О чём молчали Матросовы. Ульяновский краевед раскрыла тайну героя

5 февраля исполнилось бы 100 лет со дня рождения Александра Матросова.

Подвиг героя неоспорим, его самопожертвование ради защиты Родины и боевых товарищей стало нарицательным. Казалось бы, биография Героя Советского Союза, подвиг которого в годы Великой Отечественной повторили 412 человек, должна быть изучена глубоко и детально. Однако даже по прошествии более чем 80 лет  со времени окончания войны ключевые вопросы его официальной биографии остаются дискуссионными.

Сегодня по меньшей мере пять регионов бывшего СССР претендуют на право называться малой родиной героя. В советской историографии основной считалась точка зрения о том, что Александр Матросов - уроженец Днепропетровска. Эту версию впоследствии поддержали многие советские авторы - биографы Матросова. Однако в архивах и ЗАГСе г. Днепропетровска не было найдено ни одного документа, позволяющего пролить свет на этот вопрос. Но если данных насчет рождения А. М. Матросова в Днепропетровске не сохранилось, да и не слишком нынешней Украине Матросов нужен, то какая версия его рождения выглядит наиболее правдоподобной?

Подвиг краеведа

Ульяновский краевед Нина Дубовик занимается биографией Саши Матросова больше 10 лет. Первой работой о подвиге юного героя стал ее рассказ «Подвиг действительно был». Книга оказалась в руках ветерана войны Виктора Васильевича Емельянова. Он отыскал автора и передал Нине Дубовик богатейший архив учителя и краеведа Петра Кондратьевича Ковальчука. В одном из писем секретарю ЦК ВЛКСМ Ковальчук писал, что на основе достоверных сведений можно утверждать, что Матросов был родом из Поволжья или из Мордовии. Правда, краевед предложил иную дату рождения Александра - 1926 год. Основанием для такого вывода стали заявка директора детского дома на освидетельствование медкомиссией детей, не имевших официальных метрических документов, и результат этого осмотра в апреле 1937 года. Тогда по внешнему виду Александру дали не более 10 лет…

Вторую жизнь в ульяновский след вдохнула Нина Дубовик. Она изучила весь объем материалов по теме и «внесла туда так необходимые логику и охват», отмечают историки и краеведы. Ей были собраны свидетельские показания с подписями людей и их фотографиями и даже составлено генеалогическое древо рода Матросовых с четким указанием, где там находится Саша, а где - его родители и другие родственники рода. На основе собранных материалов - сведений метрических книг, данных опросов и интервью жителей села Высокий Колок Новомалыклинского района Ульяновской области - Нина Александровна Дубовик доказала, что Александр Матросов - уроженец сельца Зин-Овраг. В 1973 году деревушка прекратила свое существование, а остававшиеся в ней жители переселились в село Высокий Колок. 

«А там сытый, накормленный»

Возникает вопрос: как же маленький Саша оказался в детском доме, если у него были родственники?

В ЗАГСе Новой Малыклы Нина Александровна обнаружила запись о смерти Анны Николаевны Матросовой - матери Александра Матросова, она умерла 7 января 1930 года от чахотки. Уже при разговоре с краеведом из Новомалыклинского района Ульяновской области Александром Толчковым Дубовик узнает душераздирающую историю, как больной матери пришлось лично отвезти сына в детдом. Она записана им со слов Марии Ивановны Дьяконовой (Матросовой) - родной тети Саши Матросова. 

Краевед Нина Дубовик выяснила, что в 1967 году по распоряжению первого секретаря Ульяновского обкома партии Анатолия Скочилова и по звонку из Москвы приехали обкомовские работники, чтобы поискать Матросовых почему-то в Александровке, где они никогда не жили. Конечно же, они нашли родственников Матросовых и в Зин-Овраге, и в Высоком Колке. Их встретила уже в преклонном возрасте Мария Ивановна Дьяконова (Матросова) и рассказала все о родителях героя.

