Владимир Гутенев: Нам необходимо сформировать ментальную готовность к рывку
В Ульяновской области с двухдневным рабочим визитом побывал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России, президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Владимир Гутенев.
Он посетил УАЗ, «Авиастар», механический завод, индустриальный парк ДААЗ, провел встречи с врио губернатора Сергеем Морозовым и представителями промышленных предприятий и дал эксклюзивное интервью «Ульяновской правде».
- Владимир Владимирович, с какой целью вы приехали в Ульяновскую область?
- Начиная с первого этапа XV съезда «Единой России», который прошел в феврале, партия уделяла особое внимание формированию экономической программы. По сути, она была анонсирована на форуме в Магнитогорске 21 июня, но работа над ней продолжается и сегодня. Мы рассматриваем создание условий для обеспечения технологической и продовольственной безопасности страны, как инструмент решения социальных вопросов именно промышленность должна дать рост налогооблагаемой базы и создать высокооплачиваемые рабочие места. Поэтому мы и посещаем наиболее важные в промышленном плане регионы. Недавно я был в Самарской области, затем в Тульской, сегодня - в Ульяновской. Общение на местах с представителями ведущих предприятий позволяет вести мониторинг исполнения промышленного законодательства, на местах оценивать реализацию задач, которые поставила партия, находить болевые точки, получать непосредственную обратную связь и корректировать экономическую стратегию «Единой России». Так что это, если хотите, технический визит.
- Встройте, пожалуйста, Ульяновскую область в цепочку машиностроительных регионов РФ. На каком месте она находится?
- Если смотреть исключительно по масштабам промышленного производства, то Ульяновская область уверенно входит как минимум в двадцатку сильнейших в этом отношении субъектов. Но если оценивать значимость существующих производств, то это уже уверенная первая десятка. Авиапром, предприятия оборонно-промышленного комплекса - мало в каком еще регионе можно найти такую их концентрацию. Добавьте сюда реальные, осязаемые результаты усилий руководства области во главе с Сергеем Морозовым в виде работающих технопарков. Мощная промышленная база, богатые инженерные традиции и крепкие вузы - эти три ингредиента создают условия для динамичного роста промышленного производства в области и, главное, для развития поставщиков третьего-четвертого уровней, тех самых представителей малого и среднего бизнеса, которые должны стать одной из основ новой экономики страны. Мы их поддерживаем законодательно, к примеру, доля обязательного участия МСБ в госзакупках уже доведена до 15 процентов. Широкие возможности дает предпринимателям низкий курс рубля и ориентация на импортозамещение. Конечно, им не хватает длинных и дешевых кредитов… Здесь особенно плохо то, что коммерческие банки, которые могли бы оказать помощь бизнесу, к сожалению, ориентируются не на снижаемую регулярно ставку рефинансирования ЦБ, а на те ставки, по которым они в свое время начали обслуживать население…
- Раз заговорили об импортозамещении, оцените, Владимир Владимирович, как далеко мы продвинулись в реализации этой идеи за два с половиной года ее существования?
- Поправлю, процесс был запущен еще лет пять назад. Два с половиной года назад, после введения антироссийских санкций, он просто стал более акцентированным. Что же касается вопроса… В различных отраслях достигнуты различные результаты. Возьмем сельское хозяйство. Здесь все отлично. Россия стала самым крупным экспортером зерна. Есть чем гордиться? Несомненно. Но есть и свои проблемы: урожай мало вырастить, его еще надо сохранить и продать. Опять же вновь встает вопрос дешевых денег…
Возьмем промышленность. Санкции, несомненно, подтолкнули западные компании, работающие на российском рынке, к дальнейшей локализации производств, а то - и к непосредственному трансферу технологий. Прекрасно объяснимая ситуация. Когда брюссельские евробюрократы начали диктовать свою волю бизнесу, бизнес, естественно, не захотел с этим мириться и уходить с рынка, в который вкладывался на протяжении добрых полутора десятков лет. Тем более не захотел уступать его конкурентам из Юго-Восточной Азии. То есть в этом плане санкции напрямую сыграли нам на руку в свете импортозамещения.
