Правда и вымысел о немецких предках Ленина

Сегодня - 180 лет со дня рождения Марии Александровны Ульяновой.

«Пикантная генеалогическая деталь ошеломляет большую часть советских биографов до немоты», - писал в свое время исследователь Луис Фишер о том, что Ленин унаследовал со стороны матери примесь немецкой крови.

В 180-летие со дня рождения Марии Александровны Ульяновой, которое отмечается сегодня, 6 марта, хочется особо остановиться на этом уже общеизвестном факте, поскольку вокруг личности нашего великого земляка  идут непрекращающиеся споры, и именно немецкая ветвь родословного древа Ленина очень привлекает  историков и исследователей.

- К сожалению, сейчас очень часто генеалогию Ленина, в том числе и немецкую, некоторые исследователи стараются использовать в политических и идеологических целях, - говорит гость студии ИД «Ульяновская правда» старший научный сотрудник Музея В.И. Ленина Ольга Шалева. - Возьмем хотя бы свежую книгу российского публициста Леонида Млечина под названием «Ленин», которая вышла в январе 2015 года. Если открыть главу, посвященную родословной, опять читаем тот же перепев, что ненавистником России Ленина сделала мать, потому что в ней не было ни капли русской крови. Якобы, она - полунемка-полушведка-полуеврейка - прививала эти антирусские взгляды. Это абсолютно не соответствует действительности! О какой ненависти может идти речь?! Все близкие немецкие родственники Ленина всю свою жизнь до последних дней посвятили  служению России и многое сделали для развития нашей страны.

Дочь крещеного еврея и полунемки-полушведки

Мария  Александровна, как известно, родилась в Петербурге в семье крещеного еврея Александра Дмитриевича Бланка и полунемки-полушведки Анны Иогановны Гросшопф.

Но долгое время ее родословная была вне поля исследователей в связи с тем, что официальная Лениниана считала, что такого гения как Владимир Ильич должен был родить только русский народ. И поэтому долгое время акцент делался практически исключительно лишь на его русском происхождении. А еврейская ветвь в родословном древе Ленина и вовсе была засекречена. Достаточно сказать, что по указанию Сталина, адресованным, прежде всего, сестрам основателя Советского государства, об этом нужно было молчать. Документы, касающиеся еврейского деда Ленина, уже к 30-му году были изъяты из всех архивов и помещены в спецхранилище. Только с 90-х годов началось более глубокое изучение еврейской ветви родословной Ленина.

Гросшопфы из Петербурга

Что касается немецкой ветви, то здесь особого секрета не было. И сами сестры Ленина вспоминали, что их бабушка была немка, что она унаследовала много немецких черт характера и привнесла в свою семью много немецких традиций. Но опять-таки популяризировать  это не рекомендовалось.  Собственно, все знания о немецких предках Ленина ограничивались констатацией факта. Опять же 90-е годы «развязали языки» исследователям.

Так,  Михаил Штейн - исследователь из Санкт-Петербурга - писал, что Александр Бланк познакомился с девушкой из состоятельной немецко-шведской семьи Анной Иогановной Гросшопф (матерью Марии Александровны) в Петербурге.

- О ней мы знаем, к сожалению, очень мало, - отмечает Ольга Шалева. - Она была очень образованной. Именно Анна Иогановна занималась всесторонним воспитанием своих детей: учила их иностранным языкам, музыке, нотной грамоте, различным видам рукоделия. Но, к сожалению, детям недолго пришлось наслаждаться заботой и любовью матери, Анна Иогановна рано умерла. Марии Александровне было всего три года. Бланк остался вдовцом с шестью детьми на руках. Сестра жены, свояченица Екатерина Гросшопф, продолжила дело Анны, привнося в быт семьи Бланков добрые традиции семьи Гросшопфов.

Мария Александровна, безусловно, знала свою бабушку Анну Карловну Гросшопф - дочь шведа Иоганна Готлеба, преподавателя Петербургской академии художеств, гравюра.

