От сундука в кабине до вулкана Везувия. Юбилей ульяновской «буханки» отмечают во всем мире

822 просмотра

В этом году легенда отечественного автопрома отмечает 60-летие. В 1958 году с конвейера ульяновского автозавода сошел первый серийный автомобиль УАЗ-450, именуемый в простонародье «буханкой». Ульяновские конструкторы создали единственную в мире машину вагонной компоновки, малой грузоподъемности и повышенной проходимости.


Двигателем развития отечественной промышленности зачастую выступала советская армия. На оборонный, выражаясь современным языком, кластер, уходили большие ресурсы и лучшие идеи. Советской армии требовалась санитарная машина, которая бы имела большую проходимость и мощность.

Проект такого транспорта начали разрабатывать на ульяновском заводе в 1955 году.

Егор ВАРЧЕНКО - КОНСТРУКТОР УАЗ-450

- Рулевое колесо находилось здесь. Но сама колонка уходила вот так туда. И баранка тоже была повернута тоже. Водителю приходилось боком сидеть. Для макета, для того, чтобы проверить надежность, это можно было допустить, но пускать в производство это нельзя было.

Были и другие проблемы. Кузов изначально был панельным, то есть боковины были цельными, как и крыша. Изготовить, а тем более, отремонтировать их в условиях боя было невозможно, поэтому появился каркасный кузов.

Альберт РАХМАНОВ - КОНСТРУКТОР УАЗ-450

- На 450х первого семейства очень трудно было обслуживать двигатель. Я не даром сказал, что там был огромный сундук! Добраться к двигателю, который был очень высоко над рамой и уходил в кабину… Это было: сиденье, сундук, сиденье. Очень тесно.

Решение было найдено несколько позже, поэтому в современных «буханках» просторнее. Но и до этого машина стала прорывом в автомобилестроении. Многих удивляет, но «буханка» до сих пор востребована не только у нефтяников – знатоков российского бездорожья, но и в Европе, например, в Италии. Там на «буханках» возят туристов на вулкан Везувий. Сейчас производство УАЗ 452 (второе семейство 450х) составляет почти половину всей продукции, выпускаемой заводом. Путь к совершенству всегда труден.

Альберт РАХМАНОВ - КОНСТРУКТОР УАЗ-450

- Поэтому они сделали совершенно новуюкомпоновочку! Тут все совпало: они двигатель оттащили назад и опустили его вниз! Тем самым какой-то элемент развесовки по осям был совершенно изменен. Но, мало того! Кабина-то получилась совсем-совсем другой!

Все конструктивные изменения улучшали машину в целом. Перенос двигателя сделал автомобиль устойчивее, безопаснее и комфортнее. Носилки для раненых сменили сиденья для пассажиров. Вслед за сиденьями возникла боковая дверь. Раньше в машину можно было войти только сзади. Люки для подъема двигателя, упрощение внешних форм – все это удешевляло производство и упрощало обслуживание. Армейский потребитель был доволен.

Кстати, по сей день все УАЗы числятся в министерстве обороны. При необходимости машины будут мобилизованы. Долгое время УАЗ был главным градообразующим предприятием Ульяновска, одних «буханок» за год выпускали десятки тысяч.

Завод не стоит на месте и сейчас. Разрабатываются новые машины, улучшаются старые. Что-то выпускается для экспорта, что-то идет на внутренний рынок, что-то так и остается разработкой. Ежегодно на заводе выпускают около 30 тысяч «буханок», в зависимости от поступающих заказов.

Оксана МОРОЗОВА - ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ИСТОРИИ И ТРУДОВОЙ СЛАВЫ УАЗ

- Вообще хочу сказать, что представленные здесь мини-вэны – все разные, но интересные! Каждый по-своему. Вот этот – плавные обводы, красивый такой автомобиль, но он – опытный, экспериментальный автомобиль.

Машинам-наследникам «буханки» приходится сложнее. Если в советское время для выхода в серию моделям требовалось только успешное воплощение конструкторских идей, то теперь всем правят законы маркетинга и рынка. Поэтому многие, внешне и внутренне удачные модели можно увидеть только в музее. Они не уступают, а где-то и превосходят аналогичные машины, активно разъезжающие по дорогам всего мира. Но перестроить производство в наше время сложно. Тем не менее, завод крепко стоит на ногах, производя уже знакомые потребителю машины, самая заслуженная из которых – легендарная «буханка».

Читайте и смотрите наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках и Вконтакте.

Читайте также