Александр Заикин: «Футболисты - счастливые люди»
11 сентября исполнилось 50 лет одному из лучших игроков в истории футбольной «Волги» - Александру ЗАИКИНУ.
Его имя в некотором роде стало нарицательным. Александр Заикин - значит, прирожденный бомбардир, «голевая машина», эффективный завершатель атак. И «сухие» цифры это подтверждают: за профессиональную карьеру нападающий забил больше 130 мячей, дважды становился лучшим снайпером своей зоны во Второй лиге, установил рекорд «Волги» по голам как в одном сезоне (26), так и в отдельно взятом матче (4).
Последние полтора десятилетия Александр Евгеньевич тесно связан с тренерским ремеслом. Его основным направлением стал молодежный футбол, где сначала он был наставником волжского дубля, а сейчас работает старшим тренером спортивной школы имени Н. П. Старостина.
Накануне юбилея корреспондент «ЧЕМПИОНА» встретился с легендой регионального футбола и расспросил его о прошлом, настоящем и будущем.
- Александр Евгеньевич, наверное, не будет преувеличением сказать, что для поколения 1990-х вы стали тем, кто вдохновлял ульяновских мальчишек заниматься футболом. А у вас в детстве были примеры для подражания?
- Главный пример для меня - это отец, который также профессионально играл в футбол. Хотя и не так долго. До армии привлекался в первую команду «Волги», и в дальнейшем продолжал выступать, но уже на любительском уровне за «Мотор» и «Локомотив». Поэтому вместе с ним, еще будучи пятилетним ребенком, я очень часто посещал матчи на стадионе «Спартак» (сейчас на его месте находятся торговый центр и легкоатлетический манеж. - Прим. А. А.). Он играет, ну и я где-нибудь в сторонке с мячом вожусь. Начинал-то я вообще с дворового футбола. В спортивную секцию на моторном заводе попал только в восемь или даже в девять лет. Но по тем временам это было нормально. Прихожу на первую тренировку и сразу забиваю много голов. Конечно, после такого хотелось продолжать заниматься. Начало 1980-х, на которые пришлась моя футбольная юность - прекрасные, веселые времена. С футбольной формой, правда, тогда было туго. Сейчас это покажется дикостью, но поначалу я тренировался в той же рубашке, в которой ходил в школу! Надо мной тогда еще тренеры подшучивали: «Ну, Александр, теперь только галстук повязать, и можно на дискотеку». Спортивная майка у меня была, но я ее носил на уроках физкультуры. Не то, чтобы у нас семья была бедная. Просто в то время нельзя было прийти в магазин и купить, какие хочешь, шорты, футболки, кеды. Все в дефиците.
- О чем мечтали в самом начале своего футбольного пути?
- Наверное, когда ты совсем еще маленький и у тебя весь мир в розовом цвете, то ты не задумываешься о каких-то целях и задачах. Просто наслаждаешься процессом - игрой, атмосферой матчей, командой, общением с друзьями. О своем будущем в футболе я стал задумываться только ближе к старшим классам. В 1986 году в Ульяновске возродился большой футбол - появилась ФК «Старт». А я впервые в жизни смотрел матч профессиональных команд на центральном стадионе. Это произвело сильное впечатление. Только тогда я впервые начал осознанно примерять на себя роль футболиста.
- Когда же окончательно решили, что футбол должен стать вашей профессией?
- Наверное, в 1992 году. Если помните, тогда как раз распался «Старт» и весь состав перешел в димитровградскую «Ладу», которая тогда сразу попала в Первую лигу. Именно тот сезон, я считаю, во многом определил мое будущее. С начала 1990-х у нас в стране появилась контрактная система, и я в 18 лет подписал свой первый профессиональный контракт, стал получать зарплату. А самое главное, начал играть. У нас тогда Владимир Мишин был основным форвардом. А я, молодой парень, на замену выходил. И так получилось, что во втором круге Володя получил травму. Я стал чаще играть, сделал пару дублей, мы выигрывали и в конце сезона сохранили место в Первой лиге. После этого я окончательно поверил, что могу стать профессиональным футболистом.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Из досье «ЧЕМПИОНА»
Александр ЗАИКИН
Родился 11 сентября 1974 года в Ульяновске. Воспитанник ДЮСШ «Мотор». Первые тренеры - Николай Гунин и Валерий Мордвинов. Играл на позиции нападающего. Выступал за ульяновский «Старт» (1991), димитровградскую «Ладу»/Ладу-Град»/ «Ладу-Симбирск»/ «Ладу-СОК» (1992 - 1999, 2005), новотроицкую «Носту» (2000), ульяновскую «Волгу» (2001 - 2003, 2007 - 2010), «Содовик» из Стерлитамака (2004), «Мордовию» (2005), кировское «Динамо» (2006). За профессиональную карьеру провел 421 матч, забил 136 мячей. Победитель и лучший бомбардир зоны «Центр» (1996) и зоны «Урал-Приволжье» (2007) Второй лиги. Лучший бомбардир зоны «Центр» (1995, 29 мячей) и «Урал-Приволжье» (2002, 25 мячей). Завершил карьеру футболиста в 2010 году. Входил в тренерский штаб ульяновской «Волги» в качестве помощника главного тренера (2010 - 2014). Главный тренер команды «СШ-Волга-М» (2014 - 2020), старший тренер «Волги» (2020 - 2022). С 2022 года - старший тренер спортивной школы «Волга» им. Н. П. Старостина.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Отказался от квартиры в Сочи
- 1995 год. Вы забиваете 29 мячей в 39 матчах за «Ладу» во Второй лиге. Лучший сезон в вашей карьере?
