И мяч из лунки доставали, и на такси на игры мчали. С каким настроем хоккеист Котачев встречает юбилей

2 февраля 50-летний юбилей отметил бронзовый призер чемпионата России по хоккею с мячом 1997 года в составе «Волги» Андрей Котачев. Приехав в наш город с далекого севера в середине 90-х, он сразу же стал любимцем ульяновских болельщиков.

- Андрей, ты родился и вырос в Архангельске, но предложение из «Волги» получил, будучи игроком северодвинского «Севера». Тяжело далось решение уехать за полторы тысячи километров от родного дома?

- Ничуть. Весной 1996 года я понимал, что нужно что-то менять в своей карьере. Если поначалу «Север» еще играл на эмоциях, то с каждым последующим сезоном команда старела. «Волга» же, напротив, сразу заявила о себе в первом же своем сезоне после возвращения в элиту отечественного хоккея с мячом, заняв пятое место. К тому же, даже играя за «Север», мне всегда импонировали ульяновские болельщики. Только в Ульяновске болельщики на трибунах начинали собираться за полтора часа до матча. Да и по приезде в Ульяновск я ощутил всестороннюю поддержку. 

- В той «Волге» ты был единственным иногородним хоккеистом, но при этом сразу же пришелся по сердцу ульяновским болельщикам. Ощутил на себе все прелести народной любви?

- Не буду скрывать, приятно, когда тебя узнают на улице или просят сфотографироваться после матча. Все это было. Тогда, в принципе, весь Ульяновск жил хоккеем. Стадион «Труд» всегда напоминал котел, в котором буквально все кипело. Поддержка болельщиков была просто непередаваемой, и мы - команда «Волга» - всегда старались отплатить нашим болельщикам не только хорошей игрой, но и запредельной самоотдачей.

- А что в первую очередь бросилось в глаза, когда переехал в Ульяновск?

- Люди. Если сравнивать с северянами, то здесь люди более эмоциональные. Может быть, это связано с тем, что Ульяновск сам по себе многонациональный: здесь и русские, и татары, и чуваши… Кроме того, на севере и говор другой. Да что там говор, даже слова по-разному пишутся. В Ульяновске как-то в одной из газет я открыл новый для себя глагол - «пинул», хотя до этого всю жизнь знал его только как «пнул». 

- Сейчас ты редкий гость на матчах «Волги». Почему?

- Изюминка, особый шарм хоккея с мячом всегда заключался в том, что матчи проходили на открытом воздухе. Да, от сильных морозов и лед трескался. Приходилось играть и в снег, и в дождь, а порой погода не раз менялась уже и по ходу матча. И нам, хоккеистам, приходилось подстраиваться под все это. Но атмосфера на трибунах была совсем другая! И это заводило не только игроков, но и болельщиков. Прекрасно понимаю, что время диктует свои правила, меняется климат, и сегодня без крытых арен хоккей с мячом просто не сможет развиваться. Но лично мне смотреть такой хоккей не доставляет большого удовольствия. Когда сидишь на трибуне и вместо скандирования болельщиков слышишь стук клюшек и подсказки хоккеистов… Все это камерно, как в театре. Не мое.

- Но хотя бы видеотрансляции чемпионата России по хоккею с мячом смотришь?

- Редко, да и то целиком все матчи не смотрю. Повторюсь, у меня заметно пропал интерес к хоккею с мячом.

- Как так? Всю жизнь посвятил этому виду спорта, и тут на тебе - неинтересно?

- Когда играл, то тогда, конечно, смотрел матчи, изучал соперников. А сейчас-то мне кого изучать? И если уж говорить о телевизионных трансляциях, то мне намного приятнее посмотреть футбол, чем хоккей с мячом. Но это не значит, что я совсем не слежу за нашим чемпионатом. Рад за «Волгу», которая по итогам первого круга заняла высокое пятое место. Надеюсь, что «волжане» и во втором круге будут радовать своих болельщиков. Если же говорить о борьбе за чемпионство, то здесь мои симпатии на стороне «Водника». Сейчас архангельская команда в большинстве своем делает ставку на своих воспитанников, демонстрирует настоящий поморский хоккей. Если же взять золотые годы «Водника», то в той команде были собраны практически все сливки отечественного хоккея.

- Ни для кого не секрет, что в 90-х «Север» негласно был своего рода фарм-клубом «Водника». И ты, как воспитанник архангельского хоккея, наверняка мечтал играть за «Водник». Не жалеешь, что тебе так и не представился шанс проявить себя в главной хоккейной команде Архангельской области?

