Александр Ларин: «Для меня спортшкола – это второй дом»

10 марта распоряжением регионального министерства спорта областной СШОР по легкой атлетике присвоено имя заслуженного тренера СССР Александра ЛАРИНА. Наставник олимпийского чемпиона Владимира Крылова тесно связан с этой спортивной школой больше 50 лет! Как ее воспитанник, тренер и некогда директор. Корреспондент «ЧЕМПИОНА» встретился с именитым специалистом в той самой «альма-матер» ульяновских легкоатлетов, где Ларин работает до сих пор.

- Александр Сергеевич, каково это - приходить в спортивную школу, в названии которой увековечено ваше имя?

- Честно говоря, я не определился, как к этому относиться. Инициативу о переименовании СШОР выдвинул ее директор Евгений Владимирович Янкаускас. Коллеги его поддержали. Мол, у борцов есть школа имени Винника, у боксеров – имени Гришина и Липатова, а легкоатлеты чем хуже? (улыбается). Я возражать не стал. Ну если хотите, называйте. Хотя считаю, есть и другие представители нашей легкой атлетики, которые этого заслуживают не меньше. Да тот же Крылов. Помню, его именем хотели манеж «Спартак» назвать, когда он только строился. Но что-то там не срослось. Хотя разве олимпийский чемпион этого не достоин?! Испытываю ли гордость в этой связи? Гордится семья - внуки, дети, снохи. А для меня это в первую очередь ответственность. Когда твоим именем при жизни называют спортшколу, хочется, чтобы она всегда соответствовала высокому уровню.

- Сколько времени проводите в этих стенах?

- Я тренирую шесть раз в неделю. Одна тренировка длится два-три часа. Бывает, и две тренировки за день - утренняя и вечерняя. Естественно, за столько лет каждый уголок здесь стал для меня родным. Так что, можно сказать, из одного дома я прихожу в другой (улыбается).

 

Играл в футбол за «Спартак», забивал «Волге»

- Все знают Ларина-тренера, а каким был Ларин-спортсмен?

- В секцию легкой атлетики я пришел в пятом классе. Тренировался у Геннадия Георгиевича Климова. Бегал на уровне первого разряда спринтерские дистанции - от 60 до 400 метров. Выигрывал первенство области по школьникам, на 100-метровке имел результат 11,5 секунды, на 200-метровке - 23,5. Для того времени это было неплохо. Что самое интересное, когда в 1990-х я уехал работать тренером в Кувейт, ради интереса решил пробежать с местными спортсменами и в 45 лет показал примерно те же результаты, что и в молодые годы! Наверное, в свое время мог бы добиться большего, но мало тренировался. Я же параллельно с легкой атлетикой очень любил играть в футбол. Гонял мяч во дворе. Друзья, которые занимались в секциях, иногда брали к себе в команду. В памяти отложился один матч между юношескими составами «Спартака» и «Волги». Спартаковцы тогда победили - 4:2, а я за них два мяча забил. В атаке у меня неплохо получалось. За счет скорости мог убежать от защитников и создать голевой момент.

- Климов не уговаривал сосредоточиться на легкой атлетике?

- У него в то время Александр Пучков тренировался и другие талантливые спортсмены. Зачем ему было уговаривать какого-то перворазрядника…У Климова и так забот хватало. Во время учебы в первом наборе факультета физического воспитания УГПИ я продолжал тренироваться, выступал за сборную области, но вместе с окончанием института закончилась и моя спортивная карьера. Сразу после армии устроился тренером в нашу спортшколу. Тренерская работа мне всегда была интересна. Тут свою роль сыграли примеры и Геннадия Георгиевича, и Валентина Степановича Кузьмина, который у нас преподавал в пединституте. Получается, не зря выбрал эту профессию. Как легкоатлет я не реализовался, но зато стал заслуженным тренером. К слову, похожая история и у моего друга Вячеслава Догонкина - тренера олимпийской чемпионки Татьяны Лебедевой. Мы же с ним вместе занимались у Климова и учились в одной 34-й школе. Сейчас на ее месте олимпийское училище стоит.

Крылов мог бы стать хорошим прыгуном

- В Крылове сразу разглядели задатки большого спортсмена?

- Конечно. Талант виден сразу. Но поначалу он не очень серьезно относился к легкой атлетике. Переломный момент произошел, по-моему, в 1982-м. Владимир участвовал в соревнованиях на призы Людмилы Кондратьевой в городе Шахты. Пробежал 60 метров за 6,6 секунды, опередив чемпиона СССР Ивана Бабенко. На 100-метровке показал 10,8. После этого к нему пришло понимание, что можно добиться многого, если серьезно подходить к тренировкам.

- Известно, что у Владимира Валентиновича были способности к прыжкам в длину. Не хотели реализовать его в этом виде?

