Ко Дню Победы: Наган – хороший аргумент!

Молодая храбрая девушка в милицейской форме поднимается на сеновал и начинает в нем копошиться - минута, и в стоге показывается незадачливый дезертир. 

На дворе 1943 год, и сейчас она поведет его, виновато опустившего глаза, обратно на фронт. Ну… не в буквальном, конечно, смысле, но из милиции его отправят либо туда, либо в лагеря. Что же, спросите вы, взрослый мужик не отбился от маленькой девушки? Во-первых, она красивая и в форме. А во-вторых, наган - хороший аргумент! 

Девушку зовут Антонина Сергеевна Ситникова, скоро ей исполнится 93 года. Вот она сидит перед нами, рассказывает о своей жизни и о том, как служила в милиции в годы войны.

Маленькая, да удалая 

- Антонина Сергеевна, как вы вообще попали в милицию?

- Я училась в фармколледже, когда началась война. Мы с моей подругой сразу решили пойти добровольцами. Подругу взяли в армию, да не просто так, а в морскую пехоту. С войны она вернулась вся израненная, но живая. А на меня посмотрели и сказали: девочка, ты куда, ты маленькая, ты хрупкая. Нет, ты не попадешь на войну. Увидев, что я не хочу уходить, предложили: может быть в милицию? Согласилась.

- И в каком году вы оказались в ульяновской милиции?

- В 1942 году. Мой командир увидел меня и тяжело вздохнул… Кого, мол, мне прислали, это же маленькая девочка, совсем ребенок. Но я начала служить. Так мама учила: делаешь дело - делай его хорошо. И я старалась. Так что, когда меня спустя год отправили учиться уже на офицера, тот самый командир говорил: «Оставьте ее, она нужна здесь».

- Как выглядела работа в военные годы?

- Днем, как обычно, мы занимались делами соответственно своим должностным инструкциям. А с вечера и до утра патрулировали город. Каждый день. Искали дезертиров, бандитов, лазутчиков.

- Днем работали, а ночью патрулировали? А спали-то когда?

- Никогда не спали. Спали в 1945 году, тогда же я получила первый отпуск. И осталась в милиции насовсем до 1974 года. Патрули, патрули, патрули… Нам давали военных в помощь, но страшно не было и самим: люди как-то трепетно относились к тем, кто в форме. Даже если это маленькая хрупкая девушка. Слушались. Даже дезертиры.

Бес попутал!

- И много их было в регионе?

- Достаточно. Нет, поймите правильно: большинство жителей региона были честными, достойными людьми, а не трусами. Они понимали необходимость защиты родины, но…попадались всякие. Бежали с фронта, попросту уклонялись. Но это были единичные случаи. Их соседи, информаторы участковых, сообщали об этом нам. А мы шли искать. Дезертиры не сопротивлялись - видели человека в форме и покорно шли следом. 

- Что они говорили в свое оправдание?

- «Бес попутал», - говорили, вот и все! Большинству из них было стыдно, что они оставили фронт и другие там погибают за них. Кого-то из дезертиров отправляли обратно на войну, кого-то определяли в тюрьмы. А мы ночь за ночью продолжали дежурства.

- Что особенно запомнилось вам в Ульяновске военных лет? 

- Это был тихий, спокойный, достойный город. Милиция находилась в самом его центре. Все было по порядку. И когда война началась, а я еще не надела погоны, помню, что на помощь фронту встали абсолютно все. Мы принимали эвакуированных, раненых, рыли окопы в Вешкаймском районе, потому как не знали, насколько далеко сможет зайти враг. Он не дошел, и мы вместе встретили День Победы.

Сыграем с КГБ?

- Как начала складываться ваша жизнь после войны?

- Я сходила в отпуск и решила продолжать работать в милиции. Теперь уже в отделе кадров. Там я познакомилась со своим будущим мужем. Он только-только окончил академию МВД, по приезде в Ульяновск на службу, разумеется, оказался в кадрах... Слово за слово, и через несколько лет после окончания войны мы поженились, в 1948 году.

- Служили вдвоем?

- Не только, у нас вообще милицейская семья. Я к 1974 году дослужилась до майора внутренней службы, муж - до подполковника. А один из наших сыновей стал полковником. С младшим сыном и КГБ, кстати, связана одна интересная история…

- Это какая же?

- Мой мальчик очень-очень хорошо играл в шахматы, еще когда ему было семь лет. И вот в город приехал сотрудник КГБ и попросил привести лучшего шахматиста, чтобы сыграть партию. Привели сына. Чекист подумал, что над ним издеваются, и все-таки сел играть. А мальчик его выиграл. На прощание пожали руки.

- Чем вы начали заниматься на пенсии?

- Всю свою жизнь я любила читать книги, но во времена моей молодости их было не достать. А теперь я собираю целые коллекции. Посмотрите - тут и Толстой, и Чехов, и многие другие авторы. Сейчас это моя главная радость - собирать коллекцию всего того, что я не могла прочитать в молодости. А еще я пишу сама, готовы девять автобиографических тетрадей. Многое уже забыла, поэтому они и нужны.

Андрей Творогов

Из архива «Народной газеты»

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

513 просмотров

Читайте также