«Небольшой театр»: Как сказку сделать былью


 

В воскресенье, 13 ноября, «Небольшому театру» исполняется пятнадцать лет. Все это время зрители смотрят на небольшую сцену, где происходит большое волшебство под названием «спектакль». В честь праздника мы решили расширить рамки обзора и понять, как же получается волшебство. Узнать всех, кто трудится над его созданием.

Картинки из закулисья
Сегодня вечером в «Небольшом» спектакль. Но артисты, режиссер, костюмер, осветитель, техники - все на работе с самого утра. «И-и-и пошла связка», - командует постановщик из центрального ряда. Актеры на сцене отыгрывают те детали, которые через несколько часов повторят при полном зале. Выглядеть жесты, позы, интонации будут легко и естественно, как и должны выглядеть мелочи, отрепетированные сотни раз.
В костюмерной - небольшом закутке около буфета - отглаживают пышные платья и камзолы для сегодняшней пьесы. На сушилке развешаны разноцветные кусочки тканей… «Это пробы краски, - поясняет художественный руководитель театра Эдуард Терехов, который проводит экскурсию по закулисью. - Костюмеры часто красят материал, чтобы получить именно задуманный цвет. Иногда вручную расписывают».
Пошивочный цех и прачечная умещаются на нескольких квадратных метрах. Напротив, за занавесками, спрятан склад декораций. Бутафоры мастерят их в подвальном помещении или прямо здесь, в холле. «В отличие от большинства театров, у нас маленькое пространство, - говорит Терехов. - То место, куда приходят зрители, часом раньше могло быть производственным цехом: тут могли быть разложены ткани, что-то сушиться, пилиться. Трудно назвать эти условия комфортными с точки зрения технологии. Но наши люди не стонут, а предлагают решения вопросов. Мы очень рациональны, это дисциплинирует и мобилизует. Минус превращается в плюс».
«Небольшой театр» по размеру действительно небольшой (хотя красивый для прохожего и уютный для зрителя). Но в первые три года существования у театра вовсе не было ни собственной сцены, ни собственных мастерских - только административные кабинеты в центре города. Актер Артемий Курчатов, который служит здесь четырнадцать лет, вспоминает, как ездили со спектаклями по детским садам и школам в трамваях и на маршрутках, а костюмы и декорации возили под мышкой. Репетировали где придется: то в кабинете директора, то в каком-нибудь актовом зале.
«Такого профессионального театра, как сейчас, не было, - говорит Курчатов. - Он начал принципиально меняться с приходом Терехова и Корневой (Марина Корнева - главный режиссер театра. - Ред.) Например, на второй день нужно было знать текст. Мы так не привыкли, нам месяц нужен был. С артистов стали много требовать. В том смысле, что перестали допускать халтуру. Многие не выдержали или испугались ответственности… Лично я обрадовался этим переменам, потому что наконец почувствовал, что такое настоящий театр. Это стали чувствовать и зрители. Но они видят только готовое. А вот как именно мы к этому приходим - знаем только мы».


 

Наполеон на улицах города
Репетиции идут по семь часов. Но работа над ролью для артистов не ограничивается этим временем. «Маша, не пой! Ты можешь делать это на работе? - вот что мне постоянно говорят дома. Особенно когда оперное что-то репетирую», - смеется артистка Мария Солоднева. Ее коллега Елена Мякушина рассказывает, что маленькой дочке нравятся мамины репетиции посреди кухни или гостиной. Особенно танцы, ведь к ним так весело присоединиться.
«Иногда идешь, как Наполеон, и ловишь себя на мысли, что делаешь это посреди улицы», - говорит Артемий Курчатов. «Репетируем везде, - соглашается актриса Александра Бишевская. - Кто в маршрутке, кто в ванной. Но никогда - перед зеркалом, как некоторые представляют. Спектакль ведь играется не перед зеркалом, а перед зрителем. В нем будет все отражаться».
В труппе «Небольшого» - шестнадцать актеров. Большинство - совсем молодые люди, недавние выпускники ульяновского или самарского актерских отделений. «Я слышала об Ульяновском ТЮЗе еще в университете и хотела уехать из Самары именно сюда, - говорит Мария Солоднева. - Третий год служу здесь и не разочаровалась. В Ульяновске отношение к искусству, в частности к театру, такое… нежное, что ли».
Буквально выращивают артистов для «Небольшого», конечно, и в Ульяновске тоже. Не только в УлГУ. Александра Бишевская ведет театральное отделение в школе искусств, ее воспитанники в возрасте от семи до семнадцати лет участвуют в некоторых спектаклях «Небольшого театра», и к ним относятся как к настоящим актерам.
«В нашем театре специфический отбор актеров, - уточняет режиссер Марина Корнева. - Иногда остается один из пяти пришедших новичков. Это именно тот отсев, когда остаются люди работоспособные и многогранного амплуа, которые могут играть не только, например. героев-любовников, а исполнять разноплановые роли, как комические, так и трагические».
«Типичный герой-любовник в душе может быть Водяной, и мы должны это разглядеть, - добавляет Эдуард Терехов. - Труппа небольшая, и это опять, скорее, плюс, чем минус. Не каждый театр может дать молодому артисту большую роль в первый сезон. Мы даем, и тем самым проверяем человека на работоспособность и профессиональную состоятельность. У каждого нашего артиста - и опытного, и начинающего - одинаково много работы. Молодой актер, окунаясь в работу, понимает, что тут у него есть будущее».

