Им на двоих 175 лет. Преставляете, сколько пережито? Сколько событий, встреч, радостей и печалей... И все это пропущено через сердце, душу и мысли, все питало творчество художников. И вместе с ними и героями их произведений мы вновь и вновь обращаемся к нашей общей истории.
В выставочном зале «Картинная галерея» в Ульяновске открылась выставка «Союз памяти». В совместной экспозиции - скульптуры заслуженного художника России Анатолия Клюева и живописные произведения Мефодия Остапенко. Выставка получилась юбилейной, потому что Анатолий Иванович недавно отметил 85-летие, Мефодий Иванович - 90-летие.
Думаете, в музейных залах представлены только работы, созданные в прошлые годы, в пору зрелости мастеров? Они не останавливаются, хотят работать, созидать. В их душах - неукротимая жажда творчества, которая и есть настоящая жизнь.
Возвращение на войну
Военная тема в творчестве Мефодия Остапенко - самая главная и самая важная. Он был 14-летним подростком, когда началась Великая Отечественная, ему удалось выжить во время оккупации, он помнит, как отступали наши войска. Парнишка мечтал попасть на фронт, вступил в партизанский отряд. А в армию его призвали осенью 1944-го. Больше 70 лет назад окончилась война, но воспоминания о ней не меркнут. И не случайно же Мефодий Иванович до сих пор устраивает передвижные выставки, приходит со своими картинами в школы, рассказывает ребятам о той войне.
В военных картинах Остапенко - воздух времени. Сдержанная серо-зеленая палитра, простота и скромность деталей, образов лишь усиливает глубину эмоционального переживания. Художник знает об этих людях все - встречал, воевал, дружил, хоронил... Лицо солдата, который через мгновение может сделать свой последний вздох, - «Танки идут»!, но ты понимаешь, что он не отступит ни на шаг. Сжимается сердце, когда видишь «Солдаты падали в бою», и вспыхнувший от взрыва мир раскалывается на кусочки. И сколько горечи и одиночества в «Покинутом хуторе» - заколоченный дом, обелиск, к которому больше никто не приходит. И сколько боли в картине «Я убит подо Ржевом». И сколько бесконечной надежды в «Ожидании» - застывшая фигура матери в скромной крестьянской одежке и пустая дорога, по которой, может, все-таки вернется сын...
Смотришь эти произведения, написанные в последние годы, и понимаешь: художник возвращается в ту войну, чтобы мы помнили о мужестве, о подвигах, о том, как хрупка жизнь, о том, какой ценой оплачена победа.
И солдаты, и поэты
Трудно перечислить все произведения, которые создал за творческую жизнь скульптор Анатолий Клюев, они находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Львове, Нижнем Тагиле, Чебоксарах, Пензе. Но столь же трудно представить себе наш город без работ Анатолия Ивановича - монументальных сооружений, барельефов, бюстов, памятных досок, украшающих городские улицы и здания.
Одна из наиболее масштабных работ - рельеф на Доме офицеров: красноармеец времен Гражданской войны, солдат Великой Отечественной и космонавт, представители трех героических поколений советских людей. Хорошо знают ульяновцы и горельеф Валерия Чкалова. Самая известная работа скульптора - гранитный памятник Илье Николаевичу Ульянову возле главного корпуса педагогического университета.
Конечно, след в истории - мемориалы павшим в годы Великой Отечественной войны в Павловке, Старой Майне и Николаевке, созданные Анатолием Клюевым (в эскпозиции есть фотографии этих памятников). В Николаевке место для монумента скульптор выбрал сам - на горе близ трассы на Пензу - так, чтобы он был виден со всей округи. На склоне установлены 22-метровый пилон, пятиметровая голова воина и три рельефа, символизирующие подвиг солдат-фронтовиков и тружеников тыла. Местные жители называют это место холмом Славы.
Глядя на скульптурные бюсты Анатолия Клюева, представленные на выставке, ты открываешь для себя глубину человеческой личности и разнообразие характеров. Неважно, с каким материалом работает мастер - мрамором, гранитом, деревом или гипсом. Ему интересен мир человека. Будь то мужик-работяга «Васильевич», интеллигентный «Учитель словесности», «Студентка», «Бригадир», композитор Евгений Родыгин Пушкин, Денис Давыдов. Совсем новые работы, как говорится, с пылу с жару - барельефы поэтов Аполлона Коринфского, Дмитрия Минаева, Ивана Дмитриева.
Рабочая закваска
- Анатолий Иванович, что же дает вам силы работать? - спрашиваю у скульптора.
- У меня прекрасная мастерская. Почему же не работать? Я работаю с удовольствием. Сейчас делаю барельеф известного ульяновского краеведа Бориса Аржанцева. Откуда силы беру? Вдохновляют жена, семья, сын, внучка. А потом - я же родился в Нижнем Тагиле. Рабочий город. Нас было пять братьев и сестер, я младший. Мы работали с детства, притом, кроме картошки и лука, ничего не видели. Трудно жили. Но та рабочая закваска пригодилась мне как скульптору.
- Над чем сложнее работать - монументальными композициями или бюстами?
- Конечно, с бюстами попроще. С людьми надо чаю попить, водочки, поговорить, изучить биографию. Тогда получится. Когда делал барельефы поэтов-симбирян, я почитал их произведения и вдохновился. А над большими скульптурными композициями работаешь пять-десять лет. И нужно постоянно быть в рабочем тонусе, помнить, что ты когда-то задумал, когда-то видел.
Сын Анатолия Ивановича и скульптора Любови Турской (погибшей в автокатастрофе в 1971 году) выбрал профессию родителей.
- Я почти родился в скульптурной мастерской и вообще думал, что все люди только этим делом и занимаются, - говорит Олег Клюев. - Мать и отец могли работать день, ночь и еще день... Что было для них главным? Увлеченность, великое трудолюбие, искреннее отношение к тому, что делаешь, - независимо от масштаба работы.
- С таким отношением к делу Анатолий Иванович отдыхать не хочет?
- Как раз во время работы он и отдыхает, в этом вся хитрость. Когда надо заниматься бытовыми проблемами, решить какие-то вопросы в мастерской - тогда он работает. Пусть продолжает работать как можно энергичнее, ему сачковать нельзя.
Татьяна ФОМИНА