Архитектор Петр Курочкин: Жизнь, посвящённая Симбирску

Самые выразительные, яркие, запоминающиеся здания в нашем Симбирске были построены в конце ХІХ - начале ХХ века. Это время модерна в русском искусстве. Как замечательно сказал в одном из интервью архивист и краевед Антон Шабалкин: «Зодчие эпохи модерна, пожалуй, самые большие фантазеры среди архитекторов».

П.И. Курочкин. До 1917 г. Из семейного архива Н.А. Григорьевой

Из плеяды столичных мастеров

Можно сказать, что архитектура Симбирска эпохи модерна - творение зодчих петербургской школы: архитекторы-инженеры Ливчак и Вольсов вместе учились в Институте гражданских инженеров императора Николая I, а Курочкин и Осипов - в Школе десятников по строительному делу Императорского Русского технического общества. Это было единственное учебное заведение в России для обучения специалистов среднего и низшего звена в строительном деле. В школу принимались строительные рабочие, имеющие опыт работы по специальности не менее четырех лет, с уровнем начального образования - умением читать, писать, решать простейшие арифметические задачи. Курс обучения составлял два года, в программу обучения включались дисциплины: Закон Божий, русская грамота, история, география, арифметика, геометрия, строительные материалы, архитектура зданий, печное дело, основы железных и проезжих дорог, землемерие, сопротивление материалов, черчение, рисование, моделировка и чистописание.

Один из плеяды симбирских мастеров - Петр Курочкин - в течение двенадцати лет трудился печником и каменщиком на стройках новой столицы, после чего смог поступить в петербургскую Школу десятников по специальности «Строительно-дорожное дело». Уже на следующий год после ее окончания, 10 апреля 1905 года, он был принят в Симбирскую городскую управу на должность десятника.

Единственный техник в Симбирске

За год до этого в Симбирской городской думе был заслушан доклад Симбирской городской управы «О приглашении ученых десятников для наблюдения за производством строительных работ», в котором сообщалось следующее: «Практика показала, что лица, приглашаемые на должности надзирателей за городскими работами, не имея никакой научной подготовки в строительном искусстве не удовлетворяют своему назначению, почему наблюдаются недостатки в сооружениях и излишняя переплата городских средств за материалы и рабочих людей… поэтому и ввиду пользы дела Симбирскому городскому управлению необходимо иметь двух постоянных десятников из окончивших курс средних технических училищ - одного для наблюдений за сооружением городских зданий и ремонта их, другого - для дорожных сооружений».

Пётр Иовлевич с супругой Екатериной Асафьевной, детьми Лидией и Михаилом, и отцом Екатерины Асафьевны. Предположительно, 1906 г. Из семейного архива Н. А. Григорьевой

В Симбирской городской управе П.И. Курочкин начал работать в качестве «ответственного десятника» под руководством городского архитектора Федора Ливчака, а с 1910 года стал помощником нового городского архитектора Феофана Вольсова. Вместе Вольсов и Курочкин проработали более двадцати лет и были дружны все эти непростые годы.

Строитель-профессионал, Петр Иовлевич Курочкин обладал талантом художника и архитектора, чему свидетельство - его проекты и построенные по ним здания. Не имея специального художественного и архитектурного образования, он проектировал необычные, красивые, стильные здания. По архивным данным, только в период с 1911 по 1915 годы Курочкиным было спроектировано и построено около тридцати зданий и сооружений (в настоящее время в городе сохранилось около десяти домов). Среди них дом преподавателя Симбирской духовной семинарии Н.И. Баженова на улице Пролетарской, дом супруги коллежского асессора А.С. Ястребовой на улице Ленина; дом на улице Радищева, в котором жил филолог, писатель П.С. Бейсов.

Феофан Вольсов писал о Петре Иовлевиче: «Могу засвидетельствовать, что за все время совместной работы… я видел в нем незаменимого помощника и редкого выполнителя технических предначертаний. Товарищ Курочкин по своим теоретическим знаниям и громадному практическому опыту является, могу сказать совершенно уверенно, единственным техником в г. Симбирске. Его знание Урочного Положения ставит его в ряды лучших сметчиков в России. Его преданность своей профессии и безукоризненная честность заслуживают всяческого поощрения…».

