От «Руслана» до «Ермака»

Сегодня, 10 июня, Ульяновский авиазавод отмечает 40-летие.

За 40 лет «Авиастар» вместе со страной пережил многое. Предприятие знало и богатые, «тучные», времена. С честью перенесло и испытание лихими 90-ми, когда прошло по самому краю, но сохранило себя, коллектив и компетенции.
Сегодня коллектив завода поздравит врио губернатора Сергей Морозов. Мы же напомним читателям основные вехи ульяновского авиастроения.
На основании распоряжения Совета Министров СССР № 1784-рс от 5 августа 1 сентября 1975 года выпущен приказ Министерства авиационной промышленности № 350ч «О строительстве в г. Ульяновске авиационного промышленного комплекса» (УАПК).
Соответствующее Постановление ЦК КПСС и Совмина вышло в свет еще 16 апреля по предложению министра авиационной промышленности
П.В. Дементьева и  при поддержке министра обороны Д.Ф. Устинова.  
Цель создания крупнейшего в стране авиационного завода была одна - серийное производство нового широкофюзеляжного транспортного самолета Ан-124 «Руслан».
Официально датой появления УАПК считается 10 июня 1976 года, когда в чистой степи, между Ульяновском и поселком Мирный был забит первый колышек под свайный фундамент первого корпуса будущего авиагиганта.
В 1980 году был введен первый пусковой комплекс и запущена документация на производство Ан-124 «Руслан».
В 1983 году  построен и принят в эксплуатацию испытательный аэродром завода, названный  «Ульяновск-Восточный». Его взлетно-посадочная полоса -  5100 метров -  одна из самых длинных в мире.
 

Славное прошлое
Первый ульяновский «Руслан» поднялся в небо 30 октября 1985 года. С этого момента и по 2004 год, когда «Авиастар» передал два последних собранных Ан-124 авиакомпаниям «Волга-Днепр» и «Полет», со стапелей ульяновского завода сошло 36 крупнейших серийных транспортников мира. По имеющейся информации, еще три ВС на момент прекращения выпуска были, что называется, в заделе.
Несмотря на то что производство «Русланов» вряд ли когда-либо возобновится, в первую очередь из-за утраченных многими кооперантами компетенций, «Авиастар» продолжает обслуживать и модернизировать  машины, входящие в состав флота Военно-космических сил РФ и «Волга-Днепра». На сегодняшний день модернизировано 13 ВС. В условиях твердого имеющегося спроса на перевозку нестандартных крупногабаритных и уникальных грузов, а также отсутствия конкуренции в этом секторе со стороны других ВС век «Русланов» видится еще долгим.
Еще одной страницей трудовой славы «Авиастара» мог стать Ту-204СМ. Мог стать, но не стал…
Впрочем, начать следует с 17 августа 1990 года, когда в воздух на «Ульяновск-Восточном» поднялся первый пассажирский лайнер нового поколения Ту-204.
С тех пор на полтора десятка пассажирских и грузовых модификаций этого среднемагистрального узкофезюляжного лайнера было выпущено порядка 40 ВС.
Серийным прорывом должна была стать модернизированная модель Ту-204СМ, первые два экземпляра которой были собраны в 2010 году. По оценкам большинства специалистов, самолет по многим параметрам превосходит аналогичный SSJ-100. Но руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) приняло решение все силы и средства направить на производство и продвижение именно разработки компании «Гражданские самолеты Сухого».
Последняя надежда на запуск Ту-204СМ в серию появилась пару лет назад, с обострением внешнеполитической ситуации и ввода антироссийских санкций. Дело в том, что в отличие от SSJ-100, разработанного при непосредственном участии ряда зарубежных компаний, самолет КБ «Туполев» более чем на 93 процента изготавливается из отечественных комплектующих. И, как заверяют разработчики, эту долю реально довести почти до абсолюта.
К сожалению, минувшей зимой ОАК объявила о намерении заморозить производство  Ту-204СМ…