- Мы как-то пробовали прыгать в старом зале политеха. Там места очень мало и на приземлении он то и дело влетал в стенку. Подумали тогда: «Зачем ноги ломать, когда в спринте все получается…» и вопрос этот закрыли. Хотя все данные для прыжков у него, действительно, были. С места он прыгал за 3,60 метра. Тройным с места - на 10,97, десятерным - на 38,70. Это на три метра дальше тех, кто специализировался на прыжках! Я вам больше скажу. Один раз зимой 1985-го в Ленинграде Крылов пробежал 600 метров. И не просто пробежал, а опередил всех средневиков, показав результат 1 минута 19 секунд! Мог бы он хорошо бегать 800-метровку? Исходя из этого, вполне вероятно. Мог бы и 400 с барьерами. Потому что уникум. При этом даже в спринте он не до конца раскрыл свой потенциал. Помешали травмы.

В тренерской работе важен творческий подход

- Советские спринтеры были конкурентоспособны на европейской и мировой аренах. Тогда как российские мастера короткого бега стали заметно отставать от иностранных конкурентов задолго до того, как нашу страну отстранили от международных соревнований в 2015-м. Что же такого потеряла отечественная школа спринта за последние 30 лет?

- Вопрос хороший. Мы и сами им давно задаемся. Ведь эта проблема касается не только нашей страны. Взять Украину, где всегда были сильные традиции спринта. После распада СССР там ведь тоже не появились новые «звезды». На мой взгляд, основная причина кроется в том, что сейчас легкой атлетике приходится конкурировать за талантливых детей с видами спорта, которых у нас раньше не было - со всевозможными единоборствами, с горными лыжами, фристайлом и другим экстримом. Современной молодежи это интересно, она к этому тянется. Даже в более традиционные виды - гимнастику и плавание - берут с детского сада, а у нас ребенка можно записать в секцию не раньше 9 лет.

Естественно, что при таком раскладе в легкую атлетику попадет мень ше одаренных детей. Другой немаловажный фактор - тренерское мастерство. Тренировочные методики и планы выдающихся легкоатлетов, того же Владимира Крылова, никуда не делись. Пожалуйста, берите их, изучайте. Вот только бездумное повторение не сделает современного спринтера вторым Крыловым. Это так не работает. Важен индивидуальный подход. Четкое понимание, что лучше подходит для конкретного спортсмена. Для чего он делает ту или иную тренировочную работу. Необходим постоянный, если хотите, творческий поиск нового, а не следование шаблонам. Взять, к примеру, известное упражнение спринтеров - бег с волокушей. Мы стали его использовать в 1985 году, потому что Крылову из-за травмы спины нельзя было работать со штангой, и бег с отягощением ее заменял. Не оглядываясь ни на кого, рассчитали, какой именно вес он должен использовать, чтобы это шло на пользу, а не во вред. Кстати, за год Владимир набегал 230 километров! Это только отрезки, не считая кроссов. Чтобы нынешние спринтеры смогли приблизиться к таким объемам, потребуется очень много времени. К какому выводу я подвожу: использовать успешные наработки предшественников можно и нужно, но всегда осмысленно, опираясь на собственный практический опыт, а также индивидуальные особенности своего подопечного.

Лучший отдых - на даче с лопатой в руках

- Как и где вы отдыхаете от работы?

- На даче в Белом Яре, с лопатой в руках (смеется). Когда только купил дачу, думал, буду там в нирване - приезжать на шашлыки, отдыхать. Но куда там! Землю перекопать надо, за газоном ухаживать надо, жене с розами помочь тоже надо. И знаете что? Втянулся! Мне это нравится. Другого отдыха не хочу.

- Говорят, вы большой любитель кошек?

- Ну как любитель. Собираю приблудных (смеется). В ноябре к нам на дачу пришел кот. Весь израненный. Видно, прежние хозяева когти ему вырывали и лапы прижгли. Взяли его, выходили. Вот сейчас вожусь с ним. Есть еще одна кошка и собака. Ее, можно сказать, тоже спасли, чтобы щенком не утопили.

- Кроме легкой атлетики, есть виды спорта, которые вам интересны?

- Вы, наверное, ожидаете, что я скажу - футбол, но нет. К футболу я сейчас равнодушен. Как зрителю мне больше всего интересны фигурное катание и большой теннис. Раньше за Шарапову переживал, сейчас за Медведева. Рублев тоже нравится, но он нестабильный. В теннис-то я и сам немного играл. Когда работал в Кувейте, даже профессиональную ракетку купил, как у Агасси.

- В декабре 2022-го вы отметили 70-летний юбилей. Лучший подарок, который вам подарили.

- Бывший ученик подарил немаленький мангал. Но больше всего я был рад тому, что все те, кого я приглашал, смогли приехать, не забыли. Один даже из Москвы прилетел. Мы увиделись, хорошо пообщались. Вот это и был лучший подарок.

Беседовал Александр АГАПОВ

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

742 просмотра

Читайте также