- С точки зрения статистики, да. Хотя и 1996-й, когда мы выиграли Вторую лигу, у меня, считаю, был не хуже. Просто забил я тогда поменьше. Так у нас и команда в те годы подобралась очень хорошая. Тренерам удалось собрать сильных ребят. Рядом с ними мне комфортно игралось. Хорошими передачами постоянно снабжали, так что мне оставалось только «ставить точку» в атаках.
- В наше время футболист с такими показателями результативности очень быстро доберется до Премьер-лиги. А вам тогда поступали предложения от клубов более высокого уровня?
- В середине 1990-х институт агентов был не так развит, как сейчас. Записи матчей в лучшем случае на VHS-кассетах, да и те не везде достанешь. В общем, футболистам было труднее себя, скажем так, прорекламировать. Конечно, предложения я все равно получал. Причем от больших клубов. Только в основном они делались неофициально. Через знакомых футболистов или даже судей. Конкретный вариант был с сочинской «Жемчужиной», которая тогда играла в Высшей лиге. Мне готовы были дать квартиру в Сочи, но я отказался. Все-таки Сочи в 1995-м совсем не то же самое, что нынешний Сочи. Плюс команда-аутсайдер, которая борется за выживание. В общем, к этому предложению я отнесся прохладно. А тут еще и наш тренер Валерий Николаевич Евсюков сказал: «Нечего тебе делать в этой «Жемчужине», за тобой московский «Спартак» следит». В высшей школе тренеров он учился вместе с Романцевым и был с ним на связи. Говорит: «Олег Иванович про тебя знает, будешь и дальше прогрессировать, перейдешь к нему в команду». В «Спартак» меня в итоге не позвали, но я все равно ни о чем не жалею. Тем более и в Димитровграде у меня тогда были хорошие условия. Дали автомобиль. Как сейчас помню: «восьмерка» «валютного», зеленовато-серого цвета. Мне 20 с небольшим, а я уже на своей машине! Для начала 1990-х это был шик! Когда домой ее пригнал, мама даже не сразу поверила, спрашивала: «Угнал, что ли?»
- Наверное, если бы не периодические травмы, ваша карьера могла сложиться еще успешнее?
- Пожалуй, это так. Хотя я бы не сказал, что недоволен тем, как она у меня сложилась. Единственное, чего не хватило в моей карьере - это матчей в Высшей лиге, где я всегда мечтал поиграть. Шансы для этого были. И не только с «Жемчужиной». В 2001 году я же даже подписал контракт с воронежским «Факелом». Но на первом же сборе повредил колено. Не повезло… Конечно, ждать, когда я восстановлюсь, никто не стал, и вместо меня взяли другого игрока. Действительно, травмы преследовали меня чаще, чем хотелось бы. С высоты прожитых лет уже понимаю, что в этих проблемах по большей части виноват я сам. Нужно было профессиональнее относиться к своему здоровью. Качественнее восстанавливаться, лучше соблюдать режим.
После гола московскому «Спартаку» стал кумиром для Новотроицка
- Как считаете, какая из версий ульяновской команды, в которых вы играли, была сильнее: «Волга-2002», за весь сезон потерпевшая всего одно поражение, но ставшая второй, или «Волга-2007», впервые пробившаяся в Первую лигу?
- Тяжело их сравнивать. Обе были достаточно качественные и собирались под выход в Первый дивизион. Просто в 2002-м нам немного не повезло. Соперник, с которым мы вели борьбу за первое место - саранская «Светотехника», оказался более искушенным в чемпионских «гонках». Кроме того, «Волгу» в том сезоне подкосила трагедия - гибель в автомобильной катастрофе нашего игрока - Сергея Косых. В 2007-м конкурентов было даже больше. Оренбург с Нижним Новгородом также были готовы пойти на повышение, но все сложилось в нашу пользу. К счастью, тогда обошлось без каких-то выбивающих из колеи факторов, да и удача в нужный момент была на стороне «Волги». Как в том памятном домашнем матче с нижегородцами (ульяновцы обыграли прямых конкурентов - «Волгу НН» - благодаря голу Сергея Гунько с углового на последней добавленной минуте - 2:1. - Прим. А. А,). А по составу обе были достойно укомплектованы. И там, и там костяк состоял из местных ребят.
