Ульяновских чиновников провели по пути разбойников и первопроходцев

Совместить приятное с полезным представителям власти разных уровней удалось благодаря экскурсии по Сенгилеевскому району Ульяновской области. Пройдемся и мы по этому маршруту.

В выходные ульяновские чиновники устроили пешую прогулку   по одному из  туристических маршрутов создаваемого Национального парка «Сенгилеевские горы». Насладиться красотами одной из природных жемчужин Ульяновской области отправились все главы муниципальных образований, министры разных ведомств и заместители губернатора.

Под особое внимание попали ландшафтные достопримечательности Арбугинской горы и ее окрестностей – от Шиловки до Криушинского залива. Маршрут проложили эколог Дмитрий Федоров и путешественник и краевед Дмитрий Илюшин.

Конечно, представители властей разных уровней не просто гуляли и наслаждались природой. Здесь же провели совместное заседание  региональной Экопалаты, научно-технического совета и общественного совета нацпарка под председательством губернатора Сергея Морозова. Обсуждали вопросы  по развитию туризма, особо охраняемых природных территорий Ульяновской области, приняли ряд важных решений, в числе которых - новая инвентаризация ООПТ, включение их в туристические маршруты. 

О каких же маршрутах конкретно шла речь? У вас есть возможность прямо сейчас хотя бы виртуально пройти несколько из них. Но потом обязательно побывать и увидеть лично.

Итак, «Разбойники и первопроходцы». Он проложен в государственном заказнике «Сенгилеевские горы». Пройти его можно часов за шесть. Точнее, это маршрут смешанного типа – автобусно-пешеходный рассчитан на людей с любой физической подготовкой, в том числе и для ребятишек. А им понравится, уж точно. Еще бы – по ходу маршрута рассказываются легенды про разбойников, обитавших в этих местах, показываются места их стоянок, история Святого источника «Богомольный», истории сел Тушна, Шиловка, Булгарского городища, а также видовые экскурсии на Тушнинские холмы и лучшую обзорную точку над рекой Волга. 


1.Тушнинские холмы

Тысячи людей, ежегодно проезжая село Тушна, останавливаются  рассмотреть одно из красивейших природных мест Ульяновской области – Тушнинские холмы. Эти места вызывают восторг своими изысканными пейзажами и беспредельному простору. Тушнинские холмы - это просто рай для фотографов и художников. С какой бы точки не смотрели, всегда есть за что зацепиться взгляду, особенно в предзакатное и предрассветное время, когда и так к бурным краскам прибавляется мягкий и красноватый цвет нашего светила.

Особенно красиво в этих местах золотой осенью, когда смесь разноцветной листвы и зеленой хвои накладывается на острые белые верхушки холмов.  В любое время года они выделяются на окружающем ландшафте своими голыми белёсыми вершинами посреди буйства растительности. Эти холмы хорошо просматриваются с дороги и являются прекрасным объектом для фотосъемок.

Во времена основания села Тушна на этих холмах располагались смотровые вышки, помогающие местному населению вовремя заметить и подготовить вооруженный отпор набегам многочисленных разбойников, прячущихся в окрестных лесах. Сохранились также упоминания о языческих ритуалах, проводимых здесь местными жителями вплоть до 18-го века, а также о десятках «кудеяровых» городков, спрятанных по лесам.


2. Источник «Богомольный»

Родник «Богомольный» (Часовенный) находится в трех километрах от села Тушна Сенгилеевского района. История появления этого святого источника связана с легендой. После покорения Казанского ханства Иваном Грозным в 1552 году многие из татар, не пожелавшие принять русское подданство, рассеялись по Поволжью в глухих  лесах, основали свои станы, откуда совершали нападения на окрестные поселения. Такие станы (Кудияровы городки) существовали и в Сенгилеевских горах, покрытых труднопроходимыми лесами.

