Из истории хоккея с шайбой. Как Харламов звал Федорова обратно в ЦСКА, но тот отказался

В Ульяновске побывал заслуженный мастер спорта Юрий ФЕДОРОВ - воспитанник ульяновского хоккея, двукратный чемпион мира и Европы.

Юрий Федоров единственным среди наших земляков пробился на хоккейный Олимп: в Высшей лиге чемпионата СССР он отыграл 579 матчей и забил в них 116 шайб - гроссмейстерский показатель для игрока обороны. Уже много лет Юрий Иванович живет в Нижнем Новгороде, где прошла большая часть его карьеры. Впрочем, о малой родине прославленный защитник не забывает и с удовольствием приезжает в Ульяновск по приглашению хоккейной общественности региона. На сей раз Федоров стал почетным гостем на мероприятиях, посвященных 75-летию отечественного хоккея. Он принял участие в презентации главного трофея недавно стартовавшего «Кубка Лидера». Призовая чаша была изготовлена в послевоенные годы из мельхиора и патины, украшена серебряным медальоном и ручной филигранью.

«В мое время кубки были большой редкостью, - заметил чемпион мира. - Сейчас даже у маленьких мальчишек этих наград столько, что девать некуда, а раньше даже медалями не всегда награждали. Так что молодцы, что нашли этот трофей, реставрировали и решили сделать переходящим».

Кроме того, звездный гость вместе с легендой русского хоккея Николаем Афанасенко и директором ФОК «Лидер» Николаем Цукановым открыли стенд, посвященный первой в истории Ульяновска команде мастеров по хоккею с шайбой - «Торпедо», в составе которой начинал свой путь в большом спорте и сам Юрий Федоров.

Семь тысяч на матчах в Засвияжье

«Эта команда образовалась в 1957 году, когда мне было восемь лет, - вспоминает Юрий Иванович. - А первые официальные игры провела в январе 1958-го - на первенстве РСФСР. Среди ульяновцев «Торпедо» сразу обрело популярность. Помню, когда жил на улице Карла Либкнехта, с горящими глазами смотрел на хоккеистов, тренировавшихся неподалеку. Когда команда играла в Засвияжье, трибуны были забиты битком. Некоторые матчи по семь тысяч болельщиков собирали. На автозаводе хоккей очень любили. Если выигрывали, готовы были на руках носить, но если плохо играли, «кости перемывали» всей команде. Несмотря на то, что Ульяновск - город русского хоккея, канадская разновидность игры здесь также была в почете. Кстати, в начале 1960-х, кроме «УАЗа», своя шайбовая команда была и при заводе «Контактор». Она также участвовала в республиканских соревнованиях, но просуществовала недолго - сезон или два».

Удивительно, но факт: когда будущий чемпион мира пришел в команду, то по уровню хоккейной подготовки заметно отставал от остальных.

«Я ведь попал в «Торпедо» в 17 лет, когда окончил школу и уже начал работать на заводе, - говорит Федоров. - До этого занимался футболом, а в хоккей изначально пошел только ради того, чтобы зимой поддерживать физическую форму. Но потом знакомые ребята затянули в «шайбу». 5 декабря 1966 года я дебютировал за «Торпедо» в областном блиц-турнире. В первую очередь мне не хватало коньковой подготовки. Кататься-то я научился еще в четвертом классе, когда дядя подарил мне коньки - полуканадки с закругленными лезвиями. Большая редкость по тем временам. Коньки были на три размера больше. Я надевал под них калоши и бегом на стадион «Спартак», где не пропускал ни одного массового катания. Но в классе восьмом коньки стали мне малы, и на лед я стал выходить от случая к случаю. Поэтому, когда попал в хоккейную команду, катание у меня было слабенькое - спиной вперед вообще ехать не мог. Когда пришел форму получать, мне сказали: «Зачем берешь, все равно сдавать придется».«Это мы еще посмотрим», - говорю. Спасибо первому тренеру - Виктору Феофановичу Ларионову, который дал шанс. Я начал заниматься дополнительно, тренировался до изнеможения, но в итоге своей цели добился. В 1967 году меня вместе с другими молодыми взяли в основной состав».

Забавно, что в то время за автозаводцев выступали сразу два Юрия Федорова и оба играли в обороне! Однако в команде избегали путаницы, благо у хоккеистов оказались разные отчества - тезка и однофамилец будущего чемпиона мира был Юрием Викторовичем.

