«Золотой» мусор
Во сколько обойдутся новые правила обращения с твердыми бытовыми отходами.
С 1 января 2017 года должен заработать закон об обороте твердых бытовых отходов. Летом федеральные власти заявляли, что нормативная база готова на девяносто процентов, и, следовательно, регионы успеют подготовиться к нововведению.
Однако до сих пор, когда до нового года - меньше двух месяцев, ключевые документы остаются неутвержденными. Директор ульяновского департамента цен и тарифов Сергей Ципровский уверен, что если закон не отложить еще на год, жители начнут платить за утилизацию отходов в 4 - 5 раз больше, чем сейчас. Он доказал это с помощью чистой математики.
Почему сумма в платежке все-таки вырастет
Когда заговорили об этой реформе, чиновники обещали, что сумма в квитанции не вырастет. Просто платеж за сбор и вывоз мусора уберут из состава платы за содержание и ремонт общего имущества и выделят в отдельную строчку как коммунальную услугу. Расчет оплаты будет производиться не как раньше, по площади помещения, а по базовому тарифу: количество мусора, который производит по норме один человек, умножат на количество людей, проживающих в доме. В существующей технической схеме написано, что каждый человек производит около трех кубометров мусора в год.
Сергей Ципровский обращает внимание на то, что эта цифра не утверждена окончательно. По закону установить норматив можно, в течение года наблюдая за районами разной специфики: сельскохозяйственными, промышленными, городскими. Делать замеры четыре раза в год, каждый сезон, и после этого рассчитывать средний показатель. «Я приму у разработчиков только замеры, сделанные по всем правилам. Поэтому не факт, что утвердим норматив в этом году», - говорит Ципровский. Он заметил, что норматив, вероятнее всего, будет меньше, чем сейчас. По тем расчетам, которые ведутся, получаются цифры от 1,9 до 2,1 кубометра.
Ситуация с тарифом на услугу тоже далека от идеальной. Утвержденной методики Федеральной антимонопольной службы по его расчету нет. Соответственно, не могут утвердить тариф и регионы. Если закон начнет работать в ближайшее время и жителям рассчитают размер платы по имеющимся приблизительным данным, вот что получится: «Для примера я взял свою трехкомнатную квартиру и посчитал, - объясняет Ципровский. - Ее площадь - 72 квадратных метра, проживаеют четыре человека. Два пятьдесят плачу с квадратного метра, итого 180 рублей в месяц. Если разделить на количество проживающих, получится по 45 рублей с человека. Теперь берем норму накопления, которая сейчас написана в технической схеме, - три куба в год. После вычислений получается, что в месяц за эту услугу я буду платить 462 рубля».
Чиновник обращает внимание на то, что сумма выросла почти в три раза лишь после того, как он поменял способ расчета платежа. Не прибавлял сюда другие услуги регионального оператора: плату за негативное воздействие, плату за обработку и другие. «Речь идет о четырех-, пятикратном увеличении стоимости этой коммунальной услуги с первого января, это реальная картина, которая нас ожидает. Поэтому в моем понимании идея переноса закона на год имеет под собой основания», - резюмировал Ципровский.
Горожане будут платить за сельские отходы?
Один из основных документов, от которого будет зависеть конечная плата жителей, - это территориальная схема обращения с отходами. Последний ее вариант утвержден в Ульяновской области 26 сентября. Схема размещена на сайте министерства промышленности, строительства, ЖКК и транспорта. Она разделила регион на три зоны: одну большую, правобережную и две левобережных. «Учитывалось наличие имеющихся и проектируемых мусороперерабатывающих комплексов. И зоны строились вокруг крупных центров, которые производят больше всего мусора: правобережного и левобережного Ульяновска и Димитровграда. Схему будут пересматривать не реже, чем раз в три года, с учетом появления новых полигонов», - пояснил и.о. министра Дмитрий Вавилин.
Руководитель регионального Управления Росприроднадзора Александр Каплин прокомментировал, почему они согласовали именно этот вариант схемы: «Укрупнение зон дает больше шансов, что произойдут структурные изменения в системе. Например, мусорный завод ставить на маленькие объемы нерентабельно. Мы не должны в будущем отказываться от переработки, поэтому учли и планируемые на этих территориях объекты».
Утвержденной схемой остались довольны далеко не все. Южные районы беспокоятся, что им придется платить больше остальных, ведь и везти мусор придется дальше. Схему горячо обсуждали на совместном заседании аграрного и жилищного комитетов Законодательного собрания в среду, девятого ноября. Председатель комитета по жилищной политике и ЖКХ Геннадий Антонцев пояснил, что тут, скорее всего, случится перекрестное финансирование тарифа: «Грубо говоря, горожане будут финансировать сельчан. Потому что из самой южной точки везти отходы в Баратаевку и везти их туда из Ульяновска - это совсем разные деньги. А тариф единый».
На «мусорную культуру» денег нет
Идея закона сама по себе правильная. Если схемы переработки мусора будут продуманными, расчеты аккуратными, а жители воспитают в себе культуру сбора мусора, то платить они в конце концов станут меньше.
Раньше стоимость сбора и транспортировки отходов устанавливали управляющие компании. Теперь это будут делать коммерческие организации - региональные операторы, избранные на конкурсной основе. Они будут управлять всем процессом обращения с отходами на своей территории: от сбора до вывоза на полигон.
При раздельном сборе отходов платеж будет рассчитываться по-другому: по фактическому числу и объему контейнеров. Если во дворе будут стоять разные контейнеры: например, зеленые - для стекла, черные - для пищевых отходов, синие - для бумаги, серые - для несортированных отходов, это позволит жителям сэкономить. За сортированные ТКО собственники будут платить по более низкому тарифу, ведь такие отходы региональный оператор сможет перепродавать по рыночным ценам заинтересованным переработчикам.
Очевидно, что такая идеальная ситуация наступит не через год и не через два. Как доложил директор регионального департамента природных ресурсов и окружающей среды Данила Урдин, денег на «высококультурное» обращение с отходами пока нет. По крайней мере, бюджетных. В 2017 году на эту тему выделят лишь четыре миллиона - хватит только на разработку проектной документации по ликвидации существующих опасных свалок. Просто приехать и убрать бульдозером весь несанкционированный мусор уже не получится, законы изменились. Теперь, прежде чем приступать к ликвидации, нужно составить проект по рекультивации свалки и провести его через экологическую экспертизу федерального уровня. Сейчас на территории Ульяновской области насчитывается 329 незаконных свалок.
Чем скорее в регионе появится комплекс по переработке твердых коммунальных отходов, тем скорее наступит та самая идеальная ситуация. Его планируют построить за счет средств от экологического сбора - налога, который ввели для товаропроизводителей и импортеров товаров в упаковках. По итогам года эти деньги успешно собрали. Но порядок их расходования еще не утвержден федеральным правительством, поэтому и пустить их в дело пока нельзя.
Есть еще надежда на инвесторов. Четыре компании хотят построить на территории региона объекты размещения и переработки коммунальных отходов, соглашения уже подписаны, но и в них без федерального софинансирования не обойтись.
Екатерина Нейфельд
Читайте свежий номер газеты "Ульяновская правда"
Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.