Одно из первых русских поселений - Тушна - очень страдало от многочисленных набегов грабителей, и, чтобы быть готовыми к нападению, местные жители организовали на ближайшей горе караул для наблюдения. Через некоторое время караульные стали замечать, что разбойники раз за разом доходили до определенного места и уходили обратно в леса. Посланная экспедиция обнаружила на этом месте родник, вытекающий из корней березы, и икону святой великомученицы Параскевы Пятницы. У места явления чудотворной иконы была построена большая часовня, а вода из святого источника по деревянным трубам направлялась в село.

Во время одной из бурь старую березу сломало, и местные жители разобрали дерево по кусочкам и хранили их в качестве святыни рядом с иконами. Корни березы долгое время находились внутри источника, а на ее месте был установлен памятный крест. Сама же икона долгое время хранилась в тушнинском сельском храме Архангела Михаила. Во времена социализма новая власть разрушила храм, чудотворная икона пропала в неизвестном направлении.

Пытались уничтожить и источник. Для этого разобрали часовню, а родник пытались засыпать камнями, но святая вода все равно вырывалась на поверхность. Сейчас источник вновь обустроен: появились и новая часовня, и беседка с лавочками, и купальня. Родник снова стал чрезвычайно почитаемым среди верующих, которые каждый день приезжают не только набрать воды, но и попросить о покровительстве во всех своих житейских и семейных делах.


3. Шиловская шишка

С дороги, недоезжая четырех километров до села Шиловка, среди лесного массива выделяется своей высотой конусоподобная  гора, овеянная многочисленными легендами. Одну из них записал собиратель народных легенд и поверий Д.Н. Садовников в книге «Сказки и предания Самарского края»

 «На правом берегу Волги, верстах в семи от гор. Сенгилея, виднеется покрытая липовым лесом Шиловская шишка. На этой горе, лет тому за восемьдесят или сто, жил разбойник Костычев с своею шайкой. Он следил отсюда за появлением в этом плёсе парусных судов и нападал на них с луговой стороны, с своею вооруженною шайкой, на лодке, с криком «Сарынь, на кичку!». Бурлаки на судне падали ниц, а хозяин судна и водолив,или прикащик, подавали ему чалку. Он с шайкой входил на судно, прибирал деньги; его и шайку угощали вином, и он отпускал судно в путь. На караваны судов никогда не нападал. Грабил также проезжающих по Тушнинской дороге. Долгое время разбойничал Костычев, наконец был пойман сенгилеевским городничим Касторским (…) в Бектяшинском лесу (теперь его нет)…

Городничий сделал из крестьян соседних с городом деревень облаву на Костычева (…) Костычев, окруженный со всех сторон народом (…), долго не сдавался; но, видя, что его шайка не является к нему, сдался городничему с тем, чтобы тот не вязал его (…) Оба сели в тарантас и поехали в город, а за ними — народ с дубьем. Весь Сенгилей от мала до велика встретил их… Костычев был в шелковой красной рубахе и бархатных шароварах, в сапогах с напуском, на голове его была надета кучерская летняя шапка с павлиньим пером, воткнутым в серебряную бляху. Был он, по рассказам, среднего роста, коренастый, русый, с карими глазами, чистым и круглым лицом, с небольшой бородкой и густыми и короткими усами. Улыбка была у него приятная, ласковая, глаза веселые.

Грабил он только богатых, а бедных сам награждал деньгами; часто вытаскивал мужикам на дороге увязнувших с возами лошадей. И бедняки говорили, что они Костычева только знают понаслышке как доброго разбойника; а богачи уверяли, что он похабник и страшный озорник… Пойманный Костычев в Симбирске был прогнан сквозь шпицрутены насмерть».


4. Шиловка

В месте, где сейчас находится село Шиловка, уже в 20-е годы 17-го века имел свои рыболовные угодья «Покровский монастырь", что в Нижних Тетюшах. Видимо, монахи и беглые крестьяне и основали Шиловскую слободу.

