Особые экономические зоны как драйвер роста
Губернатор Морозов предложил облегчить отношения резидентов ОЭЗ с таможенным законодательством. Что мешает развиваться особым экономическим зонам в ПФО, обсудили вчера в Ульяновке. В совещании приняли участие начальник Приволжского таможенного управления Сергей Рыбкин, помощник полпреда Президента РФ в ПФО Олег Машковцев, представители Приволжской транспортной прокуратуры, таможен регионов и ОЭЗ.
Открывая совещание по вопросам функционирования и развития ОЭЗ в ПФО, Сергей Рыбкин отметил, что такое расширенное мероприятие по заданной теме проводится впервые и что место для него выбрано не случайно: портовая особая экономическая зона «Ульяновск-Восточный» является первой и пока единственной в стране ОЭЗ, объединяющей два вида деятельности - производственную и портовую.
Губернатор Сергей Морозов, приветствуя участников совещания, определил важность разговора в свете развития приоритетных направлений экономического роста регионов, на территории которых находятся ОЭЗ. (Из 25 российских ОЭЗ в ПФО расположены четыре - две в Татарстане и по одной в Ульяновской и Самарской областях.)
Рассказав о перспективах ПОЭЗ (а это до 100 резидентов, до 20 тысяч рабочих мест, до 60 миллиардов рублей инвестиций и до 20 миллиардов ежегодных налогов), глава региона выступил с предложениями по упрощению взаимодействия резидентов ОЭЗ с таможенным законодательством, на противоречивость и сложность которого они жалуются.
Это, во-первых, создание в ПФО постоянно действующего коррекционного органа, в состав которого вошли бы таможенники, представители власти, ОЭЗ и резидентов, для скорейшего разрешения всех возникающих тематических проблем. И, во-вторых, организация курсов дополнительного обучения (повышения квалификации) для сотрудников таможенной службы, работающих в ОЭЗ.
Оба предложения были поддержаны Сергеем Рыбкиным, который добавил, что о создании структуры, аналогичной первой, уже задумались и на федеральном уровне и что для реализации второго предложения есть специалисты, готовые поделиться своим опытом (речь идет о таможенниках из ОЭЗ «Алабуга». - Авт.).
Олег Машковцев во вступительном слове отметил, что ОЭЗ в округе развиваются по-разному. Татарстанская «Алабуга» (первая и самая мощная зона промышленно-производственного типа в ПФО в перспективе способна «переварить» 105 миллиардов инвестиций) действует с 2005 года, там создано более четырех тысяч рабочих мест, и резидентами уже выплачено 1,7 миллиарда налогов. Не вызывает сомнений проект технико-внедренческой ОЭЗ «Иннополис» (Татарстан), строящейся с декабря 2012 года. В промышленно-производственной ОЭЗ «Тольятти» 12 августа стартовало первое производство (из 17 заявленных резидентов с общим объемом инвестиций в 19 миллиардов и с более чем пятью тысячами рабочих мест) и завершается застройка I участка в 180 га. При этом ПОЭЗ «Ульяновск-Восточный» зарегистрировала за четыре года всего шесть резидентов и отличается «крайне медленными темпами строительства инфраструктуры, в том числе таможенной, отсутствие которой тормозит действия резидентов». «При этом, - отметил Олег Машковцев, - учитывая ее значимость для РФ, проект находится на особом контроле у полпреда».
В целом же помощник Михаила Бабича попросил таможенные органы «обратить особое внимание на работу с ОЭЗ и максимально способствовать развитию этого драйвера роста».
Отвечая помощнику полпреда, руководитель Ульяновской ОЭЗ Денис Барышников доложил, что проектная документация на объекты таможенной инфраструктуры разработана, проводится ее государственная экспертиза. Получение положительного заключения ожидается в октябре 2014 года. Выбор подрядчика и заключение с ним договора на выполнение строительно-монтажных работ планируется осуществить до февраля 2015 года, а эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры начнется с января 2016-го. При этом 24 июля на совещании с участием представителей ПТУ ФТС РФ, Ульяновской таможни, ОАО «ОЭЗ», резидентов были согласованы требования к временной схеме применения процедуры СТЗ. В первую очередь это касается «ААР Рус», проект которого вошел в активную стадию реализации, первая часть будет сдана уже зимой. В последующем к временной схеме могут присоединиться и другие резиденты. (Такая же ситуация сложилась, к слову, и в ОЭЗ «Тольятти» с ООО «Джей Ви Системз».)
Говоря о проблемах таможенного законодательства, Денис Барышников выделил отсутствие регулирования в вопросе обеспечения ПОЭЗ таможенной инфраструктурой, необходимой для обеспечения авиационной безопасности. Длительность таможенных процедур при временном вывозе товаров, помещенных под процедуру СТЗ, из ПОЭЗ - к примеру, самолеты, собранные в ПОЭЗ и вывозимые на время для летных испытаний (поправки в Соглашение Таможенного союза по вопросам свободных экономических зон и процедуре СТЗ подготовлены еще в 2012 году, однако до сих пор не приняты). И зависимость порядка таможенного оформления некоторых категорий товаров при ввозе в ПОЭЗ от цели их вывоза или использования. Пример: топливная компания не может знать, будет ли авиационный керосин вывозиться в качестве припасов (на международном рейсе) или нет (на внутреннем рейсе), т.к. такая информация появляется незадолго до заправки. Ситуация требует решения, поскольку является неприемлемой для резидентов из-за противоречия обычаям делового оборота отрасли и генерации рисков.
Собственно, проблемы таможенного законодательства затрагивают все действующие ОЭЗ. Так, гендиректор по правовым вопросам ОЭЗ «Алабуга» Ольга Александрова выступила на совещании с просьбой ускорить принятие поправок в ФЗ-311 и в ряд постановлений ФТС, а также отметила сложности с передачей объектов таможенной инфраструктуры в федеральную собственность и с необходимостью введения системы автоматизированного учета товаров при их перемещении через границу (большинство резидентов стремится вести декларации в электронном виде, а не в бумажном, как это принято в РФ).
Что же касается ПОЭЗ «Улья-новск-Восточный», то и.о. начальника Ульяновской таможни Сергей Жданович очень подробно рассказал о сложностях таможенной деятельности в этой, без преувеличения, уникальной для РФ зоне. Это и новые компетенции таможенных органов, и особый контроль перемещения товаров через границу ПОЭЗ, и организация взаимодействия с иными государственными органами, выполняющими в ВПП контрольные функции, и так далее…
Кроме того, он предположил возникновение ряда новых проблемных моментов - возможную необходимость синхронизации деятельности таможенного органа в воздушном пункте пропуска и в ПОЭЗ; необходимость определения категорий товаров, вывоз которых за пределы ПОЭЗ возможен без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны; установление перечня технологических операций, относящихся к техническому обслуживанию воздушных судов; уточнение перечня товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности ПОЭЗ.
Георгий Кузнецов
Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.