Кто хочет придушить интернет-торговлю?
Российские законодатели, а также стоящие за ними лоббисты-интересанты под шум убаюкивающих разговоров о снятии препон и преград приготовили бизнесу очередной «подарочек» в 2017-м году. Заключается «подарочек» в очередных поправках в законодательство о контрольно-кассовой технике (ККТ).
Если кто подумал, что жизнь предпринимателя, в том числе интернет-бизнесменов, после этого облегчится – он сильно заблуждается. У нас, как правило, принимаются новые регулирующие акты для взимания с предпринимателей (а в итоге – с покупателей!) дополнительных денег.
Ведь массовая замена тех же кассовых аппаратов принесет серьезные убытки десяткам тысяч, например, интернет-магазинам, зато обогатит немногих, тех, кто, очевидно, и проталкивал изменения в 54-ФЗ.
В итоге преподносимого «подарочка» мы видим следующее: с 1 февраля 2017 года налоговая инспекция будет ставить на учет лишь ККТ нового образца. Поэтому, тем, кто еще не вник в суть нововведений, пора о них подумать и заняться подключением своей ККТ заранее. Иначе, уже 1 июля 2017 года могут возникнуть непредвиденные сложности.
Справка: В Госдуме новшество прошло, как дополнения к ФЗ № 54. Это был законопроект № 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о совершенствовании нормативно-правового регулирования порядка применения ККТ)".
Так что, уважаемые предприниматели, раскрывайте ваши кошельки.
Подчеркнем еще раз: под 54-ФЗ подпадают не только розничные торговцы, но и продавцы онлайн. Таким образом, до 1 июля будущего года вы должны будете либо приобрести новую фискальную технику, либо доработать старую под новые требования.
Следующий ваш шаг - зарегистрировать или перерегистрировать ККТ в налоговой инспекции в режиме онлайн. То есть, новые кассовые аппараты должны быть оборудованы техническими средствами для доступа в интернет, такими как GPRS-модем, wifi-модуль.
Пожалуй, самое интересное в том, что передача данных в налоговую инспекцию будет происходить не напрямую, как это было до сих пор. Вводится лишний посредник, что является первым признаком если и не коррупции (пока что), но реализации чьих-то конкретных интересов.
Теперь вы будете обязаны заключить договор об обработке фискальных данных с одним из ОФД (оператором фискальных данных). Здесь, у этих операторов, явно будут аккумулироваться большие деньги, собранные с клиентов.
Вашей новой головной болью и затратами станет обеспечивать исправную работу новой (обновленной) ККТ и передачу каждого чека в ОФД, который затем передает эти данные в налоговую.
Вводимый лишний круговорот информации и чеков требует затрат времени, сил, а значит, и денег. Тем более, что, по нашим данным, никто сегодня не горит желанием связываться с этим «круговоротом» фискальных чеков: ни «Почта России», ни частные платежные системы - «кошельки» в интернете.
А еще изменятся требования к кассовым чекам и порядку выдачи их покупателям. Возрастет количество обязательных реквизитов, которые должны присутствовать на каждом чеке. Зачем? Может, покупателю велеть еще и личные анкеты заполнять, не был ли ваш прадедушка в плену?
Не стоит даже и спорить, насколько излишним является новое требование высылать клиенту чек в электронном и смс-виде или, по его требованию, выдавать бумажный. Но на чем у нас «греют руки» изобретатели всех этих «поправок в законы»? Не на усложнении ли нашей жизни? Здесь нашим изобретателям надо идти до конца и ввести в закон требование о каждой покупке заполнять налоговую декларацию? Почему нет? Гулять по буфету, так гулять!
Мало того, что тот же, скажем, владелец небольшого интернет-магазина должен потратить теперь порядка 20 тысяч рублей на новую ККТ. Он будет обязан раз в 15 месяцев производить замену блока фискальной памяти. Это снова расходы в чью-то пользу, скорее всего, конечно – в пользу изготовителей этих блоков и примкнувших к ним горе-законодателей. Не забываем про штрафы: для ИП - 10 тысяч рублей, а для ООО - 30.
На этом фоне непрерывных дополнительных расходов уже милой шалостью выглядит требование «обеспечивать сохранность фискальных накопителей не менее 5 лет с даты их регистрации в налоговых органах». Это, как говорится, с превеликим удовольствием…
Ну и, конечно же, при таком раскладе интересы покупателей абсолютно пошли по боку. Мало того, что все дополнительные затраты в той же интернет-торговле теперь лягут на плечи конечного потребителя – то есть, именно покупателя-заказчика-клиента.
Камиль Калимуллин, руководитель ООО Группа Компаний ИТМ: «Специфика заключается в том, что для того, чтобы принять пластиковые карты(VISA, MasterCard), электронные деньги (Яндекс.Деньги, ) с сайта Вы обязаны иметь кассу. Раньше вы заключали договор с агрегатором, типа Яндекс.Кассы, Единой Кассы и они вам перечисляли деньги на ваш расчетный счет. При этом государство считало, что это безналичное денежное обращение, то сейчас государство сделало из этого наличку. То есть, теперь вы должны оформить фискальный чек и провернуть всю историю, как будто вы имеете розничный магазин и получаете наличные от клиента».
И такой, еще, кстати, нюанс: а как быть тем интернет-продавцам, кто работает, скажем. В Украине, Белоруссии, Прибалтике? Как они будут исполнять новые российские требования? Закроют торговлю? Возникает, конечно, масса вопросов, о которых придется еще говорить и говорить. Но пока что ясно одно. Группе могущественных и влиятельных интересантов очень хочется, с одной стороны, «придушить» бурный рост выгодной людям интернет-торговли. С другой стороны, одновременно, на этом хорошо погреть руки.
Но нужно ли это обществу, нужно ли это очередное повышение цен в важном сегменте рынка и без того проблемной российской экономике?
Скорее всего, применение новшеств 54-ФЗ в реальности будет очень нелегким. Ничего ведь не готово, даже информированность участников рынка, по нашим данным, пока что минимальна.
На память приходит «монетизация льгот», введение ЕГАИС на рынке алкоголя, когда вместо декларируемого «упорядочивания рынка алкоголя» устроили неразбериху (она идет до сих пор, люди пьют «Боярышник» и умирают!) очередную кормушку для заинтересованных коррупционеров. Тогда ведь тоже: документы приняли, а подготовить общество и рыночные механизмы к безболезненному внедрению новаций забыли. Или не сочли нужным.
На выходе – были большие проблемы, и даже протесты. Похоже, сейчас мы имеем дело с аналогичным прыжком на грабли…
Павел Серебряков
Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.