Игорь Егоров: Счетная палата - не скальпель, а лупа
Эффективное расходование бюджетных средств в регионе сегодня - задача номер один. Немало зависит от региональной Счетной палаты. Сколько удалось сэкономить бюджетных денег в прошлом году, выявляя те или иные экономические нарушения, рассказал председатель Счетной палаты Ульяновской области Игорь Егоров - гость студии ИД «Ульяновская правда».
- Назову только несколько основных цифр, характеризующих работу Счетной палаты в прошлом году. Наши сотрудники провели 25 контрольных мероприятий, в результате которых выявили около 300 нарушений. Всего было проревизировано более 5 миллиардов бюджетных денег и выявлено в общей сложности финансовых нарушений на сумму свыше 800 миллионов рублей. Более 50 должностным лицам были вынесены дисциплинарные взыскания. По итогам проверок 2014 года уже в январе-феврале этого года было возбуждено несколько административных дел и одно уголовное дело.
В прошлом году возмещено в бюджет работами, деньгами и исправлено нарушений на сумму около 70 миллионов рублей. Средства в бюджет возместили более 30 негосударственных организаций и частных предприятий. При этом надо учитывать большую профилактическую работу, которая ведется нашим контрольным органом по различным направлениям.
Если проанализировать сумму финансовых нарушений за прошлый год, то очень значительная их часть падает на те или иные нарушения, связанные с процедурой выделения и использования финансовых ресурсов. Иначе говоря, нарушались финансовые процедуры, прописанные в законодательстве, но прямого ущерба государству не было.
Но было выявлено и немало нарушений, которые привели к ущербу для государства. Прежде всего, при проведении строительных и ремонтных работ. Мы стараемся делать все от нас зависящее, чтобы миллионы рублей были возмещены работами или живыми деньгами в бюджет. По многим стройкам так и произошло.
- Игорь Игоревич, на ваш взгляд, какие контрольные мероприятия, проведенные в прошлом году, являются наиболее резонансными?
- Проверки работ по газификации в целом ряде районов области вновь свидетельствуют о том, что очень часто акты приема-сдачи работ, мягко говоря, не совсем совпадают с тем, что по факту сделано. Мы уже вернули многие сотни тысяч рублей живыми деньгами в бюджет, и процесс возврата продолжается.
Громкой получилась проверка учреждения образования Центра информационных технологий, где безобразно велся бухгалтерский и управленческий учет. В конечном итоге она привела к смене руководства этого учреждения.
Достаточно интересными и сложными оказываются проверки, связанные со строительством ФОКов - физкультурно-оздоровительных комплексов. В частности, в прошлом году мы проверили, как велось строительство объекта в Николаевском районе. По результатам проверки выяснилось, что проектной организацией было предусмотрено в проектно-сметной документации два медкабинета, два буфета в одном и том же здании. Первоначально планировалось приобретение излишнего дорогостоящего лабораторного оборудования, которое в районе просто некому было бы обслуживать. Все это было исправлено на завершающих этапах строительства. В 2015 году, кстати, по плану мы будем проверять строительство двух ФОКов - Новоульяновского и Базарносызганского.
- Они предупреждены о проверках?
- Конечно. Наш план работы размещен на официальном сайте Счетной палаты. Действуем по закону, а закон предусматривает полную гласность в нашей работе. Иначе говоря, перед походом посылаем стрелу со словами «иду на вы». Но мы «идем на вы» не к противникам, а к нашим коллегам и максимально объективно и корректно стараемся подходить к ним в ходе каждого контрольного мероприятия.
Счетная палата - не карательный орган. Вообще мы - не скальпель, мы - все-таки лупа. Наша задача - выявлять нарушения и предлагать правительству свои варианты их решений. Ведь по большому счету успешно работающая Счетная палата - это не только орган, который находит ошибки или нарушения, но и орган, который является своего рода самостоятельным аналитическим центром, обобщающим значительный объем информации в финансово-бюджетной сфере региона, и разрабатывающий комплекс практических рекомендаций для органов исполнительной власти.
В январе на совещании в правительстве области Счетная палата внесла ряд предложений, которые, на мой взгляд, могли бы повысить дисциплину в бюджетной сфере.
В первую очередь они касались работы с имуществом областной казны. Мы считаем, что много областных объектов, расположенных в муниципальных районах области и неиспользуемых, могли бы быть реализованы через аукцион. Некоторые из них, на наш взгляд, могли бы быть интересны для предприятий малого бизнеса.
Счетная палата заострила вопрос о назначении главных бухгалтеров, руководителей экономических служб областных государственных учреждений. Мы предлагаем принимать комиссионные решения об их назначении. Более того, мало назначить неплохого человека, он все-таки должен быть под постоянным контролем, для чего необходимы регулярные аттестации с участием специалистов отраслевого министерства и областного министерства финансов.
