Литературные фантомы

Сегодня, в Год литературы и во Всемирный день писателя, «Ульяновская правда» вместе с главным редактором журнала «Мономах» совершает очередную прогулку по литературным местам нашей малой Родины. Пытаясь перечислить - нет, конечно же, не всех! - поэтов и писателей, оставивших кто реальный, а кто и виртуальный след на Симбирской-Ульяновской земле.

Тень Алексея Толстого

Мой страстный роман с русской литературой начался с увлечения Алексеем Толстым - то ли потому, что доступ к родительскому книжному шкафу был закрыт «золотым ключиком», то ли из интереса к человеческой психологии. Так или иначе, я в 13-14 лет прочитала все собрание сочинений. Каково же было мое удивление, когда, оказавшись в Ульяновске, я узнала, что корни А.Н. Толстого - в Симбирской губернии, он многократно здесь бывал и частенько жил в «Троицкой» гостинице.

В ее коридорах я впервые оказалась в 1991 году, и тут же в ушах зазвенели хрустальные бокалы с шампанским, свадебные песни, цыганские бубны - все, как описывал Алексей Николаевич. А где же его «коммерческий нумер»?.. Впервые вхожу в кабинете руководителя областного управления культуры и теряю дар речи: в кресле, где должен сидеть Борис Иванович Мынов, полулежит, сложив руки на животе, великий классик! Нет сомнения: и приемная, и кабинет - те самые апартаменты. Мне и теперь часто приходится бывать в региональном министерстве культуры, и за письменным столом Татьяны Александровны Ившиной я вижу фантом Алексея Толстого.

Известный ульяновский краевед К.И. Селиванов, материалами которого пользовались все ульяновские учителя в советское время, утверждает, что в гостинице останавливался и Лев Николаевич Толстой, возвращаясь из Пензенской губернии. Как знать…

Уже в советский период здесь подолгу жила Мариэтта Шагинян, работая над «Ленинианой», и многие ульяновские писатели наносили ей визиты - конечно же, не с пустыми руками, а с рукописями, с надеждой на продвижение собственного творчества.

Венец вдохновения

Кто только не гулял из великих по нашему Венцу! Н.М. Карамзин, Г.В. Державин, И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский, С.Т. Аксаков, А.С. Пушкин, Н.М. Языков, Д.П. Ознобишин, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Д.Н. Садовников, А.А. Коринфский, Д.В. Григорович, В.А. Соллогуб, В.В. Розанов, В.В. Хлебников, А.Н. Толстой, А.С. Грин, А.С. Глинка, А.П. Платонов и многие-многие другие.

И всех красота могучей Волги и открывающийся с высокого берега заволжский пейзаж вдохновляли на литературные шедевры.

Прощаясь с нашим городом, Василий Жуковский зарисовал дом на Венце, где родились братья Тургеневы, а Александр Пушкин, покидая Симбирск, сделал во время переправы через Волгу карандашный набросок, на нем - дом Карамзиных на Симбирской горе. Вот что, оказывается, было так важно и дорого сердцу поэта! Набережную и подгорье описал в своей поэме «Сашка» Михаил Лермонтов, запечатлел свое восхищение Венцом и Василий Розанов в книге «Русский Нил».

Литературная карта

Впервые за всю историю нашего края журнал «Мономах» попытался систематизировать все сведения о знаменитых писателях, живших, работавших или приезжавших в регион. Так, к Году литературы вышел специальный выпуск с литературной картой Ульяновской области, вместивший статьи о восьмидесяти классиках. Помощь в подготовке выпуска оказали сотрудники Ульяновской областной научной библиотеки. К сожалению, сделать полный перечень знаменитостей не позволил ограниченный объем журнала - многие имена остались за бортом. Но и тот материал, что представлен, поражает безграничным богатством литературных историй.

В симбирских степях впервые потерял голову от любви к юной деве Денис Давыдов - здесь он написал лучшие свои лирические стихотворения. Наверное, не случайно оказался в нашем городе во время войны в эвакуации Николай Задонский, работавший в то время над книгой о Д.В. Давыдове в серии «ЖЗЛ» и заставший в Верхней Мазе старожилов, служивших в имении сына поэта-гусара. «Для меня этот город, - признавался Задонский, - особенно дорог, словно литературная родина».

Симбирск - родина поэта Вольфа Эрлиха, ближайшего друга Сергея Есенина. Это он закрыл глаза великому поэту, потом был расстрелян как враг народа, а в «крутые девяностые» оклеветан.

В Мелекессе жил и работал талантливейший прозаик Артем Веселый. Обладая сочным языком и неповторимым голосом, он мог встать рядом с такими советскими классиками, как Горький или Шолохов, но был репрессирован в 1937 году и расстрелян.

