В условиях драйва
Область планирует перейти от отраслевого принципа управления экономикой к проектному.
Открывая заседание коллегии министерства экономического развития, губернатор Сергей Морозов сравнил его работу с работой дирижера.
Если исключить широчайший спектр зоны ответственности минэка - от оценки регулирующего воздействия до тарифообразования и развития туризма - сравнение точное. И все последние годы показывают, что в Ульяновске режиссер и его оркестр играют на одном языке.
За последние 6 - 7 лет Ульяновская область перестала восприниматься как депрессивный регион. С 2009 года - не опускается ниже шестого места в сводном рейтинге ПФО. С 2010 года - показывает регулярный рост индекса промышленного производства.
Но, отказываясь называть текущую экономическую ситуацию кризисной («это просто новые политические и экономические реалии»), Сергей Морозов заявил, что необходимы новые, системные, а не разовые решения, которые регион смог бы противопоставить внешним факторам. И роль минэкономразвития в их разработке нельзя переоценить.
Индикаторы
Губернатор перечислил основные индикаторы, которые область должна показать по итогам 2015 года.
Рост индекса промышленного производства не менее полутора процентов, рост индекса производства сельскохозяйственной продукции - не менее трех процентов, объем привлеченных инвестиций - не менее 82 миллиардов рублей, сдача жилья - не менее 920 тысяч кв. м, инфляция - не выше 13 - 15 процентов, средняя заплата по экономике - не ниже 23 тысяч рублей.
«Без выполнения этих шести показателей мы усложним жизнь не только реального сектора экономики, но и всех ульяновцев», - прокомментировал глава региона.
Новые принципы
Требованием времени Сергей Морозов назвал переход от отраслевого принципа управления экономикой к проектному. (При этом, разумеется, функции ряда отраслевых министерств - таких как минэкономразвития или министерство финансов - останутся неизменными.)
У области уже есть максимально удачный пример такого управления. Это Корпорация развития, которая практически идеально справляется с привлечением инвестиций (одного из десятка «и», от которых отталкивается регион в своем развитии). Доказательств этому множество - от первых мест в рейтингах инвестиционной привлекательности субъектов до объема привлекаемых средств.
По принципу таких «проектных офисов», юридически подчиненных первым вице-премьерам, и будет развиваться экономика региона.
По словам губернатора, уже существуют весьма неплохие заделы в организации офисов по индустриализации и интенсификации. Идет работа над реализацией проектов по интеллекту (человеческий капитал) и интерактиву (обратная связь). Есть почти все необходимое - от финансов до базовых компаний и организаций - для создания офисов инноваций и инфраструктуры.
«Министерство экономического развития должно будет увязать задачи планирования и прогнозирования новых принципов работы», - заявил Сергей Морозов.
Минэкономразвития
Несмотря на важность задач, поставленных губернатором, главной целью заседания было подведение итогов работы министерства в 2014 году.
Глава ведомства Олег Асмус не скрывал: «Наверное, 2014 год стал самым сложным в моей практике министра - на протяжении первых десяти месяцев экономика региона демонстрировала отрицательный рост. Поэтому ключевой задачей было достижение показателей не ниже уровня 2013 года, и она выполнена».
По итогам 2014 года в социально-экономическом рейтинге Приволжского федерального округа Ульяновская область сохранила шестое место. Такого результата регион достиг благодаря инвестициям в основной капитал (они составили 82,2 миллиарда рублей); хорошим объемам ввода жилья (718 тыс. кв. метров, что на 13 процентов выше уровня 2013 года); низкому (4,6 процента) уровню безработицы; количеству созданных рабочих мест (21275). Индекс промышленного производства составил 100,7 процента при плановом показателе 100,3 процента.
Не на высшем уровне оказались развитие сельского хозяйства и темпы роста заработной платы. Говоря о последнем, Олег Асмус заявил, что Ульяновская область вполне может достичь по этому показателю 5 - 6 места в ПФО, но до сих пор, несмотря на приличный абсолютный рост (плюс 10,4 процента, в результате чего размер средней зарплаты составил 21081 рубль), остается на 9 - 10 позиции. Именно поэтому выход области на пятое место в ПФО по доходам населения является сегодня ключевой задачей правительства. Среди направлений, по которым работа будет вестись в первую очередь, Олег Асмус назвал «гипернизкую производительность труда» и отличную от соседей долю заработной платы в общем уровне доходов - не менее 50 процентов, в то время как, к примеру, в Татарстане, зарплата составляет лишь 30 процентов доходов, остальное - дополнительные источники.