Мария Александровна общалась и со своим дядей Карлом Ивановичем Гросшопфом. Это один из значимых петербургских предков Ленина. Он более 60 лет провел на государственной службе России, из них 47 лет - в департаменте внешней торговли министерства финансов, дослужив до вице-директора.  Кстати, на этом посту он сменил друга Пушкина Вяземского. За все время службы Карл Иванович всего три раза был в отпуске. Лишь один раз не пришел на работу, когда на его руках умирала мать - Анна Карловна. И  был награжден девятью российскими орденами.

К сожалению, его фотографии нет. Но сохранилась фотография другого дяди Марии Александровны, Гюстава Ивановича Гросшопфа, который тоже был далеко не рядовым человеком и работал директором рижской таможни. До этого возглавлял таможню в Паланге. Когда там вспыхнуло восстание и мятежники хотели захватить казну таможни, Гюстав Иванович на своем теле, рискуя жизнью, пронес порох для того, чтобы отразить атаки, за что был награжден целым рядом российских наград. Также ему была пожалована денежная премия. При выходе  на заслуженный отдых Александр II распорядился выплачивать ему сверх пенсиона 500 рублей ежегодно.

Открытия Гюнтера Крузе - родственника Ленина

Более подробно сотрудники Музея В.И. Ленина о родословной Марии Александровны узнали от Гюнтера Крузе - немецкого исследователя, который является внучатым племянником Ленина (его прадедушка и прабабушка Ленина родные брат и сестра). Он потомок немецкого рода Гросшопфов, из которого и происходила Анна Иогановна.

Первый раз он приехал в Ульяновск в качестве туриста в составе обычной круизной группы на теплоходе в 2002 году. И как принято во всех туристических маршрутах, посетил музей. Обменявшись контактами, он завязал с сотрудниками музея тесное сотрудничество, которое помогло музею обогатить фонды очень важными документами и фотографиями.

Накануне 2015 года Гюнтер Крузе прислал очередное письмо с поздравлениями и заодно рассказал о новых изысканиях. По его словам, он весь год работал в архивах Ростеха. И вот новое открытие - родственная связь с Вальтером Кемповски - известным в Германии писателем, который умер семь лет назад.

Исследования Крузе помогли раскрыть родственную связь и с другими известными людьми.

Так, он доказал, что Эрнст Курциус - крупнейший историк античности, археолог, открывший Олимпию - родственник Ленина. (Кстати, без него невозможно было бы возрождение олимпийского движения).

Его брат Георг Курциус - тоже человек с мировым именем. Он профессор филологии, написал учебник древнегреческого языка, который в Германии выдержал 16 изданий, а в России был переиздан 8 раз. Этот учебник даже был в библиотеке Симбирской классической гимназии и, возможно, по нему учился Владимир Ульянов.

Среди ветви Вайцзеккеров в родстве с Лениным состоит шестой президент Федеративной Республики Германии  барон Рихард Карл фон Вайцзеккер, который был и первым президентом объединенной Германии.

А вот родство с Лениным писателей Томаса и Генриха Манна Крузе поставил под сомнение. Правда, сначала он принял на веру данный факт и какое-то время сам работал по нему в архиве. Он даже написал об этом статью и сдал ее в издательство. Но потом решил еще покопаться, кое-что его смущало. И вдруг он обнаружил, что не все так просто, как казалось. Утверждать, что Манны и Ленин  10-процентные родственники,  нельзя, нет достаточных оснований. Есть вероятность того, что это ошибка: он предполагает, что был еще один человек с похожей фамилией, далекий предок Маннов. Сейчас Крузе работает над этой историей. И надеется в скором времени раскрыть тайну этой запутанной истории.

Ирина Антонова

Ульяновская правдза от 6 марта 2015 г.

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

1083 просмотра

Читайте также