Исаак Гринберг: «Новое должно органично дополнить старое»

Через полгода - первого ноября - он отметит 26-летие своего прихода в бизнес. Он - единственный ульяновец, выигравший международный суд в Страсбурге. И уверяет, что в его кафе делают самое вкусное в мире мороженое…

Накануне Дня российского предпринимателя - во вторник, 24 мая, - интервью нашей газете дал доктор технических наук, лауреат Государственной премии, заслуженный изобретатель Исаак Гринберг.

- Исаак Павлович, ваши первые шаги в предпринимательстве пришлись еще на те времена, когда мало кто понимал, что этот такое бизнес...

- Действительно, четвертьвековой юбилей своей предпринимательской деятельности я отметил первого ноября прошлого года. В тот день, только 25 лет назад, я возглавил МП «Поиск», покинув должность заместителя генерального директора  по научной работе УЦМ. Это было первое мое предприятие. Тогда стало ясно, что Центру микроэлектроники не суждено состояться, и специалисты, приехавшие для его создания в Ульяновск со всей страны, начали разъезжаться. Я же, приехавший в 1988 году из Житомира, что называется, уже пустил корни в Ульяновске и решил пойти в бизнес.

- То есть вся новейшая история Ульяновской области, история местного предпринимательства прошли на ваших глазах. За это время регион возглавляли три человека, и у каждого был свой взгляд на бизнес. При каждом к предпринимателям относились по-разному. Оцените эти три периода с точки зрения именно предпринимателя.

- Понимаю, следует начать с Юрия Фроловича Горячева… Его главное достоинство - честность и порядочность. Помню, как все несказанно удивились, когда после того, как Юрий Фролович проиграл выборы,  выяснилось, что он не позволил ни копейки положить  в  карман даже собственному сыну Олегу и что возглавляемое Олегом Юрьевичем крупнейшее предприятие (АО «Продовольствие».  - Авт.) на сто процентов находится в государственной областной собственности.  Но при этом Юрий Фролович на сто процентов был уверен, и не терпел даже споров на эту тему, что все, что происходило в стране в 1990-х годах, было в корне неправильным. А вот то, что происходило в Советском Союзе, - все было абсолютно верно. Конечно, такая точка зрения совершенно не способствовала развитию предпринимательства. (Задумывается о чем-то.) Жаль, что у нас до сих пор не умеют оставить все лучшее от старого и найти все лучшее в новом. У нас считают, что в первую очередь надо все сломать до основания…

Впрочем, оказалось, что возможны и еще более тяжелые для бизнеса времена. Я как чувствовал это и на выборах 2000 года призывал голосовать за любого, подчеркиваю, за любого ульяновца, но только не за генерала Владимира Анатольевича Шаманова. 

- Почему? Принято считать, что именно Владимир Шаманов вывел Ульяновскую область из «красного пояса». Или как минимум дал толчок к этому…

- Это были крайне нелегкие для бизнеса времена. Самые тяжелые за всю новейшую историю региона. Ведь и Владимир Шаманов, и его окружение думали не о развитии области, не о развитии ее экономики, а соответственно, и местного бизнеса. Они думали только о том, как и что положить себе в карман. Я трижды судился с Владимиром Анатольевичем, трижды выигрывал  с тщательным подсчетом нанесенного ущерба и с итоговым требованием выдать мне рубль. Когда же на меня и на газету, опубликовавшую мою статью, подали в суд, то в исковом заявлении нам выставили 300 тысяч и 200 тысяч рублей соответственно. Суд присудил выплатить 2,5 и пять тысяч рублей. Считаю, такое решение уже было нашей победой, но я дошел до международного суда в Страсбурге и доказал в нем свою правоту. Там было много подсчетов и пересчетов, в итоге я получил полторы тысячи евро и все до копейки, которых после перевода в рубли получилось 17 (имеется в виду копеек. - Авт.), перевел на счет детской областной клинической больницы. Даже не скажу, чему больше удивлялся тогда главбух - огромной сумме или этим 17 копейкам.

- Но вы же и с Горячевым судились?

- Было один раз. Когда я опротестовал  решение об образовании в нашей области двухпалатного парламента, считая это совершенно нецелесообразным. В итоге получилось, что все субъекты после расстрела Верховного Совета РФ танками в октябре 1993 года и последующего запрета Советов народных депутатов выбрали новые представительские органы власти. Все, кроме Чечни и Ульяновской области.

