Ноль копеек за киловатт-час

Как соглашение между Ульяновским наноцентром и политехом повлияет на экономику страны.

В пятницу, 20 января, Ульяновский центр трансфера технологий, входящий в Роснано, и Ульяновский государственный технический университет заключили соглашение о сотрудничестве.
Как подписанный документ повлияет на развитие экономики и образования не только региона, но и страны, рассказал генеральный директор наноцентра Андрей Редькин.
- Андрей Павлович, в чем суть соглашения?
- Это соглашение является знаковым. Во-первых, мы создаем две совместные кафедры. В процессе работы этих кафедр наши сотрудники будут принимать участие в учебном процессе, ставить различные образовательные задачи из реальной практики нашей технологической компании. Обучающиеся студенты, аспиранты, магистры смогут проходить практику и участвовать в реализации наших проектов. То есть это такая интеграция компаний, которые занимаются разработками и бизнесом, с образовательной средой университетов.
- О каких кафедрах речь?
- Две конкретные тематики, которые мы наметили, - это ветроэнергетика и интернет-вещание. С этих кафедр решили начать. Оба этих направления очень перспективны в глобальном мировом рынке с оборотами на миллиарды долларов. Российских игроков на этих рынках можно пересчитать по пальцам. И это дает хорошие перспективы как нам с точки зрения наличия кадров, так и университету с точки зрения взаимодействия с различными компаниями. Поскольку мы много делаем в тематике развития ветроэнергетики в России, считаем, что опыт создания профильной кафедры в УлГТУ станет уникальным опытом, и эти кадры будут востребованы уже в ближайшие год-два. Это первая часть соглашения.
- А вторая?
- Вторая связана с тем, что в целом университет будет готовить команды, которые потенциально могут быть выведены из стен университета и физически перенесены в инкубатор, будь то наноцентр, или «Технокампус», с тем, чтобы на базе этих групп разработчиков и ученых создавать новые стартапы, запускать новые бизнесы. С нашей стороны будет помощь в развитии именно бизнеса: поиск инвестиций, поиск партнеров.
- Вы сказали, что создание таких кафедр - уникальный опыт. А как по-вашему, станет ли это начинание через какое-то время тенденцией российского образования?
- С моей точки зрения, наша страна не сможет дальше развиваться, если это не станет тенденцией. Вообще в мире, там, где общество встало на путь технологического развития и развивает то, что называется экономикой знаний и технологическим предпринимательством, это стандартная практика. Там, где университеты смогли настроить взаимодействие с реальным высокотехнологичным бизнесом, виден рывок: университеты выпускают людей совсем другого уровня - как носителей технологий. И компании, которые обеспечены такими специалистами, растут с иной, лучшей динамикой.
- Хотелось бы подробнее узнать об отделении ветроэнергетики. Насколько близко эти разработки подобрались к практической реализации? Что они дадут экономике и обществу?
- Я на прошлой неделе вернулся из Дании. Так вот там есть город-порт Эсбьерг, известный двадцать лет назад только рыбным промыслом. На сегодняшний момент это крупнейший в мире порт, который занимается транспортом ветрогенераторов. Население Эсбьерга - около ста тысяч человек, двенадцать тысяч работают в этом порту, и главный их бизнес - ветропарки.
В Германии, стране, которая использует энергию ветра, в прошедшие рождественские каникулы некоторое время электроэнергия была бесплатной. Потому что заводы ушли на каникулы, было тепло, дул сильный ветер, население топило свои дома меньше, чем обычно. Энергопотребление в стране значительно упало. А поскольку избыточная генерация была, то электричество ничего не стоило.
- А что в России?
Сейчас в Ульяновске в стадии строительства находится небольшой ветропарк, который строит компания «Фортум» совместно с Роснано. Он экспериментальный, на 35 мегаватт: на энергобалансе региона сильно не скажется, но позволит нам отработать механизмы взаимодействия с российскими и мировыми производителями, ульяновскими строительными компаниями, российскими компаниями-проектировщиками. После этого планируем перейти к строительству более масштабных ветропарков.
Уже подписали соглашение, будем строить генераторы на 750 мегаватт по всей России, часть этих объемов планируется разместить в Ульяновске. Мы, как наноцентр, обеспечиваем локализацию производства компонентов. Уже пришли к соглашению, что у нас будут производиться лопасти длиной около 57 метров и башни высотой 85 - 90 метров. Мощность турбины составит 2,5 - 3,5 мегаватт.
- Ветроэнергетика постепенно вытеснит традиционную?
- Если взять статистику за последний год, то мощностей возобновляемой энергетики уже установлено больше, чем мощностей энергетики традиционной. При этом по итогам 2015 года так называемый «зеленый паритет» установлен в семнадцати странах. Это когда возобновляемая энергетика становится дешевле традиционной. По итогам 2016 года это произошло уж в тридцати странах. По прогнозам к тридцатому году паритет будет у 80 процентов всех стран на планете.
- А мы туда войдем?
- Может быть, не к тридцатому году… А может быть, уже к тридцатому. Если взять традиционную энергетику, то у нее всегда есть себестоимость. В случае с ветром, водой, солнцем себестоимости нет. И прогноз всех крупных экспертов, которые в этой теме работают, что через 30 - 40 лет себестоимость киловатта в час при использовании энергии ветра будет равна нулю.

Екатерина Нейфельд

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

700 просмотров

Читайте также