Но нельзя забывать и о роли Минпромторга РФ. Возьмем, к примеру, применяемую им стратегию «третий лишний», которая позволила в прошлом году вдвое увеличить фармпроизводство. Она заключается в том, что если на рынке существуют два крепких отечественных производителя, зарубежные компании на него не допускаются. Если же российский производитель какой-то линии препаратов только один, то для развития конкуренции допускается и импортный аналог.
Или еще один документ, разработанный правительством, - постановление № 1432, повысившее субсидии на покупку отечественной сельскохозяйственной техники до 30 процентов. Благодаря нему в прошлом году «Ростсельмаш» произвел продукции на 21 процент больше, чем годом ранее, а отгрузку увеличил на 27 процентов. То есть распродал и запасы.
Именно курс на импортозамещение дал толчок нашему двигателестроению. В первую очередь - авиационному. И в СНТК им. Н.Д. Кузнецова в Самаре, и в «ОДК-Пермские моторы» уже пущены в серию новые продукты, которые не просто заменят продукцию украинского «Мотор Сич», но и позволят осваивать новые рынки.
В общем, успехи в импортозамещении осязаемы. Но задач еще много.
Отмечу здесь, что вопреки существующему мнению санкции, якобы запустившие механизм импортозамещения, сами по себе благом не являются. Благо - это политика нашего президента, позволившая кажущийся минус превратить в явный плюс.
- Сформулируйте главные препятствия, мешающие максимальному развитию импортозамещения.
- (Засмеялся). Для прессы же говорим? Во-первых, это противодействие наших недругов, не могу употреблять по отношению к ним никаких эвфемизмов типа «партнеры», из НАТО. Они чинят препятствия в работе с нами не только собственному бизнесу, но и бизнесу других стран.
Во-вторых, это все-таки еще малый срок, на протяжении которого мы активно занимаемся импортозамещением. Экономика Российской Федерации - большой и, соответственно, инерционный корабль. Чтобы даже не радикально сменить курс, а просто скорректировать его, необходимо заметно больше времени.
В-третьих, это политика Центробанка и финансового блока правительства. Я могу их понять - они обязаны исключить отрицательный результат своей работы. Но необходимо помнить, что существующее окно возможностей не будет открытым долго. Нам нужна агрессивная политика, направленная на поддержку не только импортозамещения, но и экспорто ориентированных производителей. Мы работаем над этим. Например, уже запущены механизмы оплаты государством сертифицирования за рубежом продукции российского автопрома и компенсации предприятиям отрасли части логистических затрат на экспорт. Разработан еще ряд механизмов поддержки. Но для того, чтобы они заработали, необходимо время.
Ну и последняя причина, которую я бы выделил, это неготовность к импортозамещению малого и среднего бизнеса, который, я уже отмечал, должен стать основой нашей экономики. И, самое страшное, это не только экономическая неготовность - отсутствие доступа к свободным ресурсам, но и неготовность психологическая. Часть СМИ, часть блогосферы навязывают россиянам определенные стереотипы. К примеру, о запредельном уровне коррупции в России. Я много работал с зарубежными партнерами, в частности, по линии Рособоронэкспорта. Представляете деликатность и уровень сделок? И уверяю вас, уровень коррупции, в том числе политической, в Соединенных Штатах на порядок выше. В Европе - страшнейшая бюрократия. А нам твердят: нет, у нас все плохо, там - все хорошо. Нам необходимо формировать ментальную готовность к рывку, который сегодня мы вполне можем совершить. Посмотрите на наших олимпийцев. Несмотря на сумасшедший прессинг, на провокационные дисквалификации, на постоянно нагнетаемую атмосферу, когда, казалось бы, так легко сломаться, они показали, как надо себя вести. Продемонстрировали и готовность к рывку и совершили его, не просто завоевывая медали, но делая это даже там, где не прогнозировалось. Малый и средний бизнес должен поверить, что именно сегодня - время возможностей. На самом деле минусов у нас ничуть не больше, чем на Западе. Зато в какой еще стране государству можно отдавать всего 19 процентов налогов? Здесь, кстати, одной из моделей служит Ульяновская область. Регион предоставляет преференции не только для предприятий, занимающихся импортозамещением, но и для создания собственных стартапов. Было бы в России хотя бы вдвое больше таких субъектов…
- А сколько их сейчас, Владимир Владимирович, что значит вдвое больше?
