Игорь Егоров: "Увы, за «неэффективку» до сих пор не наказывают"


 

Сегодня штат Счетной палаты Ульяновской области - 28 человек. Именно на них лежит ответственность за проведение контрольных мероприятий, связанных с использованием средств регионального бюджета.

По словам нашего собеседника, председателя Палаты Игоря Егорова, в среднем за год сотрудники осуществляют порядка 25 контрольных мероприятий. Проверяются завершенные стройки, реализация государственных программ, проведение крупных общественно значимых мероприятий…
- Разумеется, у нас есть проверки и отдельных юридических лиц, наших областных учреждений, государственных предприятий и акционерных обществ, контрольный пакет которых принадлежит Ульяновской области, - говорит Игорь Игоревич. - Все это в совокупности позволяет нам держать руку на пульсе основных финансовых бюджетных потоков внутри региона, выявлять основные типовые финансовые нарушения и совместно с правительством и руководством муниципалитетов проводить профилактическую работу.
- Сколько дней в среднем занимает одно контрольное мероприятие?
- Как правило, от 30 до 45 дней. Наши специалисты работают по четырем аудиторским направлениям. Одно из них отвечает за межбюджетные трансферты и за управление областным имуществом, другое сосредоточено на проверке социальной сферы, третье проверяет такие отрасли, как сельское и лесное хозяйство, четвертое - транспорт, строительство и ремонт дорог, капитальное строительств. Кроме финансистов, в составе Счетной палаты есть и профессионалы-сметчики, оценивающие объем реально выполненных строительных и ремонтных работ.
- Нарушений много?
- Количество нарушений измеряется сотнями в год. При этом, когда мы говорим о финансовом нарушении, нужно понимать: факт нарушения совершенно необязательно означает, что деньги сворованы. Очень часто это нарушение бюджетных процедур, таких как невыполнение процедуры по датам, неполное оформление документов и другие. В Административном кодексе РФ есть около 30 статей, по которым сегодня работники систем внешнего финансового контроля могут составлять протокол административного правонарушения.
И далеко не все из этих случаев связаны с хищением денег или с нанесением прямого ущерба государству. Но встречаются, конечно, и случаи, которые мы называем старым русским словом «воровство». Их не так много, но, тем не менее, они есть. Именно такой случай откровенного воровства выявила одна из недавних наших проверок в Жадовском сельхозтехникуме, где исчезли скот, сельхозтехника, где происходили грубые нарушения всех правил работы с наличными средствами и так далее... Эти примеры, пусть и единичные, но встречаются, к сожалению, регулярно. Понятно, что та большая профилактическая работа, которая ведется, мониторинг финансовой ситуации позволяют свести эти случаи к минимуму. Порой приходится по результатам наших проверок возбуждать уголовные дела. Так, в прошлом году уголовное дело было открыто в отношении некоммерческой организации «Спортивное общество «Урожай», которая не по назначению израсходовала субсидии из областного бюджета. Да, сумма небольшая, порядка двух миллионов рублей, но, тем не менее, государству, на наш взгляд, был нанесен ущерб.
- Игорь Игоревич, уже и звестны итоги работы Счетной палаты за прошлый год. Сколько денежных средств удалось вернуть в бюджет?
- Если суммировать, то по результатам наших проверок, как в бюджет, так и государственным структурам, включая наши государственные акционерные общества, возвращено только деньгами более 70 миллионов рублей. Также после нашей проверки
54 организации и частных предпринимателя возместили ущерб работами. К примеру, были доделаны ремонтные работы на том или ином строительном объекте. Эта цифра, кстати, среднегодовая. Обычно численность таких субъектов колеблется между 40 и 60 юридическими лицами.
- То есть, если сравнивать с предыдущим годом, особых изменений нет?
- Цифры в целом схожи. Но происходит изменение в самой системе внешнего финансового контроля. Уже два года, начиная с 2015-го, все контрольно-счетные органы страны действуют в рамках единого классификатора финансовых нарушений, в котором впервые за долгие-долгие годы четко прописано, какое нарушение должно считаться как суммируемое, а что остается нарушением, когда сумма не попадает в финансовый отчет. Кроме того, не относят к сумме финансовых нарушений такое понятие, как «неэффективные расходы». К сожалению, в нашей стране за неэффективные расходы бюджетных средств по-прежнему нет никакого предусмотренного законодательством наказания.
- С чем это связано?
- Пока нет четких нормативных определений, какие затраты являются неэффективными, эти споры будут продолжаться. Например, купили маммограф для больницы, а он не работает. Одна региональная Счетная палата включает его в неэффективные расходы, если он не работает три месяца, другая - если шесть месяцев, а третья - если пройдет год с лишним. То есть нужны единые нормативы. Сегодня работа по унификации подходов в системе государственного финконтроля продолжается.
- А есть такая работа Счетной палаты, которая остается за кадром?
- В последнее время проводится большая работа по наведению порядка при закупке услуг питания, стирки белья для больниц и иных социальных учреждений, жестко контролируется определение начальной максимальной цены контрактов на приобретение лекарственных препаратов, товаров медицинского назначения. Эта работа ведется прежде всего органами внутреннего финансового контроля с привлечением наших сотрудников как экспертов. И мы стараемся максимально помогать своими знаниями, опытом, чтобы уже на стадии начальной максимальной цены контракта государство не теряло бюджетные средства. Часто можно слышать - если будет аукцион, цена обязательно снизится. К сожалению, не всегда это так. И поэтому тема обоснования  начальной максимальной цены контракта остается очень важной. Если она справедлива, если она соответствует рыночной, то мы уже можем твердо говорить, что никаких излишних потерь бюджетных денег не будет.
- Какие отрасли в прошлом году «отличились»?
- Вы знаете, нет отраслей, про которые можно было бы сказать, что там царит абсолютно идеальный порядок. По традиции всегда много проблем при проверке объектов здравоохранения, но надо учесть, что и деньги там достаточно большие. При этом все это еще накладывается на многоканальное финансирование, то есть в финансовом плане через любое учреждение здравоохранения денег проходит гораздо больше, чем, например, через школы, библиотеки или музеи. Важнейшими сферами для нас являются строительство и ремонт автомобильных дорог, строительство новых зданий, которые будут использоваться для общественных нужд, то есть это и физкультурные комплексы, и здания детских садов, и многое другое.
В ходе этих проверок часто выявляются претензии в отношении строителей, которые за короткий период времени, от месяца до трех, стараются исправить все, что было сделано не так, как надо. Если работы не завершены, то они или переделываются, или доделываются, или государственная структура получает денежную компенсацию за невыполненные работы. Иногда приходится рассматривать дела в суде. Счетная палата располагает сильным  профессиональным составом юристов. То есть мы и проверяем, и выявляем, контролируем, сопровождаем весь процесс возврата денег в государственную казну. При этом одно из направлений нашей работы - подготовка аналитических материалов, направляемых в органы исполнительной власти и используемых для принятия управленческих решений.

Ирина Антонова

Читайте свежий номер газеты "Ульяновская правда"

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

490 просмотров

Читайте также