Андрей Рушкин: «Надеюсь, впереди ждут большие дела»

8 февраля воспитанник ульяновского хоккея отметил 50-летний юбилей. В беседе с «ЧЕМПИОНОМ» Андрей РУШКИН вспомнил прошлое, поговорил о настоящем и даже немного заглянул в будущее.

Если бы вернулся в прошлое, тренировался бы еще лучше

- Андрей Анатольевич, лично для вас 50 лет - это определенный жизненный рубеж или же еще одна отправная точка в жизни?

- Скорее отправная точка, потому как за долгие годы уже накоплен богатый опыт работы. Очень надеюсь, что впереди меня ждут большие дела, а жизнь уже покажет, что будет дальше.

- Есть ли предпосылки для продолжения тренерской карьеры?

- Конечно! Предпосылки? Посмотрим. Определенные наметки имеются, причем даже есть нестандартные предложения для меня. Хочется поработать с хорошими командами, но и с клубами из нижней части турнирной таблицы тоже интересно - где-то даже, может, придется начать с нуля, ничего страшного в этом нет.

- Для вас самые теплые воспоминания связаны с карьерой игрока или уже когда трудились на тренерском поприще?

- Первое яркое воспоминание связано с «Волгой» в 90-е годы. Тогда наша команда собралась в кратчайший промежуток времени и затем вышла на достаточно неплохой уровень. Но и «Зоркий» оставил очень яркий след в моей карьере - уже тренерской. И речь идет не только о главной команде, с которой мы завоевали всевозможные международные трофеи. Мне особенно запомнилась работа с молодежкой красногорского клуба. Из того состава сейчас в Суперлиге играют Антон Ахмеров, Константин Волочугин, Юрий Шардаков, Петр Цыганенко, Александр Воюшин, за рубежом играет Максим Пьянов… Чтобы собрать ту команду, мне пришлось поколесить чуть ли не по всей стране, встречаться с родителями ребят, убеждать, что карьеру лучше продолжить именно в Красногорске.

- Насколько я понимаю, тогда было достаточно желания и самого молодого игрока, чтобы перейти в тот или иной клуб?

- По большому счету да. Это сейчас, чтобы пригласить игрока даже в молодежную команду, нужно платить определенную денежную компенсацию, поскольку все «сидят» на контрактах. Тогда же нужно было только желание игрока и, разумеется, финансовые возможности «Зоркого». Наш подобный опыт, когда мы приглашали лучших молодых игроков со всей страны, был первым. Хотя потом по схожему пути пошли в Абакане, была команда «Реформация», откуда, к слову, вышли будущие чемпионы мира Алан Джусоев и Алмаз Миргазов.

- Если у вас была возможность вернуться в прошлое, что бы поменяли в своей карьере игрока?

- Своей карьерой я доволен - мне удалось поиграть как в российском, так и шведском чемпионатах. Ошибки случаются в жизни каждого человека, но не могу сказать, что в моей карьере они были какие-то глобальные, нет. Другое дело, что по прошествии лет я осознал, что в свое время нужно было еще лучше и больше тренироваться, ведь по сегодняшним меркам карьеру игрока я закончил достаточно рано - в 33 года (из-за травмы колена. - Прим. М.С.). Но в то же время, и об этом я всегда говорю хоккеистам, во время закончить карьеру - это искусство. Не нужно завершать карьеру на спаде - болельщики же все видят. Карьеру нужно завершать тогда, когда ты чувствуешь, что уже не можешь двигаться дальше.

Старое поколение ушло, а новое сидит в интернете

- Бытует весьма распространенное мнение, что раньше, в те же 90-е, хоккей с мячом был ярче, нежели сейчас. Согласны с этим?