«В 1920-х годах отца Матвея забрали на борьбу с басмачами в Ферганскую область, и в одном из боев там он был ранен, - уже рассказывала со слов краеведа Нина Александровна. - В госпитале за ним ухаживала молодая санитарка Анна. Между ними возникла любовь. Они вместе приехали в Зин-Овраг. Матвей Иванович никак не мог восстановиться после ранения, ноги плохо ходили. Он так и не дождался рождения сына. За четыре месяца до его появления на свет, в октябре 1923 года, он умер. Мария Ивановна со слезами на глазах говорили, что помнит, как Анна лежала на бугорке и рыдала». 

Родственников у Анны не было, зато ее окружали многочисленные родные мужа. Но шли 30-е голодные годы. Ей пришлось идти работать чернорабочей, чтобы прокормить себя и сына. 

«Анна Николаевна заболевает чахоткой (туберкулезом), - продолжила краевед. - Когда началось кровохарканье, она поняла, что умирает. Вы представляете, как надо любить своего ребенка, чтобы лично отвезти его в детский дом! Мария Ивановна рассказывала так: «Я помню 29 декабря 1929 года, когда Анна привела Сашеньку ко мне в дом и попросила Федора найти розвальни (это сани), была зима же. И тогда я спрашиваю: «Анна, может, как-то обойдемся?» Она и говорит: «Мань, а как? У тебя двое родителей, четверо детей, еще один скоро будет. А там сытый, накормленный». 

И она с Федором Матросовым, братом ее мужа, отвезли Сашеньку в мелекесский детский дом для малолетних детей № 26. Ему тогда было без месяца шесть лет. Через девять дней после этого мать его скончалась.

«Саша, тебя разыскивал брат Василий»

В 1934 году Александра перевели в мелекесский детский дом № 25, где сегодня находится краеведческий музей города Димитровграда. А в 1935 году он оказался в Ивановском детском доме.

На сегодня известно, что Александр Матросов пару раз тайком покидал детдом. «Это были не побеги, а две самоволки», - так сказал Петру Ковальчуку в свое время директор Ивановского детского дома Петр Макаренко. 

По воспоминаниям директора детдома, во время первой самоволки он убегал в Ульяновск, чтобы найти своего брата Василия. Александр всю жизнь хотел найти своих родственников. Ему казалось, что он прибежит на вокзал и сразу узнает своего брата. 

«А получилось как? - снова продолжила краевед. - Как-то из Мелекесса вновь привезли детей, и они ему сказали: «Саша, тебя разыскивал брат Василий». Действительно, оказалось, что Василий Николаевич разыскивал его в 1936 году и хотел взять в свою семью, но, когда приехал в мелекесский детский дом № 25, Саши уже там не было, его уже перевели в Ивановский детский дом. И почему-то ему не захотели говорить, куда перевели ребенка». 

Это подтвердил внучатый племянник Александра Матросова, Виктор Николаевич Матросов, который сейчас проживает в Кошках. К слову сказать, Нина Александровна Дубовик со всех свидетелей, кто делился воспоминаниями, брала расписку с подписью: «Записано верно с моих слов».

Почему же родственники молчали о фактическом месте рождения Героя Советского Союза? 

Как утверждает Нина Дубовик, в том, 1967 году, когда в деревню наведались обкомовские работники, всем жителям велели молчать о рождении Александра в забытой всеми деревушке. Это подтверждают воспоминания, заверенные их подписью. 

«Можно предположить, что под давлением Москвы, где усиливалось влияние «днепропетровской группы» во главе с Л.  И. Брежневым, руководство области не поддержало зиновражскую версию и дало указание прекратить подготовку к увековечению имени героя и неуместные разговоры о его «новой» малой родине. Видимо, герой должен был родиться там же, где и генсек», - считает исследователь.

Ирина АНТОНОВА

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и MAX.

1524 просмотра

Читайте также