в бутылках из-под шампанского. На слабо прыгал с третьего этажа в керамзит. Нынешних детей за такими занятиями сложно представить.
- Есть мнение, что человек с возрастом вовсе не стареет, в душе он остается тем же ребенком. Согласны с этим?
- Конечно, жизнь свои коррективы вносит. Например, сейчас я боюсь даже на словах пожелать кому-то зла, такого себе не позволяю. Ну а в душе все тот же. Я с удовольствием и с детьми поиграю. Для меня детский крик, суета вовсе не внапряг. Опять же на девчонок смотрю с интересом (смеется). Так что все нормально. Ненормально, когда мальчишка смотрит на мальчишку. Даже у себя в секции, когда мальчишка задирается с другим, я тут же делаю замечание: «Ты чего с ним заигрываешь?» Как правило, после таких слов он тут же отлетает как ошпаренный.
- На ваш взгляд, есть неуправляемые дети? Или тренер должен найти подход к любому ребенку?
- Есть такие дети. Тут все зависит как от неуравновешенной психики ребенка, так и от его темперамента. Сложнее всего иметь дело с холериками. И на сегодняшний день я не вижу для себя причин связываться с ними. Пусть они живут своей жизнью. Зачем мне их брать в свою секцию и тем самым создавать угрозу для других? Я работаю исключительно с одаренными детьми, родители которых действительно расценивают спорт как жизненную ценность. Я, например, не понимаю родителей одаренного в спортивном плане ребенка, которые отдают свое чадо не в олимпийский вид спорта. Смысл? Нужно всегда стремиться к покорению самых высоких вершин. Если ты станешь олимпийским чемпионом, это не только уважение и почет, но безбедное материальное обеспечение на всю жизнь. Ты прославишь не только себя, но и всю мощь системы российского спорта. К этому нужно стремиться! Неужели родители этого не понимают? Не хотят дать своему ребенку хотя бы шанс на полноценное спортивное будущее?
- Добро должно быть с кулаками?
- Все зависит от конкретной ситуации. Добро и правда должны быть всегда. А уж каким путем это достигнуто, все индивидуально. Скажу так: когда на тебя прыгают, нужно отстраняться так, чтобы обидчик сам случайно ударялся головой о твой кулак или колено (улыбается).
- Еще недавно вы часто разъезжали по соревнованиям, в командировках проводили до 100 дней в году. Как семья относилась к таким разлукам?
- До введенных санкций против нашей страны было очень много соревнований, в том числе и международных. Дети и собаки скучали, конечно. Жена хоть и ворчит, но со временем натренировалась, поняла, что в спорте высших достижений не может быть мелочей. Здесь как в высшей математике: для успеха все составляющие должны сложиться.
- Кстати, у вас в семье две собаки, кошка, крыса, попугай, черепаха. Откуда такая страсть к животным?
- Это еще не все. Была морская свинка, веселая такая. Но наступило лето - и мы решили выпустить ее на лужайку. Наша же собака подошла к ней просто понюхать, а свинка, видимо, от страха умерла. А вообще животными в нашей семье больше всех увлекается сын со слабым зрением. Он изучает все: и анатомию, и биологию, и зоологию, флору, фауну. А домашние животные ему в этом сильно помогают.
- Вы отец шестерых детей. Гордитесь своими детьми?
- Я счастлив. Счастлив от того, что Господь уже подарил мне внука и внучку. Значит, жизнь продолжается. У меня сейчас много свободного времени, и я с удовольствием провожу его вместе с детьми и внуками. Делюсь с ними своим жизненным опытом. Поверьте, это большое счастье.
Максим СКВОРЦОВ
Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.