- Вряд ли он был намного ярче. Дело в другом: тогда было больше команд среднего уровня, которые между собой играли непредсказуемо и в любой момент могли отобрать очки у лидеров. Что же до качества хоккея, то сейчас тоже есть матчи, в которых демонстрируется весьма приличный уровень хоккея. В первую очередь это касается матчей, в которых лицом к лицу сходятся такие команды, как «СКА-Нефтяник», «Енисей», «Водник», московское «Динамо». А вот болельщиков мы действительно теряем. В первую очередь уходит то поколение, которое любило хоккей с мячом. Молодежь сейчас все время в интернете, и если кто-то хочет посмотреть хоккей с мячом, он посмотрит его на экране монитора… Всем нам каким-то образом нужно вернуть болельщиков на стадионы.

- Но как именно этого добиться, сказать трудно?

- По всей видимости, нужен такой турнир, в котором участвовали бы как российские, так и шведские клубы. То, что станет зрителям интересно. Но это сложный вопрос, поскольку все упирается в финансы - и шведские, и российские клубы, за небольшим исключением, не такие богатые. Так или иначе, а все равно нужно что-то придумывать, и Федерация хоккея с мячом России думает в этом направлении. Но опять же, все упирается в финансы.

- Крытые катки - это уже неизбежность русского хоккея в нынешних погодных реалиях. Но в то же время ни для кого не секрет, что атмосфера на трибунах в крытых аренах уступает открытым площадкам. Как вы относитесь к тому, чтобы в аренах разрешили, например, распитие пива?

- Пиво на хоккее с мячом - это нормально, а уж как будет потребляться это пиво, зависит только от культуры самого человека. Думаю, можно поэкспериментировать. Например, сначала это опробовать на чемпионате мира, а потом, в случае успешного опыта, можно прививать это и в чемпионате России в крытых аренах. Хотя я вовсе не уверен, что такой шаг приведет к повышению зрительского интереса. Кто хочет попить пива - идет в бар.

Пресс-конференции не интересны

- После каждого матча Суперлиги проходят пресс-конференции с участием тренеров обеих команд. Лично для вас  это сугубо протокольная часть или же возможность пооткровенничать с болельщиками?

- Сложный вопрос. По большому счету если, условно, просмотреть 100 пресс-конференций, то только пара из них привлечет внимание. Как правило, тренеры ограничиваются дежурными фразами. Признаться, я очень редко смотрю эти пресс-конференции - если только мне не позвонят и не скажут, мол, обязательно посмотри ту или иную пресс-конференцию. На мой взгляд, если мы хотим говорить о хоккее с мячом, то нужно больше организовывать встреч внутри клубов. Когда, например, пресс-атташе берет интервью о положении дел в команде. Такой формат гораздо интереснее.

- Но вы согласны, что тренер - это не только человек, отвечающий за тренировочный процесс и результаты команды, но и важная составляющая имиджа клуба?

- Безусловно. Тренер - это имидж и главное лицо команды. И когда человек не умеет разговаривать, какой имидж это дает команде? Никакого. Тренер должен быть коммуникабельным, у него должна быть поставлена риторика. Ведь именно тренер доносит свои мысли как до игроков, так и до болельщиков.

- В последних двух сезонах вы впервые работали вне дома. Каково это - работать на чужбине?

- В любом чужом городе есть люди, которым кажется, что ты занимаешь их место. Хотя при этом сами они пока не готовы быть тренерами. Поэтому много подводных течений, и на чужбине всегда тяжело. У тебя мало единомышленников, и атмосфера, прямо скажем, не великолепная. Но, как известно, выигрывает команда, а проигрывает тренер. А все время выигрывать просто невозможно. Выигрываешь - красавец, проигрываешь - сразу плохой. Такова наша тренерская жизнь, и ничего с этим не поделаешь. 

Замкнутый круг

- Красногорск - это ваш дом, а что для вас Ульяновск?

- Ульяновск - это моя родина, Ульяновск - всегда в моем сердце. Я всегда слежу за «Волгой».

- Ваше отношение к нынешнему положению дел в «Волге»?

