Дмитрий Федоров: «Зеленый регион» коснется всех

Как защитить природу Ульяновской области? Где деньги на очистные соору­жения? Почему так трудно бороться со свалками? На эти вопросы должен дать ответ глобальный экопроект «Зе­леный регион», о деталях которого корреспондент «НГ» поговорил с заместителем ми­нистра сельского хозяйства и природных ресурсов, главным экологом области Дмитрием Федоровым.

Этим летом губернатор Сергей Морозов инициировал разработ­ку концепции глобального про­екта «Зеленый регион», рассчи­танного до 2020 года. Программа коснется практически каждого жителя прямо или косвенно в вопросах охраны природы и по замыслу будет пронизывать аб­солютно все отрасли и направле­ния экономики области.

– Какова цель проекта?

– Цель – снижение негатив­ного влияния отраслей местной экономики на окружающую сре­ду. Важно выстроить систему барьеров, которые будут эффек­тивны, потому что эконадзор и административные рычаги не помогут спасти природу региона. Еще одна цель – «экологизация» мышления населения – от ис­коренения привычки бросать си­гареты в лесу до выездов ночью на «Газельке» с мусором в Петров овраг.

– Последний пункт – су­масшедшая по сложности задача.

– Да, может, и не хватит шести лет, но заниматься этим надо.

– Хорошо. Расскажите бо­лее детально о проекте, что «внутри».

– Есть целый ряд программ, охватывающих те или иные сег­менты экономики области, вли­яющих на окружающую среду, но нет единой программы. Нужна концепция, которая поставит жизнь общества, предприятий и властей на «зеленые рельсы». Что мы в министерстве под этим понимаем? Все отрасли эконо­мики должны осознать: нужно значительно снизить негативное влияние на окружающую среду. Для примера возьмем транспорт. Он должен быть максимально приближен по экологичности к российским, европейским и мировым стандартам. Бук­вально в следующем году наши авто должны соответствовать Евро-5, это экологический стан­дарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопах. Не за горами и Евро-6. Однако мы понимаем, что сегодня не­малый процент муниципального и частного транспорта области не в ладах даже с Евро-3 и вы­брасывают огромное количество загрязняющих веществ. Так вот в «Зеленом регионе» будет раз­работан вместе с минтрансом области блок, предусматри­вающий ответственность за модернизацию транспортных средств, например, за установ­ку катализаторов на двигатели, уменьшающих вредные выхло­пы, фильтров тонкой очистки, уменьшающих расход топлива, и так далее. Сюда же войдет строительство инфраструкту­ры, дорог, которые позволят уменьшить поток машин через крупные населенные пункты. Будет прописан и реализован проект строительства объездной дороги в Димитровграде, не­скольких развязок вокруг Улья­новска для перераспределения потоков авто, попадающих в центральную часть городов и чтобы транзит вообще не ка­сался черты столицы области. Подобные блоки создадим для каждого министерства и ведом­ства региона.

СВАЛКИ И ОЧИСТНЫЕ

– А как насчет муниципаль­ных образований, властей на местах, бизнеса?

– Проект коснется всех. Са­мый показательный пример – свалки. С одной стороны, есть желание бизнесменов, от круп­ных до мелких, платить за сбор и утилизацию ТБО, с другой стороны, видна крайне низкая экологическая культура и руко­водителей фирм и предприятий, и большого процента жителей области. Что касается муници­пального звена, в сельских по­селениях несанкционированные свалки – главный бич экологии, достаточно заехать на любой холм возле населенного пункта, чтобы своими глазами увидеть эту «прелесть». В сфере ЖКК мы не везде имеем контейнерные площадки, не имеем договоров на сбор и вывоз ТБО. Не то что мусоровозов, простых трак­торных тележек нет или сбора мусора по графику!

Целый ряд районных центров у нас не имеют действующих очистных сооружений. Либо они есть, но отжили свой век. Например, в Ишеевке есть ило­отстойники, где осуществляется механическая очистка воды, но по большому счету это просто перекачка стоков из поселка в реку Свияга. Сурское, Ста­рая Майна и Барыш не имеют функционирующих очистных сооружений вообще. Для них спроектировать и построить очистные – это подвиг, который муниципалы сами совершить не смогут с учетом их бюджета. Поэтому будем в проекте про­писывать инструменты модер­низации ЖКК, которые снизили бы негативное влияние на среду. Крайне важна и финансовая со­ставляющая. Вмиг перестроить всю областную систему очист­ки сточных вод, а это более 4 миллиардов рублей, нельзя. Регион такие деньги не найдет, нужна помощь федерального бюджета.

– Проект будет иметь силу закона?

– «Зеленый регион» оформим нормативным актом правитель­ства Ульяновской области, и он станет документом, обязатель­ным для исполнения всеми.

МОСКВА И РАЙОНЫ

– Эту программу Ульяновск будет защищать в Москве?

– Да, в министерстве при­родных ресурсов и экологии России.

– Удачи. Однако есть возра­жение. Что мешает использо­вать для сохранения природы действующее законодатель­ство и ликвидировать те же свалки сейчас, заняться мазу­том на Нижней хоть завтра?

– На текущие проблемы мы, мне кажется, реагируем мобиль­но, взять упомянутые свалки. Есть программа ликвидации несанкционированных свалок на территории области, муници­палитеты отчитываются перед нами каждый квартал. Вместе с министерством экономики мы включили этот момент в оценку их деятельности. Но они лик­видируют 50 свалок, а вскоре появляются 50 новых. Почему? Потому что у нас не выстроена жесткая система. Что мы можем предложить сельчанам вместо несанкционированной свалки? Местным властям не всегда под силу организовать в деревнях и селах, особенно удаленных, услу­гу вывоза и переработки мусора, это невыгодно, неудобно. «Зеле­ный регион» охватит все и всех, поможет с финансированием.

– Какова стоимость про­граммы?

– До конца она не просчита­на, но речь идет о миллиардах рублей.

– Кто отвечает за разработку программы, доведение ее до ума и реализацию?

– Все поручено министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. Формируется состав постоянной рабочей группы из смежных отраслей.

– Главы районов примут участие?

– От районов будет целый ряд экологов муниципальных обра­зований, кому по должности по­ложено заниматься подобными вопросами на местах.

– Когда область примет про­ект?

– К началу декабря он будет вынесен на заседание областной экопалаты, после попадет в эко­логическое правительство, затем – в правительство области.

– Представим, на дворе 2020 год. Проект «Зеленый регион» завершает работу. Его итоги?

– Будем измерять снижение загрязнения на экологию в кубах, метрах, тоннах...

– Перебью, простите. А бу­дет что-то осязаемое, а не просто проценты снижения чего-то, записанные на бу­маге? Очистные в Ишеевке и Барыше, зеленые луга вместо свалок, стандарт Евро-5 и тому подобное?

– Да, именно так.

Андрей БЕЛОВ

Народная газета от 1 октября 2014 г.

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

1245 просмотров

Читайте также