Оценивая деятельность подчиненных в целом, министр напомнил, что все без исключения подразделения работали в 2014 году в новых условиях - совершен переход верстки бюджета на госпрограммный принцип, разработана новая стратегия развития области, по новому закону работал департамент госзакупок… «Так что год был не только сложным, но и интересным», - подытожил Асмус.
И… рейтинги
В заседании принял участие президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Этот исследовательский и экспертный центр специализируется на политической экспертизе и консалтинге, социологических исследованиях, а также на анализе политических процессов в регионах РФ. Из самых известных продуктов фонда - рейтинг политической выживаемости губернаторов и рейтинг социально-политической устойчивости регионов.
При этом президент фонда довольно скептически рассказал о разнообразных рейтингах. Оценив, что они приносят несомненную пользу (повышают, увы, низкую сегодня узнаваемость регионов; позволяют сопоставить себя с другими субъектами; позволяют отследить динамику; и, наконец, переводят зачастую нудную информацию на язык, понятный и интересный простому обывателю), Михаил Виноградов заявил, что не нужно стремиться быть во всех рейтингах первыми. Ненужно и нереально. Потому что в любом виде рейтингов можно найти элемент игры. Вот рейтинг «доступности ипотеки». Первое место в нем это хорошо или плохо? Однозначно ответить нельзя. Или регулярный «кредитный» рейтинг. Он присваивается далеко не всем регионам, что просто не дает полной и однозначно трактуемой картины. Рейтинги, базирующиеся на статистике, также далеко не все хороши. К примеру, рейтинги Медиалогии говорят, по сути, лишь о представленности СМИ того или иного региона в базе Медиалогии, а отнюдь не о работе местных властей. Рейтинги, базирующиеся на экспертной оценке, также имеют как минимум один серьезный ограничитель. Это малое число серьезных экспертов в стране, знакомых с ситуацией не в пяти - семи регионах, а в большем количестве, и не в одной сфере, а в двух - трех…
Виноградов перечислил все виды рейтингов, в каждом найдя минимум один изъян. Не оставил он без внимания и собственный рейтинг выживаемости губернаторов. Когда фонд начал его составлять, буквально на второй - третий раз выяснилось, что последний собирает большую часть информацию в коридорах власти, а там она во многом базируется на… предыдущем рейтинге фонда.
Зато состояние дел в регионе эксперт оценил: «Было интересно увидеть тот настрой на динамику, который присутствует в Ульяновской области. Не так много регионов России, которые в той или иной мере ориентированы на будущее. Многие ностальгируют по прошлым эпохам. Поэтому достаточно интересно посмотреть, где этот драйв присутствует. Все-таки многие субъекты России инерционные и склонны абсолютизировать те достижения, которые они получили из прошлого. Важно было увидеть, что в Ульяновской области все сбалансировано, есть ростки новой экономики и некий драйв присутствует».
12-я в РФ, вторая - в ПФО
Ульяновская область остается в верхней части рейтинга социально-политической устойчивости регионов, ежемесячно подводимого аналитиками Фонда «Петербургская политика» с осени 2012 года.
По итогам февраля область поделила 12-е место с Мордовией, попав в группу регионов с высокой устойчивостью. Показатель составил 7,8 пункта, что всего на две десятых ниже уровня субъектов с максимальной социально-политической устойчивостью. Добавим, что Ульяновская область стала одним из 24 регионов, продемонстрировавших в феврале положительную динамику. У 31 субъекта динамика отрицательная, у оставшихся - нулевая. (Сахалинская область временно исключена из рейтинга после ареста губернатора Александра Хорошавина, что создало острейший политический кризис вокруг региона.)
Из соседей по ПФО нас опередила только Пензенская область, удержавшаяся в первой группе (8,2 пункта при нулевой динамике).
Напомним, что уровень устойчивости определяется экспертами фонда по 10-балльной шкале, где 10 - максимальная оценка, 1 - минимальная. Внутри рейтинга регионы разделены на четыре категории по степени социально-политической устойчивости и отсортированы в рамках своей категории по динамике рейтинга за последний месяц.
Из основных позитивных событий в области, сказавшихся на ее рейтинге социально-политической устойчивости, эксперты выделили следующие: договоренность с Башкортостанской пригородной пассажирской компанией о восстановлении движения пригородных поездов; планы областных властей по созданию Ульяновской пассажирской компании; подписание облправительством и ЗАО «Авиастар-СП» соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, предусматривающего предоставление предприятию налоговых льгот в обмен на финансирование «Авиастаром» жилищной программы и модернизации производства; начало строительства на «Авиастаре-СП» опытного образца самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А; отзыв Ульяновским автозаводом из службы занятости уведомления о возможном сокращении сотрудников; запуск ООО «РОС-Бекон» второй очереди строительства свинокомплекса в селе Назайкино.
Георгий Кузнецов
Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.