- Давайте вернемся к отношениям между бизнесом и властью в регионе…

- Если говорить о последних годах, то я очень рад, что Ульяновскую область возглавляет ульяновец, и очень надеюсь, что он останется и дальше во главе региона. Сергей Иванович Морозов очень многое сделал  на пользу всем жителям области и, как никто другой, понимает роль и значение развития малого и среднего предпринимательства. Он регулярно дает новые поручения по этой теме. Более того, полтора года назад по его инициативе была создана рабочая группа по проверке эффективности исполнения этих поручений. Как член этой группы заверяю, что все наши запротоколированные решения, которые поступают губернатору, сразу же идут в работу. И Сергей Иванович добивается от своих подчиненных, чтобы они доводили до конца все поручения и постановления губернатора, направленные на поддержку развития предпринимательства.  Вот, к примеру (вынимает из стопки документов один), из списка поручений
в 18 пунктов наша комиссия обратила внимание на восемь
и направила соответствующий протокол главе региона. Уверяю, внедрение этих пунктов будет обязательно доведено до конца.

- Что, так все легко и просто? Раз губернатор сказал, два повторил - и все сделано?

- Нет. К примеру, не все чиновники понимают, что вред, нанесенный своим действием или бездействием предпринимателю (а мы выигрываем очень много подобных судов), они должны компенсировать из собственного кармана, а не из бюджета. Сергей Иванович знает, что заставить в таких случаях исполнять закон - очень непростое дело. Вообще, заставить всех чиновников прислушиваться к предпринимателям, очень тяжело. Но Сергей Иванович сам соблюдает закон, сам придерживается здравого смысла, сам активнейшим образом поддерживает позицию президента Владимира Владимировича Путина по вопросам малого и среднего бизнеса. Глава региона общается с людьми, открыт для людей, доступен для предпринимателей. Он не только отвечает делом  на протоколы нашей комиссии, я знаю, с ним связываются предприниматели напрямую, пишут ему, и он реагирует. (Задумывается.)  Знаете… есть такое слово - пахарь. Так вот, он  пашет. Пашет так, что мне его порой жалко. Он всегда занят делом. Не знаю, насколько это устраивает семью, но, уверен, население области, предприниматели оценят это и отдадут Сергею Морозову свои голоса на выборах.

- Согласно цифрам, роль малого и среднего предпринимательства в экономике области растет. Но некоего реального прорыва пока не видно. Почему?

- Что вы имеете в виду под прорывом?

- Как минимум заметный рост удельного веса предпринимательства в валовом региональном продукте.

- Понял. Дело в том, что мы не можем не учитывать ситуацию, в которой оказалась вся страна. Возьмем Крым. Я двумя руками за его присоединение. Это наша российская земля. Но сколько нам туда пришлось вложить и сколько еще придется! Добавим сюда экономические санкции. Все это не могло не сказаться на экономике России, на экономике субъектов. А Ульяновская область - часть России. К сожалению, сегодня нам не до прорывов. Не было бы провала, как в других регионах. Я много прожил, всю жизнь  в науке, четверть века - в бизнесе, мне звонят со всей страны. И когда я начинаю рассказывать, как у нас обстоят дела с поддержкой предпринимательства, с его развитием, с ростом его роли, на том конце провода мне не верят. Развитие и рост есть. По всем показателям. Другое дело, как вы сказали, прорыва нет. Но хочу добавить, что вижу, как те же санкции подтолкнули, и сильно подтолкнули, страну к производству, к его возобновлению, к движению в нужном направлении.

- Исаак Павлович, во всех последних программных документах Сергей Морозов продвигает идею развития высокотехнологичной экономики. Насколько это реально в Ульяновской области?

- Я очень одобряю эту идею Сергея Ивановича. А вы сомневаетесь? Здесь важно понимать, что речь не идет о каком-то поголовном внедрении условных нанотехнологий. Зачем они на отличных автомобилях, которые может делать наш автозавод? Зачем они на отличных самолетах, которые делает «Авиастар»? Нет, речь идет о разумном соотношении, как я уже говорил, лучшего старого и передового. Новое должно органично дополнить старое. Знаете, с чем мы идем на второй региональный форум «Сделано в Ульяновской области»?  (Достает коробочку с  пластмассовым прибором размером с четыре сигаретных пачки и чуть больше весом.) Это газоанализатор метана и CO. Не так давно мы импортировали их из-за рубежа. Теперь делаем сами. И не просто делаем. На днях отгрузили три тысячи в  Германию. Не успели отгрузить, оттуда приходит официальное письмо с просьбой разрешить продажу в третьи страны. Разрешаем. И буквально сразу же - звонок из Италии: не хотим покупать вашу продукцию у немцев, давайте заключим контракт напрямую. Между прочим, в этот газоанализатор внедрено 36 разработанных нашей компанией патентов. Это ли не высокотехнологичная, импортозамещающая продукция? Изделие не просто разработано, но серийно выпускается и, что главное для бизнеса, продается. О чем еще говорить?..

Георгий Кузнецов

Читайте свежий номер "Ульяновской правды"

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

887 просмотров

Читайте также