- (Задумался). Вообще-то сложно сравнивать все регионы, успешно развивающие промышленность… У Ульяновской области огромные преимущества в логистике, в демографическом кольце вокруг региона… Область по некоторым показателям входит в десятку лучших, по ряду - в пятерку. Наноцентров, подобных вашему, дающих огромные возможности, в России вряд ли больше трех… Давайте так. Сегодня таких регионов около десяти. Значит, будь их хотя бы двадцать, задача развития экономики решалась бы куда проще.
- Вернемся чуть назад. Согласны ли вы, что импортозамещение обязано быть экспорто ориентированным?
- Нет. Более того, должен быть результативный баланс между импортозамещением и кооперацией. Нам нет необходимости замещать абсолютно всю номенклатуру импорта. Нам необходимо провести это в двух направлениях. Для наглядности возьмем импортозамещение в станкостроении. Мы, конечно, должны «перетащить» к себе производство станков, в которых наша промышленность нуждается массово. А вот к производству некоего уникального оборудования мы должны подходить выборочно. Осваивать выпуск только того, что необходимо для безопасности страны. Что же касается многих других отраслей - агропрома, легкой промышленности и т.п., то здесь изо всех сил стараться заместить всю технологическую цепочку, думаю, не стоит. Нет продукции из Германии и США? Ради бога. Наверняка существует альтернатива не в Бразилии, так в Малайзии.
И в двух словах остановлюсь на кооперации. Не освоили мы вовремя производство широкофюзеляжных самолетов. Не тянем. Пока летаем на «Боингах» и «Эйрбасах». Но уже подписано соглашение о совместной разработке такого воздушного судна с Китаем. Будет четко прописано: кто какие комплектующие производит. (Кстати, напомню, в этой цепочке обязательно найдется место и ульяновскому авиазаводу.) Вот яркий пример международной кооперации, избавляющей нас от абсолютного импортозамещения.
- Последнее, Владимир Владимирович. Фонд развития промышленности РФ. Насколько он успешен?
- Это один из наиболее удачных проектов не только Минпромторга, но и всего Правительства России. Недаром президент уже объявил, что капитализация фонда будет ежегодно увеличиваться на 20 миллиардов рублей. Лично я считаю, что докапитализация фонда вполне могла бы быть и на порядок выше. По итогам прошлого года на 20 миллиардов государственных инвестиций фонда было привлечено около 140 миллиардов частных. Этим все сказано.
- А насколько необходимы аналогичные структуры в регионах?
- Минпромторг это приветствует. Но не обязывает. И я считаю такую позицию абсолютно верной. Но просто посчитайте, какую прибыль такие фонды принесут субъектам, если по примеру федеральных коллег дадут вложений в промышленность в пропорции один к семи?..
СПРАВКА УП:
Владимир Гутенев
В 2001 - 2009 гг. - профессор кафедры управления социальными и экологическими системами Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В 2007 - 2009 гг.- референт Генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт». В 2009 -2011 гг.- советник Генерального директора Госкорпорации «Ростехнологии». Доктор технических наук, профессор, эксперт ВАК; автор более 310 опубликованных научных и учебно-методических работ, в том числе 59 патентов на изобретения РФ; 46 учебников, учебных пособий и монографий (9 учебников по линии Минобороны РФ).
Георгий Кузнецов
Читайте свежий номер газеты "Ульяновская правда"
Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.