Биньямин Джепаев: «От мечты выступить на «Дакаре» не отказался»

В декабре 1999-го газета «ЧЕМПИОН» определила 20-ку лучших спортсменов региона в XX веке по итогам голосования наших читателей и болельщиков. Представители этой славной плеяды уже давно сошли со спортивных арен, кого-то уже нет с нами. Но в этом списке есть тот, кто до сих пор выступает и не намерен завязывать. Речь о Биньямине Джепаеве, с именем которого долгие годы прочно ассоциировался имидж внедорожников УАЗ - многократном чемпионе страны по автокроссу, победителе международного ралли-рейда.

Джепаев по-прежнему за рулем, выжимает «газ» до пола и борется за медали чемпионата России, мечтает о «Дакаре», а с недавних пор открыл собственную школу экстремального вождения.

О памятных событиях долгой карьеры и нынешней мотивации Биньямин Рустамович рассказал в интервью нашему изданию, став новым героем традиционной рубрики.

- Вы как-то сказали, что победа в ралли-рейде «Шелковый путь-2010» для вас равнозначна 10 титулам чемпиона России. До сих пор так считаете?

- Да, это очень значимый успех в моей карьере. Ради этой победы мы боролись в течение девяти дней. И выиграли не благодаря автомобилю, а стараниями экипажа. Каждый отлично выполнил свою работу. Хотя еще во время предстартовой технической проверки нам говорили: «Ребята, вы на своем «УАЗ-пикапе» до финиша не доедете, на мостовых автомобилях никто не выступает». Но мы не только доехали, а стали первыми. Причем в классе T1 (бензиновые прототипы) - штучных, специально подготовленных гоночных машин. При том, что сами выступали на серийном авто, так как в «родной» класс T2 нас не допустили из-за отсутствия омологации (дорогостоящего заключения специальной комиссии о том, что автомобиль соответствует определенным параметрам и требованиям для этого класса. - Прим. А.А.). Это как на велосипедах бороться с мотоциклами. Но мы боролись и одержали победу в этом классе, а также стали лучшей российской командой! После финиша меня поздравлял лично Владимир Владимирович Путин. Тогда я же пригласил его на гонки в Ульяновск. А в абсолютном зачете мы заняли пятое место, следом за «Фольксвагенами» стоимостью по три-четыре миллиона евро. Для сравнения: ульяновский «Пикап» стоил тогда 60 тысяч долларов.

- После такого успеха перед вами должны были открыться двери на главный ралли-рейд планеты - «Дакар», но не открылись. Почему?

- Да я и сам не знаю. Руководство завода было довольно выступлением на «Шелковом пути». Мне говорили, что теперь готовимся к «Дакару», обещали выделить на это 50 миллионов рублей. Я ждал весь 2011 год, но так и не дождался. В конце 2011-го, когда начались проблемы с финансированием спортивного подразделения, вместе со своей командой ушел в «свободное плавание». Меня практически сразу пригласили в гоночный проект «Е-мобиль», который спонсировал Михаил Прохоров. Ради этого я на восемь месяцев переехал в Минск, где базировалась эта команда. И стал единственным пилотом в ее составе, кто участвовал на электрическом авто в ралли-рейде «Африка Рейс» по старой «дакаровской» трассе. Автомобиль был тогда еще очень сырой, готов процентов на 15-20. Но в него вложили много спонсорских средств, поэтому нужно было выступить. Машина была очень тяжелой - весом под три тонны. Старались облегчать, но там шесть электродвигателей, два двигателя от BMW RS1000, которые раскручивали генераторы, километры кабелей, японские трехвольтовые накопители, штук под сто. У меня под сиденьем 500 вольт и под штурманом 400. Мы еще даже шутили: «А как нам брод преодолевать?». Ведь если коротнет, там же все крокодилы всплывут (смеется). Речь не шла о том, чтобы проехать весь маршрут. Главным было стартовать и протестировать автомобиль. Позднее уже на доработанной версии «Е-мобиля» я участвовал в гонках «Норд Форест» и занял 15-е место из 45.

- Что было, когда этот проект закрылся?

- Я вернулся в Ульяновск и занялся своим автомобилем. С 2013-го снова стал выступать в чемпионате России по автокроссу, но ехал не все этапы. К тому моменту кроссовые авто сильно изменились: появились новая пружинная подвеска, пятиступенчатая коробка передач, 16-клапанные двигатели. Модернизация требовала больших денег, которых у меня не было. Я же еще в 2010-м, чтобы оплатить стартовый взнос для «Шелкового пути», брал потребительский кредит и выплатил его только два года назад. Эти затраты мне до сих пор никто не компенсировал. Поэтому сначала ехал, как ехал. Только в этом году я достиг уровня конкурентоспособности и на следующий сезон ставлю перед собой высокие задачи. Для меня это ступень, чтобы выйти на международный уровень. Ведь от мечты выступить на «Дакаре» я не отказался.