Симбирск отражен в творчестве Максима Горького, Ярослава Гашека, Константина Паустовского, Владимира Короленко, Даниила Гранина, Александра Солженицына, Владимира Соллогуба - мы назвали лишь имена, о которых редко упоминают ульяновские краеведы.

Земля, питающая корни

Симбирская-Ульяновская земля питала корни многих знаменитых писателей.

«Мне от бабушки-татарки/Были редкостью подарки», - писала Анна Ахматова. Главный же из этих подарков - бабкино имя, которое она взяла как псевдоним: Анна, урожденная симбирянка Мотовилова, по корням, восходящим к основанию Симбирска, - Ахматова. Далекий предок поэтессы Данила Михайлович Ахматов прибыл на службу в Симбирск в 1648 году вместе с Б.М. Хитрово. В родословной Анны Ахматовой - Карамзины, Пазухины, Чириковы, Анненковы, Мотовиловы.

С Симбирском связана родословная другого знаменитого писателя ХХ столетия - Владимира Набокова. Его дед, Дмитрий Николаевич Набоков, служил в Симбирске. Здесь в 1848 году он выступил свидетелем на венчании со стороны жениха - Григория Аксакова, сына С.Т. Аксакова, и во время венчания впервые увидел шестилетнюю племянницу невесты - Марию Корф. Ее отцом был барон Ф.Н. Корф, а матерью - симбирская помещица Нина Шишкова. Через 11 лет Маша стала женой Дмитрия Набокова, а через несколько десятилетий их внук, писатель Владимир Набоков, будет подписывать свои стихи псевдонимом Василий Шишков, напоминая миру о симбирских корнях.

Немногим известно, что Симбирская губерния - родина матери Даниила Хармса, Надежды Колюбакиной. В 1919 году усадьбу Колюбакиных в Дворянской Терешке (ныне р.п. Радищево) конфисковали, но дом стоит и теперь. Его нынешние хозяева, перестраивая дом, и не предполагали, что когда-то здесь проводил летние месяцы маленький Даня Ювачев - будущий фантазер Даниил Хармс.

Этот список можно продолжать еще очень долго.

Симбирский Д'Артаньян

Судьба крепко связала меня с краеведением, и я так в нем утонула, что порой, прохаживаясь по улицам города, теряю чувство времени и вижу совсем не то, что принадлежит веку нынешнему: давно исчезнувшие с фронтонов зданий вывески магазинов, названия учреждений, а на улицах - тени великих личностей. Историческую информацию, переполнявшую мою голову, я всегда вываливала на своих детей. Однажды, не выдержав, дочь съязвила: «Может, скажешь, что и Дюма здесь бывал?» - «Конечно!»

Не то чтобы бывал, но ехал специально! Осенью 1858 года Александр Дюма предпринял поездку по Волге в надежде увидеть места, связанные с жизнью героев уже изданного и нашумевшего романа «Записки учителя фехтования». Это была первая книга о декабристах, к тому же запрещенная, но о ней говорила вся просвещенная Россия. Дюма поведал миру о романтической любви поручика кавалергардского полка Ивана Анненкова и французской модистки Полины Гебль, бросившейся за возлюбленным в Сибирь. Нам эта история знакома также из фильма «Звезда пленительного счастья». С Симбирской губернией связана как эта любовная драма, так и другая, очень похожая, но более трагическая: история Василия Ивашева и Камиллы Ледантю (супруги ушли из жизни друг за другом и похоронены в Забайкалье). А первая пара вернулась в Россию и жила в Нижнем Новгороде. Здесь и состоялась историческая встреча великого французского писателя с его героями.

Имение Анненковых находилось в Симбирской губернии: в селе Пятино (ныне Инзенский район) мать И.А. Анненкова, когда его приговорили к ссылке в Сибирь, поставила с молитвой о сыне великолепный храм Живоначальной Троицы по проекту архитектора М. Коринфского (красавец храм стоит и ныне, но почти разрушен). Дюма планировал высадиться на берегу возле Пятино, а потом заглянуть и в Симбирск, но капитан парохода «Нахимов» запротестовал: октябрь пугал морозами, навигация заканчивалась.

Наш край называют отчизной поэтов, и это действительно так. Великие тени всегда вдохновляли ульяновских писателей на литературное творчество. И сейчас в регионе проживает не одна сотня замечательных поэтов и прозаиков. Их труд достоин восхищения уже потому, что наши писатели верны русской классической традиции - «глаголом жечь сердца людей».

Ольга Шейпак

"Ульяновская правда" от 3 марта 2015 года

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

1260 просмотров

Читайте также