Николай Лазарев: 15 лет не видел снов

Массивный внедорожник, расписанный в военном стиле и с гордой надписью «9 рота», в Ульяновске хоть раз, но видел практически каждый.
Кто-то ухмыльнется и пройдет мимо, кто-то сделает селфи на фоне «чудной» машины, кто-то недовольно покачает головой, дескать, «тешится молодежь»… И лишь немногие знают, что автомобиль принадлежит пулеметчику той самой знаменитой 9-й роты, и его внешний вид - это своего рода память о годах, проведенных в горах Афганистана.

Уже завтра (11 февраля 1989 года 345-й гвардейский отдельный парашютно-десантный полк вышел из Афганистана) боевые товарищи соберутся, чтобы почтить память мальчишек, оставшихся на поле боя навсегда. Уже завтра депутат городской думы, председатель областного отделения общественной организации «Боевое братство» Николай Лазарев возложит цветы к стене памяти. А сегодня он рассказал корреспонденту «НГ» о том, как погибали товарищи, как страшно было идти в бой и есть ли жизнь после войны.
- Наверное, стоит начать с того, что я с юных лет хотел служить, готовился стать десантником. А после окончания 8 классов школы поступил в техникум. Моим однокашникам старшие братья присылали письма, в которых рассказывали о службе, и кассеты с афганскими песнями. Вот тогда впервые и узнал об Афгане. Дальше были «учебка» в Фергане и «совет» от боевого офицера: «Если хочешь повоевать, то постарайся попасть в 345-й полк».
В желанный полк Николай попал. В 9-ю роту Лазарева распределили из-за преданности мечте. Юный Коля с еще несколькими срочниками твердо решили попасть в разведку и ждали, когда спросят желающих, но разведчиков все не вызывали. Когда в клубе полка, где шло распределение, почти никого не осталось, двое офицеров заметили «разведчиков» и отправили их в 9-ю роту.
- Я пришел в роту уже после того боя, который описал в фильме Бондарчук. Наш призыв пришел в полк как раз после обороны той самой высоты (бой у высоты 3234. - Прим. ред.). Когда нам стали выдавать боевое оружие, мне достался пулемет Героя Советского Союза Игоря Чмурова. Именно с ним я прошел весь свой срок службы.
Боевое крещение получил возле населенного пункта Хоркабуль. 8-я рота попала в трудное положение. Они держали высоту двое суток, и у них заканчивались боеприпасы. Ближе всех стояли мы. В час дня мы поднялись, шли полной выкладкой и дошли к часу ночи. Под утро 8-я рота снялась с высоты, а 9-я встала на блокпост, чтобы прикрывать их обход. Весь огонь мы приняли на себя. Только в 9 вечера прозвучала команда «домой». Именно за эту операцию я был представлен к медали «За отвагу».


- Всего за год службы в Афганистане вы приняли участие в 11 боевых операциях. Страшно было?
- Конечно. Страх присутствовал постоянно, только дураки не боятся. Но не стоит забывать, что мы воспитывались на примере Маргелова. Еще в «учебке» нас учили этот страх преодолевать. Вставать и идти вопреки опасности до конца. И мы шли. Особенно тяжело было заставить себя идти после того, как на глазах погибал кто-то из твоей роты. А люди гибли… Сейчас, когда с товарищами собираемся, обязательно вспоминаем тех, кто остался там навсегда.
- Война снится?
- Мало кто знает, да и не спрашивали, а ведь после Афгана я участвовал еще в ликвидации вооруженных конфликтов в Азербайджане и Грузии. Если говорить про сны, то лет 15 после армии  вообще их не видел. Что касается Афганистана, то я вам скажу - это было самое светлое и чистое время в моей жизни. Как бы это парадоксально ни звучало. Я, во-первых, был молод, во-вторых, верил и следовал своим убеждениям. Благодарен судьбе, что попал в ту самую 9-ю роту. Благодарен, что остался жив.
- Как встретила вас мирная жизнь?
- Как встретила? Обычно. Пошел учиться в институт, окончил его. Женился. Двое сыновей растут. Старшему Алексею сейчас 18 уже, а младшему Артемию 12. Все в меня - такие же упертые. Старший всю плешь мне проел, «служить хочу, батя», говорит. Тренируется днем и ночью, готовит себя к армии и мечтает стать десантником.
- А как пришла идея сделать свой автомобиль таким запоминающимся?
- Знаете, есть такая традиция - татуировки набивать. Так вот на машине своего рода татуировка моей службы. На капоте эмблема полка, на дверях щит армейский с надписью подразделения. Цвет автомобиля подобран под цвет армии. Это я больше для нашей молодежи сделал. Увидят они на улице мой автомобиль. 9-я рота. Интересно станет, полезут в Интернет, разузнают. Может, кто-то задумается. Патриотизм в молодежи нынче надо воспитывать всеми способами.
- Председатель областного отделения общественной организации «Боевое братство», член партии и депутат городской думы. Для чего это все?
- В 2006 году ребята, те, кто прошел военные конфликты, выбрали меня председателем «Боевого братства». Это организация занимается оказанием помощи участникам военных действий и их семьям. Они были уверены, что я смогу отстоять нужды воевавших в Афгане и Чечне в нелегкое время. А их было немало. О героях попросту забывали. Не было ни обещанных компенсаций, ни льгот от государства. Не могу сказать, что благодаря мне, нет, конечно, мы все это сделали. Ветеранов заметили, с ними стали считаться.
А депутатом в 2010 году меня выбрали. Выбрали ульяновцы - те, кто видел во мне поддержку. Сейчас мне приходится заниматься проблемами моего округа, и я стараюсь сделать все возможное на благо родного города. Стараюсь донести до власти, что необходимо делать и закрепить все это на бумаге. Сейчас главное - сделать так, чтобы власть и общество видели в защитниках страны героев. Тогда и молодежь будет стремиться служить.
Пользуясь случаем, хочется сказать всем: наш долг - помнить о павших бойцах! И память эту нужно пронести через всю жизнь!

Блиц-опрос
Если время дня, то… раннее утро.
Если еда, то… рыба, мясо.
Если телевизор, то… телеканал «Звезда».
Если праздник, то… 2 августа.
Если талисман, то … автомат Калашникова.

Лилиана РАХМАТУЛЛИНА

Читайте свежий номер "Народной газеты"
 

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и MAX.

2806 просмотров

Читайте также