Мы предлагаем создать и единую областную базу данных, куда заносились бы сведения о людях, которые работают главными бухгалтерами и руководителями финансовых подразделений государственных учреждений. Это было бы серьезным подспорьем в работе кадровых служб министерств и ведомств.
Мы также считаем, что сегодня нужно активизировать работу по повышению квалификации людей, возглавляющих экономические финансовые службы госучреждений. Не ограничиваться лишь короткими консультационными семинарами, но и проводить двухдневные семинары, предположим на 16 учебных часов, в ходе которых можно достаточно подробно, а не впопыхах рассмотреть широкий комплекс вопросов, интересующих специалистов-практиков.
- В муниципальных образованиях тоже проводились проверки. Какие районы отличились? Кто - злостные нарушители?
- В муниципальных районах проверки идут постоянно: вот только что завершилась проверка в Чердаклинском районе и началась в Кузоватовском. В прошлом году мы проверили четыре муниципальных района. «Ярых двоечников» назвать сложно. Финансовая дисциплина выросла в последние годы почти повсеместно.
Но в то же время Счетную палату очень сильно беспокоит почти не меняющаяся к лучшему ситуация по распределению субсидий среди жителей региона в рамках программы «Социальное развитие села». По этой важной и нужной государственной программе проживающие в сельской местности получают субсидии на улучшение жилищных условий. Очень часто люди подкладывают «липовые документы» для получения субсидий: например, завышается количество членов семьи, чтобы увеличить получаемую от государства сумму. Часто не подтверждается документально наличие собственных средств, необходимых по закону для участия в программе. Иногда проверка показывает, что деньги семье выдаются, а она не покупает никакого жилья или приобретает жилье по площади меньше, чем у нее было. То есть не выполняется главное условие предоставления субсидии - улучшение жилищных условий. Порою самым странным образом происходили в прошлые годы изменения в очереди на получение субсидий. Каждый год выявляем 1-2 случая, когда субсидии с нарушением требований закона получают должностные лица, которые по своим должностным обязанностям ведут прием и учет документов.
Что нужно и можно сделать? Во-первых, везде должны быть предусмотрены электронные очереди, и любой гражданин на официальном сайте района сам может увидеть, кто и на каком месте в этой очереди стоит. И тогда станет невозможно «мухлевать» с местами. Во многих районах электронные очереди уже размещены на официальных сайтах.
Во-вторых, должны быть жесткие последствия для чиновников, которые, скажем так, ошиблись, выдавая субсидию человеку без законных на то оснований. В-третьих, государственные и муниципальные органы власти должны более активно бороться в судах за возврат неправомерно выплаченных субсидий.
Мы подробно изучили опыт соседней Саратовской области, где успешно отстаивают в суде интересы государства с точки зрения возврата незаконно выданных субсидий. И нам надо нарабатывать судебную практику, которая защищала бы интересы государства.
- Неэффективное использование бюджетных средств по-прежнему остается наиболее распространенным нарушением?
- Острая тема. Правитель Англии Кромвель в XVII веке говорил: «Дурак в наше время еще более опасен, чем вор». 350 лет минуло, но злободневность фразы остается. Памятны и слова одного из руководителей Счетной палаты, который, рассказывая о строительстве дорогостоящего и никому, как оказалось, ненужного социального объекта в одном из регионов юга России, как-то с горечью сказал: «Лучше бы половину этой суммы украли, чем все потеряли». Вопрос осложняется тем, что нет никаких прописанных в российском законодательстве административных или уголовных наказаний за неэффективное расходование бюджетных средств.
- Это пробел в законодательстве?
- Да, это пробел. Но для того, чтобы его разрешить, нужен ясный и понятный всем подход к критериям эффективности расходования бюджетных средств. Наказывая человека, надо четко понимать, что же он сделал не так, как надо, и где грань между случайной ошибкой и откровенной некомпетентностью. Пока остается один инструмент - наказывать некомпетентных работников, используя дисциплинарные меры или обращаясь с просьбой написать заявление на увольнение по собственному желанию.
- Судя по нашему разговору, коррупция и некомпетентность по-прежнему остаются главными врагами Счетной палаты и бюджета?
- Так и есть. Чтобы бороться с этими врагами, Счетная палата уделяет большое внимание профессиональному росту своих сотрудников, повышению их профессиональной квалификации. Очень тщательно ведется подбор сотрудников. Стараемся делать все от нас зависящее, чтобы Счетная палата была флагманом государственного финансового контроля в регионе.
Полное видеоинтервью
Ирина Антонова
Ульяновская правда от 27 февраля 2015 г.
Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.