Бывшая и настоящая
Мне всегда нравилась эта певица - ее необычный тембр на советской музыкальной сцене нельзя было спутать более ни с чьим, а оригинальный стиль юмора до сих пор используют многочисленные телевизионные программы, наперебой приглашая Катю Семенову в свой эфир рассказать очередную актерскую байку.
«Раневская наших дней», - шутливо назвала ее коллега по шоу-бизнесу и, кажется, была права. Одна из наиболее самобытных представителей уходящей «эстрады личностей», Катя явила нам пример человека, «сделавшего сам себя». Подумать только, в 1980-е Екатерина Леонидовна была по популярности сравнима с самой Аллой Пугачевой, деля с ней верхние строчки немногочисленных на тот момент, но честных союзных хит-парадов.
Буквально на днях у Кати вышел новый, 11-й альбом с необычным названием «Бесцветная». «Он не грустный, а просто серьезный, потому что в нем очень хорошая поэзия», - говорит композитор и певица.
НЕ УМЕЮ ПЕТЬ ТАМ, ГДЕ КУШАЮТ
- В первой же песне альбома у вас есть такие слова: «Артисток бывших не бывает, бывают настоящие»…
- Тот редкий случай, когда я написала песню про себя. Вообще думаю, что артисты должны быть самые разные. Артист - это ведь не звание, а призвание. Если человек чувствует в себе потребность выйти на сцену и есть искренняя вера внутри - он уже артист… Я уважаю всех, кто считает, что им выступать необходимо, потому что никому не заказано. Когда я поступала в музыкальное училище, мне, например, сказали, что я профнепригодна, но жизнь показала совсем другое. И я никогда не позволяю себе оценок, это действительно очень индивидуально, субъективно.
- Вы вспомнили свое поступление… Что бы посоветовали молодым?
- Если вы искренне это дело любите - дерзайте. А если только ради яркого макияжа, то не стоит. Потому что макияж останется, а остальное может разочаровать… Меня не назовешь востребованной сегодня, но артисткой быть от этого я не перестала. Конечно, половину вины я беру на себя, на свои взгляды, где можно работать, а где нет. Лично я не умею петь там, где кушают, где говорят громче, чем нужно. Я привыкла к тому, что, когда я пою, все должны молчать. Со мной в этом смысле трудно договориться…
- Может быть поэтому вы неоднократно подчеркивали, что ваш жанр - это «эстрада»? Не поп-музыка…
- Это жанр, на котором я выросла. Жанр хорошей песни. Сама пишу песни всю жизнь, больше 35 лет, просто первое время стеснялась их исполнять. Думала, что и без меня плохих песен на свете много. Потом постепенно поняла, что мои-то как раз - неплохие. Первая композиция, которую я отважилась принести на худсовет, - «Романс» на стихи Ксении Некрасовой, который я исполнила в «Песне года», а написала… в 19 лет! Была политика такая телевизионная: Катя Семенова - это детские песни. А если дело касалось взрослых песен, я не думала, кто меня будет слушать. Да все могут, кому я интересна, любого возраста. И даже когда собирала дворцы спорта и стадионы, что-то в моей душе всегда протестовало против того, что есть стоячий танцевальный партер. Ну не танцевальная я…
Желаю людям позитивчика
- Другая новая песня вашего диска называется «Гадалка». А если вспомнить вашу судьбу, была ли в ней предопределенность?
- Я верю, что человек сам может выстроить свою судьбу. Моя судьба сложилась наперекор всему тому, что меня окружало. Потому что девочку, выросшую без родителей, как я, не могло ждать ничего хорошего в жизни, кроме женской колонии, по мнению моих добрых соседей. Они этого даже не скрывали. Всегда говорили за спиной: «Главное, чтобы она хотя бы 8 классов окончила». Как видите - не сбылось…
- В общем, «гадалки» встречались на вашем пути…
- Пророки… Они до сих пор недолюбливают меня за то, что не получилось, как думалось. Дети же у каждого свои росли да с прекрасными родителями, это их ждала шикарная судьба, а меня-то - нет! Но получилось, что я реализована больше. Только до сих пор не пойму, кому мешал тот маленький ребенок, чтобы такое ему пророчить, вместо того чтобы лишний раз хорошее слово сказать или дать шоколадку.
- А те впечатления детские как-то на творчестве сказались?