- Самый яркий момент в вашей карьере?
- Их было много. Это выходы и в Первую лигу, и победные голы. Но на ум сейчас приходит 2000 год, когда я играл за «Носту». В 1/16 финала Кубка России мы принимали московский «Спартак» и в концовке я забил Александру Филимонову. Наша команда проиграла со счетом 1:4, но праздник в Новотроицке был сумасшедший. Меня со стадиона чуть ли не на руках выносили! Что интересно, к тому моменту в «Носте» я уже играл полгода, но раньше и близко не был так популярен, как после того гола «Спартаку» в проигранном матче.
- Лучшие партнеры, с которыми вместе играли?
- Сколько команд было, сколько партнеров… Никого не хочется обидеть. Если вспомнить Димитровград, то очень комфортно игралось с Саней Акимовым, Димой Кузнецовым, Лешкой Бобровым. Конечно, Юра Гатилов, который сейчас в Донецке, живет под бомбежками. В «Волге» 2000-х годов это, естественно, Дима Белозеров, с которым у нас было очень хорошее взаимопонимание. Сколько голов я после его скрытых передач забил! Володя Пронин, с которым мы до сих пор общаемся и дружим. Володя Волков, Миша Тюфяков, Леха Шерстнев. Вообще так сложилось, что с другими нападающими мне всегда было комфортно. Вроде бы конкуренты, но всегда находили общий язык на поле. К этой же компании можно добавить Серегу Гунько, который был лидером команды в 2007 году.
Рад, что сыновья предпочли профессиональному футболу образование
- Вы знали, что в российском футболе есть еще один Александр Евгеньевич Заикин? Только он родился в 1977 году, почти всю карьеру провел за команды из Ижевска и, в отличие от вас, играл в защите…
- Слышал о нем, но лично не знаком. Не исключено, что мы даже пересекались в каких-то матчах. Он же, если не ошибаюсь, вызывался в юношескую или молодежную сборную России. Как-то в «Спорт-Экспрессе» напечатали список вызванных сборников и там оказался «Александр Заикин». Мне тогда даже звонили, поздравляли с вызовом в сборную! (улыбается). А я понять не мог: это чей-то розыгрыш, что-ли…. Потом уже сам открыл этот номер, смотрю - и правда, Александр Заикин. Но не тот, о котором подумали в Ульяновске.
- Ваш старший сын – Георгий - пошел по вашим стопам, пробился в «Волгу», но завершил профессиональную карьеру в 25 лет. Расстроились?
- Наоборот. Я никогда не стремился к тому, чтобы мои дети обязательно стали футболистами. Гера с золотой медалью окончил школу, потом без проблем отучился в УИ ГА. Видя его высокий потенциал в учебе, я вообще был против того, чтобы он серьезно занимался футболом. Но он парень целеустремленный и хотел доказать мне, что может попасть в «Волгу», и доказал это. Сергей Викторович Седышев в него поверил, он играл, забил несколько важных голов. Мы с женой гордились его успехами, но также были рады, когда он решил закончить с профессиональным футболом и заняться тем, что больше соответствует складу его ума и характера. Сейчас он работает в сфере IT.
- А у младшего – Романа - видите перспективы в спорте?
- Он тоже занимался в «Университете», но затем сосредоточился на получении образования и сейчас учится на факультете иностранных языков в УлГПУ. То, что ему будет трудно стать профессиональным футболистом, Рома понял раньше, чем его старший брат. И я тоже был этому рад.
Быть тренером намного сложнее, чем футболистом
- Ваш тренерский стаж без малого 15 лет. Помните, с чего начинали на этом поприще?
- Начинал-то я на самом деле не с детско-юношеского футбола, а с команды мастеров, где помогал главным тренерам - Владимиру Николаевичу Евсюкову, Константину Северьяновичу Галкину, Армену Армоевичу Адамяну. И параллельно многому у них учился. Плюс к этому читал специальную литературу. Также в тренерском становлении помогло полученное ранее педагогическое образование. Мне есть с чем сравнить, и я могу с уверенностью сказать, что тренерская профессия намного сложнее профессии футболиста. В качестве помощника я в основном работал с нападающими команды, передавал им свой опыт, показывал фишки, которые помогали мне забивать голы. Одним из своих подопечных я могу назвать Максима Барсова, который в ульяновской «Волге», по сути, только начинал взрослую карьеру, а потом становился лучшим бомбардиром Первой лиги, играл в РПЛ. Позднее у меня появилась возможность перейти в футбольную школу и поработать уже самостоятельно - с молодыми ребятами. Думал, что после взрослых будет легче, а оказалось совсем наоборот. Поначалу даже сомневался, а надо ли мне вообще все это… Но потом адаптировался, втянулся. Для этого часто советовался с нашими корифеями, самыми опытными детскими тренерами, которые на многое открыли мне глаза. Тренировать детей сложнее, но интереснее. От них заряжаешься энергией. Современное поколение непростое. Его нужно уметь понимать. Считаю, что сейчас мне это неплохо удается.
