Николай Афанасенко: «Хоккей мне не снится - я им живу»
Лучший бомбардир в истории «ВОЛГИ», чемпион мира 1985 года отметил 70-летний юбилей.
- Николай Иванович, болельщики со стажем хорошо помнят ваш пушечный удар и с ностальгией констатируют, что сегодня таких ударников нет. Насколько тяжело нынешнему поколению хоккеистов поставить правильный удар?
- Я работаю в СДЮСШОР с мальчишками, и, конечно, проблема поставленного удара существует. Причем порой страдает не только сама техника удара, но и выбор позиции при пробитии. На все это и стараюсь обращать внимание наше юное поколение. Есть, конечно, и определенный талант в данном компоненте. Тому же Станиславу Ощепкову из «СДЮСШОР-Волги-2007» уже сейчас даются удары, и ему только нужно совершенствовать свою технику. Но в целом считаю, обучить пусть и не самому мощному, но поставленному удару, можно практического каждого хоккеиста. Но здесь многое зависит и от самих мальчишек, от их желания. Мы в свое время и летом на асфальте отрабатывали и удары, и прием мяча. Сейчас же такое встретишь не часто.
- Но вы сами не раз говорили, что одно дело - забивать пенальти и угловые на тренировках, и совершенно другое - в матчах.
- Так и есть - это две большие разницы. Те же угловые, например, на тренировках отрабатываются только на вратарях, в игре же тебе противостоит еще и целая группа выбегающих игроков соперника. Пенальти же, на мой взгляд, должен бить игрок, в первую очередь обладающий мощным ударом. Тот же Евгений Михайлович Папугин, которого называли «русской пушкой», всегда бил мимо ушей вратарям. Сила удара была настолько мощной, что голкиперы реагировать не успевали. Главное в пенальти - мощным ударом попасть в ворота. Когда же начинают бить на точность со средней силой - это всегда шанс для вратаря. Но даже при этом нужно понимать, что все пенальти забивать невозможно. Помню, в одном сезоне я 14 раз подходил к «точке» и забил только 12 мячей.
- В конце карьеры в споре бомбардиров вы уступали только другому ульяновскому воспитаннику - Евгению Агурееву. Для вас имело принципиальное значение обойти своего земляка?
- Это сейчас все забитые мячи у всех на виду, раньше же особо об этом не писали. Быть может, меня в этом споре подвело, что один сезон провел в Первой лиге, где я в общей сложности забил более 100 мячей. И когда в 40 лет я поехал играть в Швецию, то уже чувствовал, что вряд ли смогу достать Женьку. Да и не имело для меня принципиального значения выиграть этот бомбардирский спор. К тому же у Евгения, не один сезон отыгравшего за алмаатинское «Динамо», было одно преимущество. Все дело в том, что главный тренер алмаатинцев Эдуард Айрих составлял календарь чемпионата таким образом, что подавляющее большинство домашних матчей алмаатинцы играли в первом круге - на «Медео». И если для алмаатинцев стадион в горах был делом уже привычным, то все соперники, приезжавшие к ним, испытывали большой дискомфорт. Тем самым, после первого круга чемпионата алмаатинское «Динамо» обеспечивало себе серьезный очковый задел и уже четко представляло, сколько очков им недостает до чемпионского титула.
- Как так получилось, что один сезон (1989/1990) вы отыграли в Швеции?
- Все дело в том, что в середине 80-х в составе сборной СССР я выезжал в Болльнес, где забил два мяча. Шведы, видимо, это запомнили, взяли на заметку и стали следить за мной. В последующих чемпионатах СССР я регулярно входил в число лучших бомбардиров, хотя мне было уже далеко за 30. И шведы решили пригласить меня к себе - в клуб «Болльнес», игравший тогда во второй по силе лиге. В Швецию я отправился вместе с Сергеем Ломановым-старшим, который принял предложение клуба Элитсерии «Сириус».
- Были и свои трудности в шведском сезоне, не так ли?