Починили машину посреди пустыни

- Пилоты заводских команд своими победами не только создают рекламу автомобильной марке, но и вносят  практические рекомендации по улучшению конструкции тех или иных узлов. Какие-то из ваших решений помогли технически усовершенствовать машины УАЗа?

- В 2009-м году мы на «Патриоте» стартовали в самом первом ралли «Шелковый путь» по маршруту «Казань-Ашхабад». Когда проходили участок по пустыне Каракумы при температуре 45 градусов, наше авто «закипело». Поэтому уже по ходу гонки пришлось усовершенствовать систему охлаждения. Установили два электрических вентилятора, заменили штатный расширительный бачок и его местоположение, исключив тем самым создание воздушной «пробки», из-за которой закипал мотор. Еще одно решение, которое я применял во время ралли-рейдов - защита моста, на который устанавливается рассекатель, так называемый ледокол. Он позволяет автомобилю не вязнуть в песках, на грязевых участках и служит защитой от камней. Применялись ли эти разработки в серийном производстве - я сказать не могу, но тот же «ледокол», думаю, пригодился бы любителям рыбалки и охоты, выезжающим на сильно пересеченную местность.

- В автоспорт вы пришли уже после окончания школы, когда устроились работать на завод. Кто был вашим учителем?

- Павел Рыбин. В советское время он выступал за команду автозавода, работал в автотранспортном цехе. Сначала я был у него механиком, а потом и сам сел за руль. Также я многому научился в автомеханическом техникуме, а также работая на агрегатном участке - собирал трансмиссию, мосты, двигатели. Все полученные оттуда навыки и знания пригодились мне в подготовке спортивного автомобиля.

- Наверное, у каждого гонщика со стажем было немало курьезных случаев на трассе. Расскажете о самом-самом?

- Смешной случай был в Арзамасе. Начало1990-х, первые российские соревнования по автокроссу. Идет ливень. Когда стартовал наш заезд, поперек трассы выехал какой-то болельщик на 412-м «Москвиче» и забуксовал в грязи. Передо мной на старте два гонщика. Первый успел увильнуть, второй задел по касательной. Я тоже не избежал столкновения. «Москвич» даже развернуло. Гаишники за этим водителем погоню устроили. Что с ним потом было, я не знаю. Похожую историю я наблюдал на чемпионате СНГ в Кинеле (Самарская область). Петр Дрофичев (многократный чемпион России по автокроссу. - Прим. А.А.) во время заезда выскакивает с подъема, а перед ним, откуда не возьмись, начал пересекать трассу «Москвич-сапожок» с пирожками! Как он там оказался?! Куда смотрели организаторы?! От удара у «сапожка» все двери раскрылись, и пирожки полетели во все стороны (смеется). Также можно вспомнить, как мы заблудились во время одного ралли-рейда по Астраханской области в 2007-м. Причем тогда мы намеренно ушли с маршрута. На нашем автомобиле сорвало передний мост. Впереди были барханы, а на одном заднем приводе мы через них не проехали бы. Пришлось уходить на 30 километров в сторону. Переезжали какие-то сопки и попали на пруд, а по нему белый лебедь плавает. Вокруг нетронутая природа. Красота! Там же встретили орла, лисиц, зайцев и прочую живность. Но самое интересное, когда мы, наконец, обогнули барханы, у нас сорвало и задний привод! Встали где-то посреди песков. Сгущаются сумерки. Мой штурман Рамиль Замалетдинов говорит: «До трассы километров 40, я сейчас пойду пешком и приведу помощь». Я его сразу останавливаю: «Никуда  не пойдешь! Не дай бог змея попадется или тарантул. Укусят, сознание потеряешь, тебя вообще не найдут». В итоге сам пошел до ближайшей сопки. Смотрю сверху - километрах в полутора зимовник. Решил спуститься к нему. Как сейчас помню, встретил там калмыка по имени Николай. Рассказал о нашей беде. Спрашиваю: «Нет ли у вас задней полуоси для «УАЗа?» Он говорит: «У меня старый уазик в сарае стоит». За тысячу рублей купил я у него полуось, снятую с этого «УАЗа». Вернулся к машине, на месте отремонтировали задний привод, и мы потихоньку выехали к асфальту.

Делюсь своими навыками и опытом с обычными водителями

- Неотъемлемая часть автоспорта - аварии. Какая из ваших была наиболее опасной?