- Нужно понимать, что по сравнению с другими командами «Волга» обладает небольшим бюджетом. В Ульяновске сейчас делают все что могут - собрали молодых хоккеистов, практически все - местные воспитанники. Конечно, приходится тяжело, ведь молодых хоккеистов нужно обучать, а на это нужно время. Зачастую «Волга» показывают юношеский хоккей, а юношескому хоккею недостает стабильности. И эта ситуация не может не нервировать болельщиков.

- То есть все упирается в финансы? Будут деньги - будут и более мастеровитые игроки?

- Вовсе необязательно, ведь можно пойти и по другому пути - развивать эту команду, но для этого, повторюсь, нужно время. И если запастись терпением - руководству и болельщикам, то через три-четыре года молодежь окрепнет, наберется опыта и будет играть уже на другом уровне.

- Но если тот или иной хоккеист «Волги» заиграет, то его, наверняка, переманят в другой, более богатый клуб, поскольку наша команда не сможет ему предложить те же финансовые условия?

- И такое может быть. Даже сейчас я не уверен, что по завершении нынешнего сезона «Волга» не потеряет нескольких хоккеистов. И нет ничего зазорного, если хоккеист в поисках лучших условиях переходит в другую команду. И не надо обвинять его в отсутствии патриотизма. Спортивный век короток, и заработать - нормальное желание человека. Получается замкнутый круг - без финансирования никуда.

- Прогноз - вещь неблагодарная. И все же, на ваш взгляд, кто главный фаворит в нынешнем чемпионате России?

- «СКА-Нефтяник». Хабаровская команда обладает более мощным составом - за нее играют 6 - 7 звезд хоккея с мячом. В том же «Енисее», который, безусловно, обладает огромным потенциалом для дальнейшего роста, к таковым я могу причислить три-четыре игрока. В «Воднике» - один-два. На мой взгляд, в финале встретятся «СКА-Нефтяник» и «Енисей», а чемпионами станут хабаровчане. 

- Андрей Анатольевич, вы заядлый рыбак. Будет ли завтра (беседа состоялась 7 февраля. - Прим. М.С.) на вашем праздничном столе рыба собственного улова?

- Так уж получилось, что зима теплая и на рыбалку я не езжу. Но рыба на столе, пусть и не мной пойманная, обязательно будет. Я очень люблю рыбу - и ловить, и есть, и готовить. И летом где-нибудь на даче обязательно варю уху, запекаю рыбу в фольге. Получается очень вкусно. 

Из досье «Чемпиона»

Андрей РУШКИН

Родился 8 февраля 1970 года в Ульяновске. Игровая карьера: димитровградский «Черемшан» (1987 - 1990), ульяновская «Волга» (1990 - 1992, 1995 - 2001), шведский «Кунгельв» (1992 - 1993, 1994 - 1995), шведский «Хейден» (1993 - 1994), красногорский «Зоркий» (2001 - 2002), мончегорский «Североникель» (2002), северодвинский «Север» (2003), ульяновский «Симбирск» (2003 - 2004). Достижения: бронзовый призер ЧР (1997), чемпион мира по ринк-бенди (1998). Тренерская карьера: старший тренер «Зоркого-2» (2005 - 2009), тренер «Зоркого» (2009 - 2015), тренер сборной России (2010 - 2011), главный тренер юниорской сборной России (2012 - 2013), главный тренер «Зоркого» (2014 - 2018), главный тренер иркутской «Байкал-Энергии» (2018-й - декабрь 2019-го). Достижения: чемпион России среди юношей (2006, 2007), обладатель Кубка мира среди молодежных команд (2006, 2007), победитель первенства России среди команд Первой лиги (2008), чемпион мира (2011), обладатель Кубка мира (2012), трехкратный обладатель Кубка чемпионов (2010 - 2012), бронзовый призер чемпионата мира среди юниоров (2013), серебряный (2010, 2013) и бронзовый (2011, 2012, 2014) призер ЧР. Мастер спорта международного класса. Заслуженный тренер России. Женат, двое детей (сын и дочь).

Подготовил Максим Скворцов

Фото Татьяны ГЛЮК

 

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

1354 просмотра

Читайте также