- Ну почему же не было шанса? Меня звали в «Водник», лично Борис Иванович Скрынник приглашал весной 1995 года. Но, во-первых, тогда я был заигран за «Север», руководство которого несколькими годами ранее поспособствовало решению моего армейского вопроса. Во-вторых, на тот момент я не видел большой разницы между «Водником» и «Севером» - архангельский клуб по итогам чемпионата занял седьмое место, мы - девятое. Уже потом выяснилось, что «Водник» соберет под свои знамена чуть ли не всю сборную России. Так что не факт, что я получал бы постоянную игровую практику. А через год я переехал в Ульяновск, где обрел много друзей, где живу и по сей день. В Ульяновске у меня родился младший сын, а старшая дочка пошла в первый класс. Теперь в Ульяновске растет и моя шестилетняя внучка. Здесь я и обрел свой дом.

- И в Ульяновске ты впервые в своей карьере узнал, что такое тренироваться не на стадионе, а на льду обычной речки?

- Да, для меня это было настоящим шоком в хорошем смысле этого слова. В первом же своем сезоне за «Волгу» мы тренировались на льду Свияги. Как ни странно, но лед на реке не просто встал, а был еще и накатистым. Мы тренировались, а по соседству мужички рыбачили. И однажды мяч улетел прямо в лунку к рыбакам. Вызволять спортивный снаряд вызвался игрок «Волги» Тимофей Кудрявцев и по пояс провалился под лед. Тимофея мы достали, обогрели, а рыбаки после того случая о рыбалке сразу позабыли и стали пристально наблюдать за нашей тренировкой.

- За «Волгу» ты забил 57 мячей. Какой самый памятный из них?

- Так уж получилось, что для меня самыми памятными за «Волгу» были матчи против «Водника». В сезоне 1998-1999 гг. мы обыграли «Водник» на своем льду 3:1, где я забил один из мячей. Как сейчас помню: передачу мне отдал Анд-рей Рушкин, а я сначала «качнул» Андрея Золотарева, а затем переиграл и Ильяса Хандаева.

- Не могу не спросить и про в какой-то степени исторический матч, когда в декабре 1999 года «Волга» в Архангельске победила непобедимый «Водник» - 2:1.

- В день матча главному тренеру «Волги» Анатолию Григорьевичу Рушкину исполнилось 50 лет. И некоторые болельщики до сих пор считают, что это был своего рода подарок от «Водника» Григоричу на юбилей. Уверяю, это не так. «Волга» в том матче победила скорее вопреки какой-либо логике. Во-первых, сломался автобус, который должен был доставить нас на стадион. В итоге всей нашей команде в пожарном порядке пришлось добираться на игру на такси. Мы не успели даже толком размяться на льду перед матчем. Во-вторых, «Водник» в той игре не просто доминировал, а владел громадным игровым преимуществом. Но «Волгу» спасал не только голкипер Владимир Щепалин, но и стойка наших ворот. После той игры хоккеисты «Водника» даже отказались пожимать нам руки.

- Не все болельщики в курсе, но ведь у тебя были проблемы со зрением...

- Да, у меня была близорукость - минус 3,5. Спасали контактные линзы. Правда, если сегодня линзы представляют из себя едва заметную пленочку, то в 90-х это был кусочек пластика. Те линзы и вылетали чаще, да и купить их не всегда удавалось.

- То есть были матчи, когда на лед ты и вовсе выходил без линз?

- Таких игр было немного, но приятного все равно мало. Особенно когда играли на стадионе «Труд» вечером при желтом освещении. В тех матчах я с большим трудом ориентировался на льду: понимать, где мяч, мне удавалось по посадке хоккеистов: присел игрок - значит, мяч у него. Но самый курьезный случай произошел на тренировке, когда мы отрабатывали борьбу за верховой мяч против защитников. Моим оппонентом был Дмитрий Козлов, шла длинная верховая передача. Дима, разумеется, был в курсе моего слабого зрения и решил перехитрить меня: резко дернулся в сторону - противоположную от полета мяча. Я, не видя мяча, устремился за Козловым, а мяч оказался бесхозным. Все, кто был на тренировке, чуть не попадали от смеха!

- Еще недавно на региональном уровне ты играл как в хоккей с мячом, так и в хоккей с шайбой. Но сейчас ты все больше времени проводишь в тренажерном зале. Решил подкачаться?

- Я работаю охранником в Сбербанке, и мы, нашей ульяновской командой, не раз пробивались в финал всероссийских соревнований по хоккею с шайбой среди отделений Сбера. Потом была пандемия, соревнований не стало. Сейчас же у меня небольшая микротравма, и я решил пока воздержаться от участия в областных чемпионатах и турнирах как по хоккею с мячом, так и по хоккею с шайбой. Что же до «подкачаться», то это для меня не больше, чем увлечение. С молодых лет я стараюсь поддерживать себя в хорошей спортивной форме. Вот и сейчас каждый день посещаю тренажерный зал, тягаю железо. Но за какими-то рекордами не гонюсь. Если взять, например, упражнение жим лежа, то здесь я беру штангу весом 110 кг. Но еще раз повторюсь, самое главное - здоровый образ жизни.

Максим СКВОРЦОВ
 

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

708 просмотров

Читайте также