Область захлестнуло «наркоцунами» из Азии
Поставки синтетических наркотиков на территорию региона значительно выросли, заявил начальник Управления ФСКН России по Ульяновской области, генерал-майор полиции Сергей Люльков - гость телевизионной студии ИД «Ульяновская правда». Речь идет о так называемых спайсах.
- Примерно два года назад в Ульяновской области во все колокола били об опасности дезоморфина, даже вышел запрет на свободную продажу кодеинсодержащих препаратов.
- Сергей Александрович, эта проблема по-прежнему актуальна?
- Если раньше то и дело выявляли так называемые дезоморфиновые притоны, то сейчас этого фактически нет. Единичные случаи встречаются, но волна схлынула. Дезоморфин еще называют наркотиком для бедных, потому что его составляющие свободно продавались в аптеках по достаточно низкой цене. Люди, употреблявшие его, погибали быстро, т.к. он наносил непоправимый вред здоровью.
Напомню,Ульяновская область была одним из первых регионов, который выступил с инициативой о запрете свободной продажи медикаментов для изготовления дезоморфина. Я считаю, что это было сделано своевременно. Благодаря этому запрету, строгому контролю правоохранительных органов, госструктур, общественных организаций мы сохранили много человеческих жизней.
- На сегодня какие наркотики можно назвать самыми «модными»?
- «Модными» я бы назвал синтетические или дизайнерские наркотики, которые заполонили всю страну. Они поступают из стран Юго-Восточной Азии. «Наркоцунами» идет именно оттуда.
Я бы добавил, что это самые доступные наркотики и по цене, и по способу употребления, потому что их не надо колоть в вену при помощи шприцев, как героин. Беда в том, что молодые люди считают эти наркотики легкими, как марихуану. На самом деле от них человек получает тяжелейшие токсикологические отравления, как при принятии яда. В стране зафиксированы смертельные случаи после употребления данных наркотиков.
Также по-прежнему распространены два других вида наркотиков: местные растительного происхождения и героин.
- Сергей Александрович, вы можете назвать основные каналы поставок наркотиков в наш регион?
- В Ульяновск напрямую из Юго-Восточной Азии синтетические наркотики не поступают. Они доставляются из крупных городов России, таких как Самара, Москва, Пермь.
Что касается героина, в целом Ульяновская область находится на пути так называемого северного пути наркотрафика из Афганистана. Опять же он поступает в регион не напрямую, а аналогичным синтетическим наркотикам способом, из больших городов - мелкооптовыми партиями. Героин идет по цепочке. Сначала - в Таджикистан, где его разбавляют, потом - в Казахстан, где еще разбавляют, затем в Москву - там снова его разбавляют. К нам он поступает совсем разбавленным. Поясню, героин бывает трех категорий: уличная смесь, в составе которой до двух процентов чистого героина (диацетилморфин), мелкооптовые партии - с содержанием от 2 до 10 процентов героина, выше 20 процентов героин уже считается «серьезным», который находится в обороте крупными партиями.
- Какую самую крупную партию наркотиков изъяли в регионе в прошлом году?
- В целом за год управлением было изъято более 3,5 килограмма героина. Это достаточно высокий показатель.
Также сотрудниками нашего управления был изъят героин с высоким процентным содержанием (в 35 процентов). Вы представляете, сколько раз его можно было разбавить и распространить?!
А синтетических наркотиков изъяли порядка 14 килограммов. Стоимость такой партии на наркорынке составляет более 80 миллионов рублей - такой ущерб мы нанесли наркодилерам. Зато 135 тысяч разовых доз не попали к потребителям, тем самым мы помогли сберечь кому-то здоровье, а кому-то и жизнь.
- В этом году заработал важный федеральный закон, касающийся противодействия обороту новых потенциально опасных психоактивных веществ. Как эти изменения отразятся на работе наркоконтроля?
- Это долгожданный закон. Он был принят в кратчайшие сроки. Эффект от этих новых психоактивных веществ аналогичен наркотикам. Но сотрудники спецслужб не могут привлечь к ответственности их распространителей, пока этих веществ не было в списке препаратов, запрещенных в России. Раньше процедура внесения новых названий в такие списки занимала по времени от полугода и больше, поскольку необходимо было согласование всех структур. Самое главное - это вещество необходимо было изъять в разных регионах, доказав, что формула одна и та же. Потом его направляли в столичные структуры, в том числе и в Минздрав. Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. С новым федеральным законом мы сможем очень быстро вносить новые вещества в списки запрещенных, вовремя упреждая ситуацию. Теперь, как только выясняется его формула, вещество тут же попадает под запрет на всей территории страны. И его распространение становится уголовно наказуемым.
- А как наказывают?
- Изолируют от общества вплоть до пожизненного срока. У нас есть четкая градация: если задерживается человек с небольшим весом наркотического средства, но нет данных, что он занимается сбытом, то задержанный наказывается за хранение. Это менее строгий вид наказания, оно может быть даже условным. В рамках уголовного дела, судебного разбирательства выясняются все обстоятельства: болен ли сам задержанный, только для себя приобретал наркотические средства или же для сбыта.
Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков на территории Ульяновской области за 2014 год направлено 302 уголовных дела, по которым обвиняются 396 человек. 10 уголовных дел направлено в суд по организованным преступным группам. 32 группы устранили по предварительному сговору. В плане организованной преступности - это 42 уголовных дела, в которых задействовано около 100 человек, системно занимавшихся сбытом наркотических средств в регионе.
- Финансовый кризис отразился на наркорынке?
- Цена на наркотики не упала и не возросла, она на прежнем уровне. Так, героин в Ульяновской области стоит в полтора-два раза выше, чем в Самарской. Это связано с тем, что данный вид наркотика в дефиците. Единственно, выросла зарплата так называемых закладчиков, они стали получать в два раза больше. Это говорит о том, что стало опасней заниматься распространением, потому что эффективней начали работать правоохранительные органы.
- Проблема наркомании характерна только для города или для сельской местности тоже?
- Эта проблема охватывает всю территорию Ульяновской области. Я бы не стал разграничивать город и село. В сельской местности проживает большое количество судимых, которые ранее отбывали наказание. Сказывается на наркоситуации и отсутствие в некоторых сельских поселениях работы, возможности для какого-то организованного досуга. На селе также присутствует трава местного произрастания достаточного качества для употребления. И по нашим сведениям, в сельскую местность активно поступают синтетические наркотики, а они сравнительно дешевые. Героин - более дорогой наркотик, он в село поступает в гораздо меньших количествах.
- Вы согласны с определением, что наркомания - болезнь молодых? Кто в основном сегодня состоит на учете в наркодиспансере?
- На учете в областной наркологической больнице по итогам 2014 года находился 3801 человек, из них 2959 человек - в возрасте от 20 до 39 лет. То есть 80 процентов больных - люди трудоспособного возраста. Конечно, есть такие, которые попадают на учет и в 18 - 19 лет. Синтетические наркотики создают угрозу как раз для них.
- В школах проводите профилактическую работу?
- Да. Руководители учебных заведений очень часто к нам обращаются с просьбой провести лекции. За год сотрудники управления организовали порядка 900 профилактических мероприятий. Конечно, хотелось бы охватить как можно большую аудиторию в школах, в вузах, в техникумах. Я надеюсь, меня услышат и будут чаще нас приглашать. Здесь, я не побоюсь сказать, важно даже не разъяснить, а напугать как молодежь, так и родителей, потому что употребление наркотиков - это далеко не детская шалость, которая порой заканчивается смертельным исходом. И если родители заметили, что ребенок находится в неадекватном состоянии, то надо срочно бить тревогу и обращаться за помощью в соответствующие инстанции.
- Добровольное тестирование школьников на наркотики у нас в регионе практикуется?
- На территории Ульяновской области под руководством губернатора действует антинаркотическая комиссия, куда входят сотрудники всех правоохранительных структур, минздравсоцразвития и минобразования. И в соответствии с решениями этой комиссии вопрос тестирования в школах стоит очень остро. На приобретение тест-полосок, создание антинаркотических роликов из регионального бюджета выделяются деньги. Так, на 2015 год в бюджете на эти цели заложено больше 10 миллионов рублей.
Нет проблем провести тестирование, проблема в другом - непонимание со стороны молодежи и их родителей.
Меня пугают случаи отказов от тестирования, самое страшное, что и родители это поддерживают. Если ребенок не хочет сдавать тест на употребление наркотиков, сразу должен возникнуть вопрос - почему.
- А если наркопроблемы затронули семью, если родители видят, что с ребенком творится что-то неладное, куда обращаться?
- Этим занимаются и частные, и некоммерческие, и государственные организации. Но я бы посоветовал все-таки обращаться в государственное лечебное учреждение - областной наркодиспансер, где окажут наиболее эффективную помощь. На базе наркологической больницы есть два реабилитационных отделения: стационарное (на 25 мест) и амбулаторное (на 24 места). Также там окажут и высокопрофессиональную психологическую помощь. Некоторые родители, у которых есть возможность, вывозят своих детей, больных наркоманией, в реабилитационные центры, расположенные за тысячи километров от Ульяновска, где есть не только лечение, но и трудотерапия. Это необходимо, чтобы изолировать ребенка от привычного круга общения.
- Возможно ли решить проблему наркомании в России?
- Только в России - нет, поскольку каналы поставок наркотиков идут из других стран. На самом деле никто в мире не победил наркомафию. Даже самое жесткое наказание не может ничего решить. К примеру, в Китае за распространение наркотиков вообще расстреливают на площадях. Но я считаю, что на сегодняшний день в России есть общая политика, понимание и общая стратегия. Если помните, в начале 2000-х годов наркотиками торговали везде, шприцы валялись в подъездах. Сейчас общими усилиями правоохранительные органы загнали наркодилеров в ситуацию, когда им приходится использовать бесконтактные виды сбыта, сложные системы информационного обмена. В плане контроля ситуация изменилась в лучшую сторону, у нас нет безнаказанности. Каждый, кто занимается такого рода деятельностью, ходит по краю.
Ирина Антонова
Ульяновская правда от 6 марта 2015 г.
Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.