К слову, Юрий Иванович Федоров начинал в «Торпедо» не защитником, а нападающим, но поменял игровое амплуа после разговора с тогдашним тренером автозаводцев - Георгием Мордуховичем.

«Я и сам чувствовал, что в атаке не тяну, - признает ветеран. - У чужих ворот нужно быть шустрым и техничным, чтобы обыграть соперника, создать момент. Мне этих качеств немного не хватало. Поэтому, когда Георгий Леонидович предложим мне перейти в защиту, я не обиделся. Наоборот, согласился, что эта позиция мне больше подходит».

От тренировок Тарасова плакал

Дебютный сезон-1967/1968 Федоров отыграл в классе «Б» чемпионата СССР. «Торпедо» выиграло зональный этап (во второй зоне), но в полуфинальном турнире заняло только третье место. Тем не менее Федерация хоккея СССР взяла нашу команду во вторую группу класса «А». Там ульяновцы выступили совсем не блестяще, заняв десятое место из одиннадцати. Перед стартом следующего сезона ульяновцы проводили турнир в Кирово-Чепецке, где Юрия Ивановича вместе с другим молодым защитником - Александром Куликовым, приехавшим в «Торпедо» из Горького, приметил ЦСКА, и вскоре оба попали к легендарному Анатолию Тарасову.

«Конечно, Анатолий Владимирович был жестким, временами жестоким, но справедливым тренером. Тиранил не от самодурства, а для того, чтобы сделать наш хоккей лучшим в мире, - отмечает Федоров. - Работа под его руководством была тяжкая, это правда. Я сам однажды от нагрузок, которые приходилось переносить, заплакал…».

В ЦСКА ульяновец пришел в 1969-м, но закрепиться там не сумел - уж слишком высокой была конкуренция. За игровой практикой его отправили в «Звезду» из Чебаркуля, а уже оттуда он попал в горьковское (нижегородское) «Торпедо».

По словам Юрия Ивановича, позднее у него был шанс вернуться в армейский клуб.

«На чемпионате мира 1975 года мы обыграли чехов и обеспечили себе победу за тур до конца. Валерий Харламов после матча спрашивает меня: «Пойдешь еще раз в ЦСКА?» Я не ожидал такого и на автомате ответил «да». Мы выпили на брудершафт, а бокалы о стену разбили - на счастье. Потом за мной Анатолий Фирсов приехал, он тогда уже тренером армейцев стал. Еще «Крылья Советов» интерес проявляли, но в итоге я так и остался в Горьком. Если бы поехал в Москву и показал там свою лучшую игру, наверняка попал бы в сборную на Олимпийские игры 1976 года. Ну а после отказа путь туда мне был отрезан».

Иногда одного таланта мало, нужна еще и удача

Юрий Федоров мог быть не единственным хоккеистом из Ульяновска, которому посчастливилось подняться к спортивным вершинам. Были в «Торпедо» и другие таланты.

«Из старшего поколения выделялся нападающий Анатолий Бажанов, - рассказывает Юрий Иванович. - Воскресенский «Химик» и московский «Спартак его в Высшую лигу приглашали, но он так и не решился на переход. Большие перспективы были у Вити Шарагина. Уже в 16-17 лет он играл в основной команде. Но порой одного таланта бывает недостаточно, чтобы пробиться и закрепиться. Нужна еще удача. Ему вот не повезло. Из ульяновских игроков той поры смог себя реализовать Вячеслав Дубровин. Большим игроком он не стал, зато из него получился отличный детский тренер. Он переехал в Череповец и вырастил там много классных хоккеистов. Например, среди его воспитанников нынешняя звезда КХЛ - Вадим Шипачев».

По современным меркам, карьера Федорова похожа на сказку: в 17 лет пришел в хоккей и стал чемпионом мира!

«Расскажи об этом нынешним мальчишкам - не поверят, - соглашается заслуженный мастер спорта. - Сейчас это исключено. Раньше не было такого количества хоккейных школ и такой конкуренции. В молодые годы спорт был со мной всегда, однако я не думал, не гадал, что однажды окажусь в одной команде с кумирами, о которых до этого слышал по радио. Но именно так и получилось».

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

2845 просмотров

Читайте также