- Никогда! Я ни разу не заметила связи между моим настроением и характером песен. Потому что, если бы я равнялась на свою первую часть жизни, не сильно веселую, то, наверное, после двух-трех моих песен тогда можно было бы повеситься. Я, наоборот, всегда желаю людям позитивчика. Все ведь от самого человека зависит на самом деле. Вот у меня родители, которые рано ушли, были ветеранами войны. Но сейчас еще много других, живых ветеранов. Некоторые живут и радуются празднику Победы, а другие с самого 45-го года талдычат только о том, как они за нас проливали кровь, а мы вот ее не проливали. И те и другие, казалось бы, воевали, но это два совершенно разных подхода. Один счастлив за других, а другой озлобился, обижен, что у него были страдания, а у следующих поколений уже их нет.
- На диске есть песня, которая стала его заглавием, - «Бесцветная»…
- Мне кажется, каждая женщина себя периодически таковой ощущает. Это не уныние. Скорее всего, данное состояние всегда предшествует новому расцвету. Кратковременное ощущение собственной невидимости. Причем в этот момент ты даже можешь стоять на сцене… скажем, в царской короне…
- Мне кажется, наш разговор как-то хорошо складывается «по песням», перетекая от них к вам самой. Есть у вас и такая вещь - «Станция «Любовь», кажется, об одиночестве?
- Это тоже очень субъективное понятие. Вот, например, последние пару дней погода тяжелая, и меня все раздражает, так я буквально мечтаю об этом одиночестве. Никого видеть и слышать не хочу. Это не кокетство, не подумайте, дескать, она так устала от внимания, от былой популярности, - просто иногда внутренняя потребность побыть одной. Я даже в метро могу ехать, надев темные очки, и уснуть, наплевав на то, что обо мне подумают. Где-то читала, что и в толпе человек может чувствовать себя одиноким. Я так и думаю, что толпа всегда состоит из довольно одиноких людей…
Потихонечку уходит душа...
- Есть у вас на пластинке и песни с вашей традиционной темой про ангелов…
- Ну кто, как не они? У меня вот тоже есть свой. Это мама моя. Она мне помогает. Когда ты достигаешь какого-то возраста и не можешь понять, что такое бесконечность, приходит спасительная мысль, что где-то они, наши близкие, и сейчас все есть, если пространство такое не ограниченное… Философия? Тоже относительно. Одна певица споет про «твои бескрайние ладони» и в зал посмотрит так, будто новый закон мироздания открыла. А я ни в чем специально философии не ищу. Просто пою про жизнь. Единственное, что меняется в моих песнях, - это возраст.
- У вас в новом диске неожиданно много мелодической русскости…
- Я действительно люблю русскую народную музыку. Это, наверное, странно, учитывая мои наполовину еврейские корни. Я даже больше хотела этого в альбоме, сделав его полуэтническим, но побоялась перегнуть…
- А что вы обычно пишете на дисках вместе с автографом?
- Не люблю подписывать диски принципиально. Я понимаю автографы, только когда кто-то их коллекционирует, как хобби. Однажды большой артист Валерий Золотухин взял у меня автограф, и я подумала, что он надо мной издевается, а он просто собирал коллекцию. Не люблю, и когда мне самой что-то подписывают против моей воли. Точно так же, как я не буду чувствовать себя лучше и лучше петь, если укажу себе меньший возраст или другое имя в паспорте.
- Что вы скажете о современной эстраде?
- Из нее потихонечку уходит душа. Редко можно услышать песню, от которой бегут мурашки, и, похоже, что это уже никому не надо. Ну ладно, молодые артисты, но взрослые-то почему перестали себя видеть со стороны?.. То ли боятся выглядеть постаревшими, намереваясь вечно удерживаться в тренде? На некоторых просто смотреть больно и смешно. Я сама уважаю артистов, которые верны себе. И хочу, чтобы меня уважали за мой труд и мой возраст. 36 лет на эстраде я отработала честно - мне в этом смысле за себя не стыдно. Я все про себя знаю, но не собираюсь никому ничего доказывать. А «наносы» не просто давно отмела в своей жизни, я их даже не рассматривала, и не подвержена ложному пафосу. Вообще не люблю навороченных людей. Не надо казаться больше, чем ты есть на самом деле. Хорошие, умные и, простите, даже великие люди зачастую были очень простыми. Пафос бывает не от большого ума…
Я желаю читателям, чтобы с вами были здоровье и мир. Очень переживаю, что на нашу страну сейчас многие ополчились. Ненавижу людей, которые не любят свою родину, хотя их в последнее время стало много. У меня оказалось немало таких знакомых, но я даже удалила их телефоны, отдала обратно подарки. Надо любить место, в котором ты живешь. Трудности, конечно, случаются, но мы их всегда переживали.
Александр ФИЛАТОВ, "Народная газета" от 2 ноября 2016 года
Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.