Так ли просто забыть о своих долгах?

На 1 марта в Ульяновской области зафиксировано 89 дел о банкротстве физических лиц.

Закон о банкротстве физических лиц вступил в силу в октябре прошлого года. Первые итоги его реализации на этой неделе обсудили участники «круглого стола», который в Ульяновске провел депутат Госдумы РФ, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климова (на фото.)

Открывая встречу, гость напомнил: в 2015 году ОНФ составил карту закредитованности населения российских регионов. В Ульяновской области этот показатель оказался довольно высоким. За прошедшее с того момента время объем кредитной задолженности жителей области сократился на 14 процентов - до 80 миллиардов рублей, и сегодня ситуация мало отличается от средней по стране.

Однако снижение общей кредитной задолженности ульяновцев происходило на фоне роста просроченных платежей - объем просрочки за тот же период увеличился на 31 процент. Это тревожный факт, поскольку именно накапливающиеся как снежный ком долги и вынуждают человека в конечном итоге объявить себя банкротом.

Пока, впрочем, этой возможностью воспользовались немногие. По состоянию на 1 марта 2016 года в регионе зафиксировано 89 дел о банкротстве физических лиц. Как отмечают специалисты, это мизер. Одна из причин - чрезмерная сложность процедуры для гражданина. Разобраться во всех ее тонкостях без помощи юриста не представляется возможным, вот только где должнику взять деньги на квалифицированного специалиста?

Более того, из-за недоработки в законе на время суда без средств к существованию может остаться вся семья «банкрота». С такой проблемой столкнулся житель Ульяновска Марат Хайбутдинов. Обратившись в суд с заявлением о банкротстве, он лишился доступа к своим счетам, в том числе к тому, на который ему перечисляют зарплату. С этого момента все операции с денежными средствами должны были осуществляться с разрешения финансового управляющего, на назначение которого ушло довольно много времени. Между тем зарплата Хайбутдинова была единственным источником дохода его семьи из трех человек. Из-за растянутости процедуры во времени «зависнуть» на заблокированных счетах могут средства, выделяемые государством на детей, пособия инвалидов и т.д. и т.п.

Предложение участников «круглого стола» - внести изменения в закон о банкротстве, предусматривающие подобные выплаты. Также эксперты предложили оставлять доступ к деньгам, составляющим прожиточный минимум, чтобы он, по крайней мере, не накапливал новые долги.

- Еще одна важная проблема - это дисбаланс мотивации и ответственности арбитражных управляющих в делах о банкротстве. Размер фиксированной суммы - 10 тысяч рублей. Честно говоря, очень сложно найти такого человека, который бы согласился за эти деньги что-либо делать, - отмечает руководитель службы оказания юридической помощи ООО «Центр защиты прав заемщиков» Дмитрий Бодров. - Тем более что штрафные санкции для них за какие-либо недостатки в работе (например, нарушение сроков -  Ред.) очень суровые - до 25 тысяч рублей. Одна ошибка в деле может привести к тому, что арбитражный управляющий потерпит убыток.

Вопросы к процедуре банкротства, как оказалось, есть и у кредиторов. Так, о банкротстве заемщика - физического лица в региональном филиале «Россельхозбанка» узнали постфактум - из решения суда. О начале судебного разбирательства банк не известили, хотя он является заинтересованной стороной. Сюрпризом это дело для кредитного учреждения стало еще и потому, что банкрот в банке был, что называется, на хорошем счету.

- На дату решения суда просроченной задолженности по нашим договорам не было. Была «просрочка» только по кредитам в другом банке, - комментирует начальник отдела по работе с задолженностями физических лиц регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» Ольга Лукьянова.

Правда, радовался избавлению от кредитной кабалы должник недолго. Дело в том, что сделки с ним были обеспечены поручительством других физических лиц, с которых банк сейчас взыскивает задолженность. Причем одним из этих поручителей является жена человека, объявившего себя банкротом. Часть долга сейчас ежемесячно списывается с ее зарплаты.

Участникам «круглого стола» этот конкретный случай банкротства показался очень странным. В ОНФ пообещали изучить материалы дела.

Ева Штерле, "Ульяновская правда" от 1 апреля 2016

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

1049 просмотров

Читайте также