Обвинён в пособничестве белым

 Архитектурное творчество для Петра Иовлевича закончилось с наступлением революционного времени. В 1917 году в дом к Курочкиным пришли с обыском представители новой власти. При обыске нашли план Симбирска. Это послужило поводом для обвинения Курочкина в шпионаже и пособничестве белым. Петр Иовлевич был арестован, ему грозил расстрел. Из тюрьмы он был выпущен благодаря усилиям и ходатайству друзей и коллег по службе во главе с Вольсовым, которые также рисковали.

Дом № 11 по ул. Каштанкина (утрачен). Был построен по проекту П.И. Курочкина. Фото А.Ю. Шабалкина. 2009 г.

Угроза ареста и репрессий для Петра Иовлевича и его семьи была очевидной и в годы Гражданской войны. В это время Курочкиных спас красный командир Сапожников, в прошлом учитель, который одно время квартировал в доме Курочкиных и был дружен с их семьей. Именно Сапожников сообщил Петру Иовлевичу о доносах на него - о его нелицеприятных высказываниях в адрес красных.

Принимал «долги» и «хвосты»

В первые годы советской власти новое строительство в городе почти не велось. Петр Иовлевич работал на ответственной должности в Горкоммунотделе. Отдушиной для него стало преподавание. В начале 1920-х годов Курочкин окончил политехнические курсы по подготовке техников и десятников гражданского и дорожного строительства, на базе которых был образован строительный техникум, в котором двадцать лет, до конца своих дней, и преподавал Петр Иовлевич Курочкин. Он был уважаем коллегами, любим студентами, которые были частыми гостями в доме Курочкиных - Петр Иовлевич помогал отстающим и нуждающимся, принимал дома «долги» и «хвосты». Преподаванием в техникуме он занимался вместе с Вольсовым. Перед отъездом в Москву в 1934 году бывший главный архитектор города Феофан Евтихиевич Вольсов пришел к Курочкиным попрощаться. Они долго разговаривали с Петром Иовлевичем. Для Вольсова разрушение Троицкого собора, которого он пытался не допустить, стало личной трагедией. Для выдающегося архитектора был потерян смысл работы и жизни в нашем городе.

Гостеприимный дом Курочкиных

Петр Иовлевич всю жизнь прожил с супругой Екатериной Асафьевной, которая также была родом из Ярославской губернии, из зажиточной крестьянской семьи. Она с большим трудом примирилась с переездом из столицы в провинцию, часто сетовала мужу на упущенные возможности счастливой столичной жизни в достатке. У Курочкиных был небольшой, но многолюдный, гостеприимный дом, в котором часто собирались семьями друзья, в том числе и «петербуржцы»: Ливчак, Вольсов, Замышляев, Волков, Осипов. Приходил в гости знаменитый врач-офтальмолог Григорий Иванович Суров. А жили Курочкины со своим многочисленным семейством - четверо детей и внуки, на окраине города, на улице Жандармской (с 1918 г. - ул. Красная, в настоящее время улица снесена, это район лицея № 40), в обыкновенном деревянном доме в три окна, купленном еще в 1905 году по приезде в Симбирск.

Проект дома № 20 по ул. Свободы (утрачен в 2015 г.).

…Он умер во сне 29 мая 1944 года в возрасте 66 лет. Сохранилась его могила на городском кладбище, неподалеку от Воскресенской церкви, в строительстве которой Петр Курочкин принимал участие.

Архитектурная мастерская «Симбирскпроект» выражает благодарность Наталье Александровне Григорьевой - внучке Петра Иовлевича Курочкина, которая бережно хранит память о нем и поделилась своими воспоминаниями; Государственному архиву Ульяновской области - за сотрудничество, особая благодарность специалисту архива Антону Юрьевичу Шабалкину - за помощь в подготовке материала.

Екатерина Куликова, научный сотрудник  «Симбирскпроект»

Читайте свежий номер газеты "Ульяновская правда"

 

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

2878 просмотров

Читайте также