Прийти на «готовенькое»

В условиях кризиса со стороны инвесторов вырос спрос на площадки браунфилд.



Площадки браунфилд - использовавшиеся ранее производственные цеха - становятся все более популярными у инвесторов. В Ульяновской области выросло количество запросов от компаний, которые хотят прийти на «готовенькое». Как правило, это представители малого и среднего бизнеса как из России, так и из-за рубежа. Последние считаются «второй волной» иностранных инвестиций - поставщики и партнеры крупных производителей, уже осевших на территории региона на площадках гринфилд.
- Возможность быстро зайти на рынок - основной приоритет многих компаний. На площадках браунфилд можно оперативно развернуть производство и выпустить продукт - этим они и привлекательны, - говорит первый зампред правительства Ульяновской области Александр Смекалин. - Для многих проектов критичны наличие инфраструктуры и быстрые сроки запуска. Сегодня некоторые инвесторы действуют по следующей схеме: занимают готовые площадки, работают, а параллельно строят свои корпуса. Нормальная стратегия: так бизнес развивается и остается здесь же, в регионе.
Ульяновский браунфилд - это, как правило, корпуса и цеха крупных предприятий, построенных еще в советское время. Яркий пример - УАЗ, первым решившийся на смелый шаг - урезать территорию в шесть раз. Горожане восприняли перемены неоднозначно: для многих уменьшение площади предприятия сродни движению к закрытию. Однако пока автозавод работает, а на его территории (уже бывшей) наращивает мощности другое предприятие - по выпуску японских грузовиков Isuzu.
Четыре года назад в одном из бывших цехов УАЗа открыли сборочное производство, выпускающее грузовые автомобили малой и средней тоннажности. В будущем году здесь запустят сборку тяжелых грузовиков. После того как холдинг «Соллерс» (ему принадлежит УАЗ) вышел из совместного с японцами предприятия, была вероятность, что инвесторы могут уйти в другой регион. Но вопрос удалось решить: площадку УАЗа выкупила Корпорация развития Ульяновской области, а затем передала ее в аренду производителям грузовиков.
- За счет капитальных вложений в передаваемый инвестору браунфилд значительно снизились его производственные издержки. Компания осталась в регионе, - пояснил руководитель корпорации Сергей Васин.
«Бывшие в употреблении» площадки имеют еще одну важную особенность - во многих цехах есть оборудование или инфраструктура, создавать которые с нуля будет значительно дороже, чем привести в порядок старое здание. На территории Ульяновского моторного завода (он поставляет продукцию на ГАЗ) разместился крупный инвестор - партнер РЖД, компания по ремонту и производству путевой техники. Она заняла корпус площадью в семь тысяч квадратных метров.
- Для нас это будет уникальное по масштабам предприятие: одновременно в помещении смогут находиться до 25 путевых машин. Также в площадке есть и другие плюсы: близость и прямая связь с железнодорожной станцией, сам моторный завод, с которым мы будем работать в кооперации (например, использовать гальванический цех предприятия), - рассказал руководитель компании Егор Лукьянов. - Да, цех, который мы заняли, пришлось реставрировать - заново делать крышу, прокладывать железнодорожные пути. Но построить новое здание с таким же функционалом было бы дороже.
Уже в следующем году инвесторы намерены довести оборот до миллиарда рублей, а в перспективе - открыть в Ульяновске собственное производство путевых машин на основе ноу-хау их зарубежного партнера.
На компании, заинтересованные в площадках браунфилд, делают ставку и на Димитровградском автоагрегатном заводе (ДААЗ), смежнике АвтоВАЗа, переживающем сложные времена. По словам Смекалина, процесс пошел: сейчас два проекта уже входят на площадку ДААЗа, еще с двумя инвесторами ведутся активные переговоры.
- Проекты касаются не только автопрома: напротив, мы считаем, что чем более разнообразными будут производства (одна из компаний хочет выпускать мебель, другая - измерительные инструменты), чем больше мы диверсифицируем площадку, тем лучше.
Димитровград считается моногородом: основное градообразующее предприятие здесь - ДААЗ, также «якорным» является НИИ атомных реакторов, на базе которого строится федеральный центр ядерной медицины. Но если у последнего перспективы понятные и вполне оптимистичные, то с ДААЗом все намного сложнее. Предприятие периодически простаивает, работников сокращают, производственные помещения пустуют.
Чтобы решить проблему, Ульяновские власти подали заявку в Фонд развития моногородов о выделении средств на строительство индустриального парка «Димитровград». На днях эта заявка была одобрена - регион получит 142 миллиона рублей. Одной из составных частей индустриального парка станет браун-филд (территория ДААЗа), который включает 10 действующих предприятий, нуждающихся в реконструкции или строительстве объектов общей инфраструктуры.
Огромное здание советского периода идеально подошло для развертывания предприятия по ремонту и производству путевой техники.

Виктория Чернышева, Ульяновск "Ульяновская правда" от 30 сентября 2016 года

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

747 просмотров

Читайте также