Волшебство из микроволновки
В театре работают не только выпускники творческих отделений. Например, Вячеслав Леваков пришел в «Небольшой» с автозавода. Двадцать лет он проработал там конструктором. Когда завод стал переживать не лучшие времена, решил сменить работу и пришел, можно сказать, по первому попавшемуся объявлению в театр. Сюда требовался монтировщик декораций. Скоро Вячеслав Виссарионович стал делать гораздо больше, чем просто переносить и закреплять декорации.
Когда все ломали голову, из чего и как сделать космический корабль, ответ раньше всех находился у Левакова. Большой опыт конструкторской работы помогал. Скоро он стал заведовать всей художественно-постановочной частью. «Это очень интересная работа, - говорит конструктор. - На производстве каждый день одно и то же, а здесь каждый день технически рассчитываешь новые фантазии». «Вячеслав Виссарионович знает, как сказку сделать былью», - улыбается Марина Корнева.
В репертуаре «Небольшого» действительно много сказок. Ставить их ничуть не проще, чем драматические пьесы. Маленькие зрители особенно восприимчивы к фальши, они мгновенно почувствуют, где им врут. Здесь и у актеров появляется сверхзадача, и у так называемых технических служб. Режиссер продумывает не только сценарий спектакля, но и партитуру света, музыки, которые погрузят зрителя в волшебную атмосферу. «У нас физики решают лирические вопросы. Потому что творчество, а здесь им занимаются все, нельзя рассчитать чистой арифметикой», - замечает Эдуард Терехов.
Звукорежиссер Петр Каталеев пришел в «Небольшой театр» из Ленинского мемориала, где работал на концертах. Пришел сюда именно потому, что хотелось творчества, а не механики. «В театре совсем другие звуки, не линейные, - объясняет он. - Здесь нужно придумывать много мелочей, украшений. Например, как-то долго искали звук, который могла бы издавать машина времени. Когда я услышал сигнал микроволновки, то понял: вот же он! Ну что, записали микроволновку. Это не единственный случай превращения обыденных вещей в необыкновенные. Мы ищем звуки для спектаклей всегда и везде».

Театр, который выбирают
В день спектакля в «Небольшом», как всегда, аншлаг. Гости едва умещаются в холле. Администраторы приветствуют каждого, улыбаются, желают приятного просмотра. Администратор Людмила Вижиченко уже знает многих в лицо, потому что побывав здесь однажды, люди, как правило, возвращаются. «Работы в театре у каждого много. Но какая это благодарная работа! - говорит она. - Люди оставляют такие теплые отзывы! А самое главное, приводят с собой все новых и новых зрителей. У нас были гости из Англии, из Санкт-Петербурга. Даже такая, казалось бы, избалованная искусством публика после спектакля говорит, что давно не видели ничего подобного. «Небольшой театр» - это попадание в десятку, то есть прямо в сердце».
«Люди не случайно приходят в наш театр, они его выбирают, - продолжает мысль Терехов. - Нам, творческим, всем хочется ставить большие полотна и играть великие роли. Но есть и такая важная миссия: помогать сформироваться юному существу. Каждый человек тут ее понимает. И поэтому никогда не чувствует какой-то ущербности, что работает не в академическом театре. Вот аналогия: разве кто-то скажет, что Волков, или Заходер, или Линдгрен - недописатели. Писать для детей, ставить спектакли для детей - это особый талант и ответственность».
«Наш театр для всей семьи, - добавляет Марина Корнева и перечисляет классический репертуар. Новый сезон, например, пополнился постановкой «Русский водевиль». - Мы стараемся не только развлекать, а говорить на интересующие темы, стремимся к тому, чтобы зритель захотел вернуться к нам снова и поговорить о каких-то вещах, которые его волнуют».
После долгой беседы о том, как устроен театр, все спешат вернуться к работе, ведь уже через несколько часов сюда придет зритель. «Сегодня снова выходить на поклон, ах, как я это люблю! - бросает напоследок артистка Елена Мякушина. - Кажется, ради этого я и работаю». «На поклоне не чувствуется усталость, а чувствуется удовлетворение, - говорит Эдуард Терехов. - Театр живет ради зрителя, и очень важно почувствовать, что плоды твоего труда дарят радость, поэтому все актеры так любят поклон».

Екатерина Нейфельд

Читайте свежий номер газеты "Ульяновская правда"

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

711 просмотров

Читайте также