- Скорее неудобства. Например, я не мог привыкнуть к их современным конькам, поэтому играл на своих стареньких, из-за чего шведы даже посмеивались надо мной. Высокого места мы не заняли, но в 18 матчах мне удалось забить 27 мячей. Причем в одном матче мне удалось реализовать три угловых из четырех. После этого в одной из газет вышла статья с заголовком: «Ужасный русский». Шведы настолько опасались моего удара, что на тренировках угловые и пенальти я бил по пустым воротам - тогда у вратарей на перчатках еще не было защиты в виде губки.
- Швеция - хорошо. Но неужели за всю карьеру, которую вы провели в «Волге» (за ульяновский клуб Афанасенко отыграл 23 сезона. - Прим. М.С.), вас не приглашали в другие клубы?
- Конечно, приглашали. В том же 1974 году, когда в Москве был турнир на призы газеты «Советская Россия», главный тренер сборной СССР Василий Дмитриевич Трофимов звал меня к себе в московское «Динамо», которое тогда было базовым клубом национальной команды. Но я тогда не решился на такой переход, испугавшись, буду ли я там получать игровую практику? Неоднократно звали в Хабаровск, но самый реальный вариант был с Нижним Новгородом в 1976 году. На тот момент в Нижнем за «Старт» уже играл ульяновец Юрий Гаврилов. Тогда «Стартом» руководил Юрий Ефимович Фокин, мне предлагались хорошие условия, вплоть до квартиры в Нижнем Новгороде.
- Почему же не согласились?
- У жены была хорошая работа, и срываться с ребенком на руках в чужой город я как-то не решился. Это сегодня, если тебе предлагают большой контракт, условно в Хабаровске, то можно уехать на пару лет на заработки. В те же годы все было иначе. Привилегии в Нижнем Новгороде, конечно, были, но они больше касались не материального обогащения, а дополнительных возможностей - например, помогали приобрести автомобиль. В Ульяновске в этом отношении было намного тяжелее.
- За сегодняшней «Волгой» интересно наблюдать?
- Даже по сравнению с прошлым годом наша команда заметно прибавила. Нужно и дальше прогрессировать и шаг за шагом двигаться вперед. Но чтобы «Волга» могла действительно бороться за высокие места, необходимо, чтобы из нашей молодежи выросли хотя бы три-четыре игрока высокого уровня - они должны стать лидерами «Волги». Но где гарантия того, что если кто-то из наших «выстрелит», то его не пригласят в другую команду. Когда тебе предлагают зарплату в разы больше, наверное, трудно удержаться от такого соблазна. Поэтому и условия нужно создавать соответствующие, чтобы у игроков был стимул играть именно за «Волгу». В любом случае здорово, что играют свои воспитанники.
- В нынешней «Волге» кого видите в роли пенальтиста?
- Александра Степанова, он как раз обладает мощным ударом. Нужно только почаще доверять ему, тогда и он почувствует уверенность в себе, но здесь уже решать тренерскому штабу «Волги».
- Какое самое заветное желание в 70 лет?
- Хочется, чтобы «Волга» как можно больше радовала своей игрой, а наши болельщики гордились бы нашей командой.
- Николай Иванович, в хоккее вы провели большую часть жизни. Хоккей часто снится?
- Хоккей, может, и не снится, но желание выйти на лед и взять клюшку меня не покидает и по сей день. Любовь к русскому хоккею у меня пришла с малых лет, и я не представляю свою жизнь без этого вида спорта.
Лучшие бомбардиры в истории чемпионатов страны (500 и более мячей)
1. Сергей ЛОМАНОВ-младший 1 107
2. Евгений ИВАНУШКИН 1 019
3. Сергей ОБУХОВ 984
4. Павел РЯЗАНЦЕВ 854
5. Иван МАКСИМОВ 723
6. Артем БОНДАРЕНКО 638
7. Евгений АГУРЕЕВ 637
8. Николай АФАНАСЕНКО 611
9. Вадим СТАСЕНКО 602
10. Николай ДУРАКОВ 594
11. Сергей ЛОМАНОВ-старший 582
12. Сергей ТАРАСОВ 571
13. Вячеслав БРОННИКОВ 552
14. Александр НАСОНОВ 545
15. Евгений ПАПУГИН 536
16. Андрей ПАШКИН 521
17. Сергей МАКСИМЕНКО 500
Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.