Когда был построен в селе первый храм, неизвестно, но поскольку в церкви хранилось Евангелие, печатанное в 1717 году, то можно заключить, что первоначальная церковь в Шиловке была построена в начале 18-го столетия. Первая каменная церковь во имя введения в храм Пресвятой Богородицы была воздвигнута в 1820 году, но здание получилось очень непрочным, и уже в 1847 году его полностью разобрали и построили новый каменный храм. К концу 19-го века Шиловка становится самым богатым селом Симбирского уезда, «в нем 4306 жителей (2067 муж. и 2239 жен.), 726 дворов».

Такого богатства село, в котором никогда не было помещиков, достигло исключительно за счет предпринимательства. Не имея хороших пахотных земель, шиловцы засадили яблоневыми садами десятки километров, активно занимались рыбной ловлей, добывали чистейший мел из местных гор, занимались птицеводством и даже имели две пристани. Старый храм уже не вмещал всех прихожан, и в конце 19-го века начался сбор средств на строительство новой церкви. Уже к 1903 году местное население собрало более 10000 рублей.

К сожалению, данных о постройке нового храма не сохранилось, однако церковь, которая сейчас находится в центре села, скорее всего, является именно вновь построенной, поскольку сказать про нее, что она очень тесна, сложно. Храм получил название в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Однако уже в 20-е годы храм был закрыт советскими властями, а иконы из церкви были расстреляны. Часть этих простреленных икон сохранил последний настоятель храма Николай Николаевич Наумов.

При советской власти здание церкви во имя введения в храм Пресвятой Богородицы было разрушено, а поле создания Куйбышевского водохранилища, даже место его нахождения было смыто в Волгу. Осталась только часть старинного кладбища без единого надгробья. А храм в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла долгое время использовался в качестве клуба, и только в 2011 году в нем вновь стали проводить службы.

Состояние здания очень хорошее, и есть большие основания, что его восстановят быстро, и быть может, так же восстановится и вновь разбогатеет некогда «яблочная столица» нашего края.


5.  Арбугинская гора.

Возвышаясь над акваторией Волги, Арбугинская гора является одной из самых удачных обзорных точек не берегу великой русской реки. В хорошую погоду открывается вид на водную гладь на десятки километров ( иногда можно рассмотреть оба  ульяновских моста ). Такого безграничного обзора наверное невозможно найти ни где над Волгой. Дело том, что Волга делает в этом месте небольшой поворот, и  плюс ко всему  с севера гора возвышается над Криушинским заливом, а у подножия течет река Арбуга. В результате получается панорама , более 300 градусов , а , учитывая крутизну вершины ,  это просто захватывает дух . Стоя на Арбугинской горе , почти в любой день , ветер буквально рвет на тебе одежду , создавая иллюзию полета . А ночью понимаешь насколько мал этот мир : вон там -  узкая полоска Ульяновска , а там - Белый Яр , Красный Яр , Крестово-городище , Новоульяновск и т.д. Все так близко , и кажется, что можно докинуть камнем .  Сидишь на Арбугимском ухе и в голову лезут вольные казачьи песни , представляешь себя волжским ушкуйником , присматривающем для грабежа подходящее купеческое судно …

Помимо фантастического вида, это овеяно многочисленными легендами. Считается, что где-то здесь находился золотоордынский город Арбухим, который, впоследствии, был сожжен и разрушен. Много преданий и разбойниках, которые прятались за горой на ялах, и ждали сигнала с горы, чтобы напасть на купеческие корабли. Путешественник Олеарий приводит интересный рассказ о том, что между двумя Арбугимскими вершинами находился огромный камень, на котором было написано: «Будеш ти ма добро тобе будет» (Поднимешь – будет тебе добро).Однажды команда русского струга, в надежде найти сокровища, подкопала плиту, и перевернула камень. Но на обратной стороне было написано: «Чето ишеш нечево положен.» ( Что ищешь? Ничего не положено.)

Мария Сидорова, Дмитрий Илюшин,

Фото: Дмитрий Илюшин

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

3297 просмотров

Читайте также