Мемцентр создавали по образу виллы Савой, «Венец» - на бразильский дворцовый лад

Серия лекций “Архитектура в кино” прошла на базе кинотеатра “Художественный”. На днях состоялась третья встреча “Архитектура советского модернизма. Бетонные коробки и невидимые шедевры”. Один из ведущих архитекторов города Михаил Капитонов рассказал о том, как Ульяновск превращался в идеологическую Мекку Советского Союза.

Надо сказать, что масштабное градостроительство и архитектурное преобразование Ульяновска началось в середине 1960-х годов. С точки зрения истории советской архитектуры, это был тот весьма удачный момент, когда советским зодчим за прошедшие с выхода переломного «Постановления об излишествах» десять лет удалось уже вполне освоиться в приемах и эстетике модернизма, и в то же время – когда он не успел еще «набить оскомину» и начать вызывать стремление к переработке и дополнениям (этот процесс уже начался на Западе, где в это время уже начинал набирать силу постмодернизм, а 1972 год был назван критиками «датой смерти» модернизма), оставаясь чистым и, самое главное, современным. Стиль был на взлете в СССР, и возможности его воплощений – колоссальные.

Ульяновск в 1965 году был официально объявлен местом Всесоюзной ударной комсомольской стройки, строительство велось ускоренными темпами, лозунг «Пятилетка за три года» был действительно воплощен в жизнь – Ленинский мемориальный комплекс был заложен в 1967 году, к 50-летию революции, а сдан в 1970-м – успели ко дню рождения Ленина.  Темп и масштаб были заданы московским десантом – командой из ЦНИИЭП зрелищных зданий и сооружений во главе с директором института Б. Мезенцевым.

Как рассказал Капитонов, институт этот не был рядовым, а был создан в 1960 году специально для проектирования главного советского здания по версии эпохи Хрущева – Дворца Советов на Ленинских горах в Москве. Дворец, как известно, не был реализован (Хрущев передумал), и вместо него построили Кремлевский дворец съездов, однако команда была собрана лучших из лучших, и это не могло отразиться на дальнейших результатах работы.

- Недооцененность пласта советской архитектуры - это одна из проблем города. Некоторые люди считают, что это просто бетонные коробки. Это далеко не так! Цикл лекций - моя возможность об этом рассказать и изменить отношение горожан к советской архитектуре, - поделился спикер.

Первой ласточкой модернизма в городе стала гостиница «Советская». Пространство фойе гостиницы запроектировано с лифтовым холлом «напросвет» и визуально связывает городской фасад с береговой перспективой.

- При этом главный фасад до боли напоминает прогремевшую московскую «Юность» Арндта. Приемы и формы модернистской архитектуры кочевали не то что по стране – по всему миру, - напомнил лектор. – Даже главный объект всего модернистского Ульяновска, Мемориальный комплекс, явно несет в себе черты архитектуры классика и родоначальника модернизма – Ле Корбюзье. Можно сделать даже более точную отсылку к конкретному объекту – вилле Савой в Пуасси  1929 года постройки.

Кроме своего Ле Корбюзье, в Ульяновске был и свой Оскар Нимейер – еще один кумир советских зодчих, убежденный коммунист, кстати, даже получивший Ленинскую премию «За укрепление мира между народами». Так, силуэт гостиницы «Венец» напоминает нимейеровский дворец национального конгресса в Бразилии. Знать бы только, что такой дворец существует и как он выглядит.

- Полезно слушать такие лекции, а потом выходить на улицу и видеть всё это в реальности. Начинаешь понимать, почему многоэтажки расположены и выглядят именно так, начинаешь видеть в них красоту и эстетику. Но далеко не все здания остаются такими как 30-50 лет назад, на лекции была возможность посмотреть, как некоторые постройки выглядели при Советском Союзе. Ведь за яркими баннерами на ЦУМе не видно, каким он был в СССР, - поделилась участница лекции Ирина Марасова.

У центрального универмага, оказывается, много композиционно-пространственных отсылок к существовавшим на его месте Торговым рядам Гостиного двора. Так, отступ двухэтажного супермаркета от красной линии, повторяющийся на другой стороне улицы Карла Маркса отступом Дома быта, повторяет очертания плана Торговых рядов. Другим напоминанием о Гостином дворе является галерея вдоль главного фасада универмага, которая цитирует крытую галерею Торговых рядов.

11 августа “Художка” вновь зовет горожан и всех ценителей «застывшей музыки» на лекцию по архитектуре, ее тема определена как “Архитектура и идеология (город как проекция коллективного подсознания)”. По завершении лекции традиционно - киносеанс в подарок.

 

Надя Акулова

Валерия Головачева, юнкор

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

496 просмотров

Читайте также