НЕ ПОСЕЕЕМ, НЕ ПОЖНЕМ?
Если не будет в области семян, то не будет зерна, а значит, не видать всем нам и хлеба. Таким был один из посылов научно-практического совета по развитию семеноводства в Ульяновском НИИ сельского хозяйства в поселке Тимирязевский. Корреспондент «НГ» внимательно выслушал всех – от министра и ученых до простых агрономов.
Что мы, обыватели, знаем о семенах и о том, что с ними делать? «Посадили в землю, выросло, вот и мука и хлеб». Для нас это самая простая схема, которая все объясняет. Однако, как выяснилось, в ульяновском семеноводстве огромная куча проблем, от решения которых напрямую зависит то, что мы будем есть, хорошего ли качества и сколько. По заявлению главного агронома Ульяновской области Сергея Немцева 20 лет назад у нас еще существовала четкая и отлаженная система семеноводства. Тогда Ульяновский НИИСХ был на высоте. Но во время аграрной реформы, перераспределения земель и их приватизации произошли изменения, и не в лучшую сторону.
НУЖНЫ ДОТАЦИИ
– Финансовая поддержка семеноводческой отрасли государством очень слабая, – рассказал Немцев. – У сельхозпроизводителей нет средств для приобретения семян высших репродукций, на покупку современной семяочистительной техники, не говоря уж о строительстве семеноводческих заводов. Нет нормальной государственной политики. А ведь семеноводство – часть продовольственной безопасности области.
Директор Ульяновского НИИСХ Александр Захаров выступил жестче, сказав, что ульяновское семеноводство уже пора реанимировать.
– Прежняя система разрушена. Нужно дотирование. Нужны кадры. А ведь мы умеем производить отменные сорта! К примеру, только в Татарстане 43%(!) площадей яровой пшеницы и овса занято нашими сор-тами. Наши фермеры мало покупают. Почему? Невыгодно. Например, Сенгилей приобрел у нас всего... шесть тонн за четыре года, Барыш – 35. А есть исследования, которые показывают: при субсидировании и льготах хозяйства покупают на 30% больше нашей продукции.
УЛЬЯНОВСК В ЛИДЕРАХ
Вот, кстати, примечательный факт, говорящий в пользу того, чтобы власти региона обратили внимание на эту сферу сельского хозяйства. В государственный реестр селекционных достижений России внесено девять сортов яровой мягкой пшеницы, созданных селекционерами нашего НИИСХ, а сорт овса «Скакун» – лидер по площадям посева вообще во всей стране! Мало того, наши ученые-селекционеры установили недавно рекорд, собрав 74 центнера пшеницы сорта «Марафон» с одного гектара. Когда в среднем урожай составляет по области 30 – 40 центнеров. Значит, умеем. Но не храним. Потом потеряем, плакать будем?
Заведующий отделом селекции НИИСХ Владимир Захаров обозначил еще несколько проблем отрасли: «На создание одного сорта в среднем уходит около 12 лет, расходуются большие материальные и финансовые средства, которые лишь в малой степени компенсируются государством. Селекционные достижения, согласно закону, имеют патентообладателей и авторов интеллектуальной собственности, но в области полно контрафактных семян, что наносит ущерб нам, селекционерам».
Вот уж не подумал бы, что и тут у нас, выражаясь по-простому, воруют...
Резерва нет
На встрече были названы и другие «неприятности», которые губят ульяновское семеноводство. Во времена СССР в области был особый резерв в 20 тысяч тонн семян, и в случае форс-мажора, например, при гибели озимых весной, крестьяне могли использовать его и спокойно сажать хлеб. Сейчас резерва нет. Практически не осталось в России высших учебных заведений сельскохозяйственного профиля, где готовят селекционеров. Даже в Тимирязевской сельскохозяйственной академии в Москве закрыли это направление. Большинство работников – предпенсионного и пенсионного возраста...
Я нарисовал присутствовавшим на совете фермерам схему «Нет хороших семян, нет зерна – нет хлеба» и поставил знак вопроса. Все, как один, знак вопроса зачеркнули.
Министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александр Чепухин заявил, что эту тему просто так не оставит.
– В комплексе мер, направленных на повышение урожайности, важное место принадлежит семеноводству. Высококачественный семенной материал, реализуя достижения селекции, обеспечивает рост урожайности, как минимум, на 25 – 30%. Будем работать.
СПРАВКА «НГ»
В Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Ульяновский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» трудятся 166 человек. Пять научных отделов: земледелия, селекции, технологий возделывания сельскохозяйственных культур, плодовых и ягодных культур, инновационно-маркетинговой службы и три самостоятельные лаборатории. Основные направления исследований: совершенствование адаптивно-ландшафтных систем земледелия и агротехнологий для региона; разработка энерго-ресурсосберегающих технологий обработки почвы и посева при возделывании сельскохозяйственных культур; создание качественно новых сортов яровой и озимой пшеницы, овса и гороха, отличающихся широкой экологической пластичностью, устойчивостью и толерантностью к наиболее опасным заболеваниям; первичное семеноводство зерновых, зернобобовых культур, однолетних и многолетних трав; выращивание лекарственных трав и посадочного материала плодово-ягодных культур.
Андрей Белов, "Народная газета" от 8 октября 2014 года
Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.