- В 2017 году на этапе чемпионата России в Кургане. Там очень пыльная трасса, которую по требованиям РАФ (Российской автомобильной федерации. - Прим. А.А.) перед гонками нужно было обязательно поливать. Но организаторы этого не сделали. Во время финала пыль поднялась столбом, впереди ничего не видно. И вот на очередном спуске я обхожу Петра Дрофичева. Он устремляется за мной. Когда облако пыли рассеивается, в последний момент я вижу, что мы выехали на край обрыва и падаем вниз! Дрофичеву повезло: он ехал сзади и успел чуть затормозить, а после падения встал на четыре колеса! Моя же машина осталась лежать на боку посреди трассы. И мне в крышу ударил ехавший по кругу Вадим Новиков (ульяновский автокроссмен, чемпион России. - Прим. А.А.). В итоге его колесо оказалось в 40 сантиметрах от моей головы! А во время падения я еще и связки плеча порвал. Кстати, из-за этого случая в Кургане по решению РАФ потом еще два года не проводились гонки.

- Как вы пришли к идее открыть школу экстремального вождения?

- Еще в начале 2000-х болельщики и любители автоспорта обращались ко мне: «Вот вы так мастерски управляете автомобилем, а научите и нас также». Я хотел этим заняться. Но тогда у меня были обязательства по контракту перед заводом и времени для обучения желающих не оставалось. Теперь же я имею возможность вплотную заниматься школой. С момента ее открытия в 2015 году через нее прошли около 500 автолюбителей и 250 водителей-профессионалов. Среди них - водитель нашего губернатора. Повышение водительского мастерства - очень важная составляющая безопасности на дорогах. Считаю, что все мои спортивные навыки и опыт полезно передать обычным водителям, чтобы они избегали критических аварийных ситуаций. Также в школе проводятся занятия для спортсменов. Например, местного парня - Александра Петрова -  я подготовил к соревнованиям «Холмы России». Приезжал к нам даже гонщик из Монголии.

Семейное автотурне по Восточной Европе

- Физическую форму поддерживаете?

- Когда есть время, стараюсь выбираться в бассейн. Зимой катаюсь на лыжах. Дома делаю специальные упражнения.

- Спорт для вас - это: занятие для души, возможность заработать, общение с друзьями или что-то еще?

- Для меня это возможность реализовать амбиции, представлять Ульяновский регион, радовать своих поклонников.

- За десятилетия карьеры вы исколесили всю Россию и ближнее зарубежье. В какой стране хотели бы еще погоняться?

- В Саудовской Аравии, где с 2020-го будет проводиться «Дакар» (улыбается).

- Желанное место для отдыха с семьей?

- В прошлом году мы с женой и дочерью утроили автотурне через Польшу, Словакию, Венгрию, Сербию, и Хорватию. Хотели еще в Италию завернуть, но не получилось. Вот туда бы я в следующий раз и наведался. А заодно можно в Грецию и Болгарию.

- Домашних питомцев держите?

- Есть кошка. Шотландская вислоухая. Еще молоденькая, второй год пошел. Она нас радует, ну и мы ее, конечно (улыбается).

- Если бы не спорт, кем бы вы стали?

- Вне автоспорта, я своей жизни не представляю. Очень рад, что окунулся в этот мир, и надеюсь, что еще смогу добиться в нем желанных успехов. Даже если сразу не получится, я не остановлюсь.

Беседовал Александр АГАПОВ.

Из досье «ЧЕМПИОНА»

Биньямин ДЖЕПАЕВ - Заслуженный мастер спорта России.

Родился в городе Навои Бухарской области (Узбекистан). В трехлетнем возрасте вместе с семьей переехал в Ульяновск. Первый тренер - Павел Рыбин. Чемпион СССР в гонках на полноприводных автомобилях (1989), чемпион СНГ (1992), 10-кратный чемпион России по автокроссу (1993, 1994, 1995, 1997, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2005). Трехкратный обладатель Кубка России по автокроссу (2001, 2002, 2009). Победитель международного автокросса в Болгарии (1993), чемпион Монголии (2001). Двукратный обладатель Кубка России по ралли-рейдам в категории «Национальный» (2004, 2005). Победитель ралли «Ельч» в Польше (1993).Победитель ралли «Шелковый путь» в классе Т-1 (2010). С 1983 по 2012 годы выступал за заводскую команду УАЗ. С 2012 года и по настоящее время представляет команду КТЦ «Металлоконструкция». С 2015-го - основатель и главный инструктор в школе экстремального вождения.

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

867 просмотров

Читайте также