- Три года назад вы вошли в тренерский штаб «Волги», которая завоевала путевку в Первую лигу, но там не задержалась. Как оцените этот период своей тренерской деятельности?
- Да, когда Ринат Нуралиевич Аитов, с которым мы дружим, пригласил меня в свой штаб, я с удовольствием согласился, потому что предстояло решать серьезную задачу. Как старший тренер я отвечал за общую атмосферу в команде, работал с атакующей группой. В частности, очень много индивидуально занимался с Лешей Каштановым. Он парень непростой, с характером, мы много с ним дискутировали по профессиональным вопросам. И считаю, это принесло результат. Он раскрылся в «Волге», помог команде решить поставленную задачу, а сам пошел еще выше. Да, на уровне Первой лиги у нас не все получилось. Наверное, не хватило опыта, может быть, качества селекции, которая была ограничена финансовыми возможностями. Но в любом случае, это был очень интересный и ценный период в моей тренерской биографии.
- Хотели бы однажды повторить этот опыт, но уже в качестве главного тренера?
- Я понимаю, что это следующий логичный шаг в развитии тренерской карьеры. Но не могу сказать, что сплю и вижу, как стану главным тренером в какой-нибудь команде. Если поступит интересное предложение с хорошими перспективами развития, почему бы не попробовать… Хотя и моя нынешняя работа в спортивной школе мне очень нравится.
На работу в выходные - с удовольствием
- Среди ваших увлечений - большой теннис. До сих пор играете?
- Да, но, к сожалению, сейчас на это остается мало времени. К тому же у нас в городе теперь не так много площадок, где можно заниматься теннисом. Этот вид спорта я люблю, и, по крайней мере, раньше у меня неплохо получалось в него играть. Как, к слову, и в баскетбол, волейбол, бадминтон. Мне вообще нравится пробовать новые виды спорта. Например, с удовольствием сыграл бы в керлинг.
- Футбол - дело вашей жизни. Но удается ли переключаться с него на что-то другое?
- Чаще всего нет (улыбается). Я даже с женой порой разговариваю на футбольные темы. Если не занимаюсь тренировочным процессом, то все равно смотрю футбол по телевизору, пусть даже фоном. Единственное, на что я отвлекался в последнее время - это строительство дома на даче. Но это отнимает столько сил, что лучше я буду только футболом заниматься. Вспоминаются слова одного из моих тренеров, известного торпедовца - Владимира Ивановича Юрина. После тяжелых тренировок, когда мы валялись на поле и не могли встать, он говорил: «Футболисты, вы счастливые люди». В тот момент это казалось издевательством. «И в чем же тут счастье, Иваныч», - спрашивали мы, выжатые, как лимон. «А в том, - отвечал он, - что вы занимаетесь любимым делом и за это получаете большие деньги». Тогда мы это воспринимали с иронией, как и нынешние молодые футболисты. Но спустя годы в полной мере осознаешь справедливость этих слов. Вот и я занимаюсь любимым делом, от которого уставать не приходится. Это люди на заводе ждут выходных, как манну небесную. У меня же выходных в привычном понимании нет уже давно. Суббота и воскресенье - игровые дни. Для тренера это тоже работа, но я иду на нее с удовольствием.
- Для вас 50 лет - это уже 50 или всего 50?
- Раньше я думал, что 50 лет - это уже какая-то пенсия. Хотя сейчас у меня полно сил и энергии. Душой я молод, еще и потанцевать могу (улыбается). Вообще дни рождения я предпочитаю отмечать в семейном кругу. Да, тут солидный юбилей, и вроде нужно радоваться, но я не хочу устраивать больших торжеств. В этом году ушла из жизни моя мама… У нее тоже должен был быть юбилей - 70 лет. Она умерла незадолго до своего дня рождения… Поэтому и я решил, что свою круглую дату широко праздновать не буду… Конечно, 50 лет - это определенный жизненный рубеж, но как тренер я, по большому счету, только в начале пути, на котором, я надеюсь, у меня будет немало успехов.
Беседовал Александр АГАПОВ
Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.