Уверенное настоящее
Четвертого октября 2012 года в присутствии Президента РФ Владимира Путина в аэропорту «Ульяновск-Восточный» совершил  первый демонстрационный полет военный транспортник Ил-76МД-90А, являющийся глубокой модернизацией знаменитого Ил-76.
Часом позже был подписан контракт между Минобороны РФ и ОАК на поставку 39 Ил-76МД-90А. Предварительная стоимость контракта - 140 миллиардов рублей. В истории российской авиации он стал самым большим документом, подписанным со времен СССР.
На сегодня ульяновские авиастроители передали Военно-транспортной авиации (ВТА) три Ил-76МД-90А. Еще один  отправлен на ТАНТК им. Г.М. Бериева.
Как сказал главком ВТА Владимир Бенедиктов: «Самолет соответствует всем характеристикам, которые мы надеялись получить, и имеет большие перспективы. Нельзя сказать, что это просто новый самолет, это прототип нового ряда самолетов. На его базе будут получать развитие и другие виды воздушных судов, такие как топливозаправщики и другие специализированные самолеты, которые будут поступать в воздушные и космические силы».
Но следует понимать, что «Авиастар» является не только производителем собственных моделей.
В среду, восьмого июня, в Иркутске прошла первая презентация нового перспективного пассажирского авиалайнера МС-21, получившего бортовое имя авиаконструктора
А.С. Яковлева.
Крупнейшим заводом-кооперан-том по программе МС-21 является именно «Авиастар». За предприятием закреплены работы по изготовлению комплектов панелей на отсеки фюзеляжа Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5; подкилевого отсека и отсека ВСУ; всех дверей (11 дверей на каждый самолет); хвостового оперения (киль и стабилизатор в сборе с рулями направления и высоты).
Напомним, что, кроме «Авиастара», в проекте задействованы «АэроКомпозит-Ульяновск», изготавливающий верхние и нижние панели кессона крыла лайнера, передние и задние лонжероны, дренажные короба, а также панели центроплана, и УКБП, разрабатывающее информационно-управляющее поле кабины МС-21 и систему управления общесамолетным оборудованием. В целом ульяновские предприятия производят более пятидесяти процентов компонентов МС-21.

Перспективное будущее
В последний день мая на «Авиастаре» прошла летно-техническая конференция по вопросам создания нового самолета Ил-76ТД-90А, являющегося гражданской модификацией военного  Ил-76МД-90А.
В конференции приняли участие представители Росавиации, Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина, ГОСНИИ ГА, ОАК, МЧС России, АК «Волга-Днепр», ОАО «Авиадвигатель».
По словам генерального конструктора ОАО «Ил» Николая Таликова,  новое ВС обладает сочетанием «превосходных показателей коммерческой загрузки, дальности, надежности и экономичности».
Как было отмечено на конференции, Ил-76ТД-90А соответствует стандартам ICАО по уровню шума на местности и эмиссии вредных веществ в атмосферу. Это позволяет расширить географию полетов как на внутренних, так и на зарубежных авиалиниях.
 «Потенциальные российские и иностранные эксплуатанты транспортных самолетов уже сегодня проявляют большой интерес к Ил-76ТД-90А», - заявил Таликов. Ранее между ОАК и МЧС РФ подписано соглашение о намерениях по поставкам транспортных самолетов семейства Ил-76. Ульяновская авиакомпания «Волга-Днепр», которая продолжительное время успешно эксплуатирует самолеты Ил-76ТД-90ВД, также выразила заинтересованность в поставках нового транспортного ВС.
Самолеты Ил-76ТД-90А и Ил-76МД-90А имеют большой процент идентичности с точки зрения проектирования и сборки, что позволяет снизить сложность, расходы и риски на всех этапах производства, одновременно обеспечив эксплуатационные преимущества заказчикам.
«К 2018 году на «Авиастаре» планируется полностью завершить технологическую подготовку производства, основные этапы технического перевооружения, что позволит заводу в заданных объемах изготавливать как основной продукт Ил-76МД-90А, так и самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А, а также Ил-76ТД-90А», - рассказал заместитель генерального директора - технический директор «Авиастара» Юрий Ягомост.
На заводе  подтверждают готовность к реализации программы по изготовлению нового транспортного самолета. «Производство самолета Ил-76ТД-90А является для предприятия важнейшим проектом. Надеюсь, что заказчики этого воздушного судна позволят нам сформировать производственную программу, выходящую за горизонты 2018 года. Заинтересованных сторон и потенциальных покупателей на Ил-76ТД-90А уже довольно много, в том числе  иностранные государства, и мы считаем, что экспорт данных самолетов даст существенный прирост рентабельности как разработчикам, так и заводу», - отметил управляющий директор «Авиастара» Андрей Капустин.
Остается добавить, что по экспертным оценкам, спрос на гражданскую модификацию транспортника уже в ближайшей перспективе составит не менее сотни ВС.
Ну и не стоит забывать, что сегодня компания «Ил» занимается разработкой проекта сверхтяжелого (от 80 тонн) транспортного самолета, должного заменить Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан» в России и, возможно, Boeing C-17 Globemaster за рубежом. Первоначально проект назывался «Ермак». Но, независимо от кодового имени, производство принципиально нового транспортника, которое по планам развернется в 2024 году, будет вестись именно на «Авиастаре».

Кирилл Шевченко

Читайте свежий номер газеты "Ульяновская правда"

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

853 просмотра

Читайте также