Романтика, креатив, новаторство: как оформляли Ульяновск к 70-летию революции
Мы живём в период удивительного исторического раздрая. 4 ноября близится странный праздник - День народного единства, который весь российский народ должен бы отмечать со всей мощью своего природного интернационализма, но в силу всевозможных причин довольно большая часть не помнит или просто не знает, что же это за день такой.
Говорят, что он как-то связан со славной историей ополченцев князя Пожарского и посадского Минина в период второй Смуты. Ну и, главное, призван вытеснить из памяти другой бывший всенародный праздник – День Великой Октябрьской социалистической революции – 7 ноября. Почему его следует вытеснить, тоже никому не ясно. Тем более что с некоторого абсолютно недавнего времени эту самую Октябрьскую революцию вдруг высокопарно нарекли Великой Российской революцией и этим окончательно всё запутали.
Всё это чрезвычайно интересно, если наблюдать за процессами как бы со стороны. Потому что если во всё это вдуматься, то можно сбрендить.
Вот и давайте отойдём в сторонку.
Так вот. Неумолимо приближается очень мощный юбилей – столетие Великой Октябрьской социалистической революции. В связи с этим ульяновский архитектор Александр Варюхин всколыхнул свои архивы и выудил на свет божий несколько фотографий тридцатилетней давности, на которых запечатлены фрагменты праздничного оформления Ульяновска в день семидесятилетия революции.
Дальше нет смысла повествовать от третьего лица. Проще дать слово самому Александру Ивановичу, тем более что мало в Ульяновске найдётся таких интересных рассказчиков, как он.
- Это было в 1987 году. Приближалось 70-летие советской власти.
Не знаю, кому был голос украсить город монументальными наглядно-агитационными установками в честь этого грандиозного события, но услышал его архитектор Юрий Горинов - тогдашний главный художник города.
Именно он позвал меня и архитектора Виталия Саакова в подельники по проектированию. Фактографическую и историческую информацию готовил краеведческий музей, а конкретно Мира Мироновна Савич.
Идеологическое руководство и приемку работ осуществлял второй секретарь Горкома КПСС Сергей Егорович Марьин – он отвечал в городе за идеологию и пропаганду, а в период построения дикого капитализма в лучших традициях партноменклатуры руководил «Инкомбанком».
В ходе разговоров и обсуждений в нашей маленькой группе появилось твердое убеждение, что работу надо делать в эстетике 20-х годов - самого романтического периода революции – супрематизм, конструктивизм, «Окна РОСТа»… Маяковский, Родченко, Леонидов, Эль-Лисицкий, Татлин, Малевич, братья Веснины… Могу долго перечислять. В общем, архитекторы и художники, поэты и безумцы – универсалы, творчество которых во многом определило последующий облик не только советских (российских) городов, но и многих городов мира.
Установки планировалось расположить в местах, связанных с событиями провозглашения советской власти в Симбирске. На них размещались выдержки из документов того революционного времени. Краеведческий музей делал копии этих документов и их фрагментов.
Марьин, помнится, не совсем отчётливо понимал то, что мы предлагали, но Горинов так убедительно говорил, что он мудро решил не вмешиваться в творческий процесс.
Реализацию проекта возложили на промышленные предприятия и разные другие организации Ульяновска. Кто-то сделал хорошо, кто-то – плохо, кто-то – полностью, кто-то – частично.
И, пожалуй, впервые в городе для создания изобразительного ряда мы применили крупноформатную печать на фототкани. То есть и в этом тоже проявилось новаторство».
Читайте также:
ВЫХОДНЫЕ ПРОДЛЕВАЮТСЯ. КАК ОТДЫХАЕМ НА НОЯБРЬСКИЕ ПРАЗДНИКИ
Михаил Павлов
Фото Ульяновска: из архива Александра Варюхина
Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.