Ко Дню Победы: их имена носят улицы

В преддверии праздника Ulpravda.ru познакомит ульяновцев с героями Великой Отечественной, чьи имена носят улицы областного центра. Начнем с легендарного Ивана Семеновича Полбина. В его честь названа улица в Засвияжье.

Впервые улица Полбина появилась в Ульяновске после Великой Отечественной войны - в 1951-м году. Именем героя назвали небольшую улочку в районе Центрального рынка, где ныне располагается ломбард. Правда, с таким названием она просуществовала недолго. В 1965 году ее упразднили. А улицу Полбина перенесли в бурно развивающийся тогда Засвияжский район. Для переименования выбрали улицу Полтавскую. Торжественная церемония по этому случаю стала одной из главных в череде мероприятий, посвященных 20-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кстати, именно в тот год 9 Мая впервые был нерабочим днем.

Единственный дважды

Уроженец Симбирска Иван Семенович Полбин - единственный ульяновец дважды Герой Советского Союза. В честь него в Ульяновске проводится турнир по греко-римской борьбе. Впервые он состоялся в 1972-м. Несмотря на лихолетье времен, которые страна пережила с тех пор, эта спортивная традиция не прервалась ни разу! Борцовский турнир словно перенял у знаменитого летчика несгибаемый характер, который сам Полбин получил от своей мамы Ксении Максимовны. В революционном 1905 году на сходке крестьян она резко выступила против помещиков и кулаков. Жандармы на год упекли ее в женскую тюрьму, которая располагалась в доме Карамзиных, увековеченного, кстати, Пушкиным в своих зарисовках. Именно там - в тюрьме - и родился Ваня Полбин. Молодую маму с новорожденным на полгода раньше вернули домой - в Ртищево-Каменку Симбирского уезда - ныне это Майнский район.

Ване Полбину было всего семь лет, когда умер его отец: скосила болезнь, которую Семен Полбин подхватил в 1912 году. После смерти отца мальчик нанялся батраком к зажиточному мужику по фамилии Живодеров. В свободное от работы время учился. Его педагогом был знаменитый сельский краевед Константин Селиванов. Учитель так писал о своем ученике: «За 43 года своей педагогической работы не встречал ученика более откровенного, искреннего, правдивого, смелого, чем Ваня Полбин. Однажды он резко нарушил нормы поведения и тут же безо всякого принуждения рассказал обо всем. Написал жгучую исповедь, прося наказания. Я никогда не встречал ни до, ни после такой самобичующей откровенности, такого мучительного страдания юношеской совести. И у нас, учителей, не поднялась рука наказать Полбина».

После окончания Карлинской школы-семилетки Полбин стал избачом в Майнском клубе - читал лекции, работал в библиотеке и…мечтал о том, чтобы стать летчиком. Правда, первая его попытка поступить в летное училище провалилась. «Забраковали» доктора - с детства у Полбина не сгибался мизинец. Но сдаваться было не в характере настырного «библиотекаря». Уже после службы в Армии Иван Семенович все же поступил в школу летчиков. Правда, в теоретическую. Она действовала тогда в Вольске Саратовской области. За успешную учебу целеустремленного «теоретика» допустили к практическим полетам. Так в Чкалове, ныне Оренбурге, появился летчик-инструктор Иван Семенович Полбин. Довольно быстро он проявил себя пилотом бесстрашного, не лишенного риска, но эффективного чкаловского стиля.

 

С пулеметом наперевес

Первым местом Полбина службы стало Забайкалье, где он находился с 1933 года. В 1939-м он стал участником событий на Халкин-Голе. За проявленный героизм в боях с японцами летчик получил орден Ленина и чин майора. Когда началась Великая Отечественная, его полк перебазировали под Москву. Полбин летал тогда на легендарном ПЕ-2, который сами пилоты ласково называли «Пешка». На этом бомбардировщике он выполнял даже фигуры высшего пилотажа!

Его война могла закончиться еще в августе 1941 года, когда Полбин оказался на волоске от смерти. В одном из воздушных боев самолет Полбина был подбит над вражеской территорией. Майор Красной Армии посадил самолет, снял с него пулемет и с этим пулеметом вернулся через фронт к своим!

 

Убедил самого Сталина

Осенью 1942 года многие пилоты стали подавать голоса: снять ПЕ-2 с вооружения. Решение об этом принималось на самом верху - в руководстве страны. Авиаконструктор машины В.М. Петляков погиб в авиакатастрофе в начале 1942 года, потому главным в СССР специалистом по "Пешке" по праву стал Полбин. Его-то и пригласили на доклад к самому Сталину. Всего за десять минут летчику удалось так красочно рассказать про возможности самолета, что ПЕ-2 не только не сняли с производства, но и увеличили производство и начали обучать летать на нем молодых пилотов.

В боях Полбин проявил себя не только смелым, но и изобретательным летчиком. Именно он со своими сослуживцами при бомбардировке впервые стал применять пикирование. Это увеличило точность попадания бомб. Примечательно, что много лет спустя в 1986 году знаменитой полбинской вертушкой воспользовались советские летчики при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Метод пикирования они применили, когда получили приказ запечатать пресловутый взорвавшийся реактор.

23 ноября 1942 года Полбин стал полковником, тогда же его наградили звездой Героя Советского Союза. 15 июля Полбин прицельно разбомбил стратегический топливный склад противника на станции Морозовск: 700 тонн горючего полыхали целую неделю. Это обескровило фашистов перед решающей схваткой под Сталинградом. Тогда его авиаполк стал гвардейским и Сталинградским.

За годы войны Полбин участвовал в Сталинградской и Курской битвах. Совершил 157 боевых вылетов. Последний из них датирован 11 февраля 1945 года. В тот день бои шли уже далеко на территории Польши - в районе нынешнего города Вроцлав. Красная Армия гнала фашистов в их логово. Решение лететь на задание Полбин принял сам, хотя мог и остаться в расположении части. В воздух поднялись восемь экипажей. В пяти из них – Герои СССР. Уже после того, как бомбардировщики выполнили задание, самолет Полбина был подбит. Снаряд попал точно в носовую часть, где расположена кабина пилота...

…Из того задания не вернулся только Полбин. При этом могила его неизвестна. Он просто сгорел в своем самолете. 6 апреля 1945 года Полбина наградили второй звездой Героя Советского Союза. Посмертно…

Память на века

В Ульяновске Иван Семенович в последний раз был летом 1929 года. Однако на его родине память о нем, о героическом пути жива. Первый памятник - бронзовый бюст Полбина на гранитном постаменте – появился в его родном селе в послевоенном 1948 году. 19 декабря 1948 года в честь этого знаменательного события состоялся митинг в Ртищево-Каменке. В тот год Ульяновск отмечал свое 300-летие, и торжества по этому случаю проходили на высоком уровне. Благо урожай 1948 года впервые после войны случился хороший. Экономика стала перестраиваться на мирный лад. Потому для перевозки митингующих к открытию бюста дважды Героя Советского Союза был выделен специальный поезд, доставивший их до станции Выры.

В 1985 году, в год 30-летия со дня его гибели, в Ульяновске на улице Полбина был возведен известный ныне многим ульяновцам бюст Полбину. А в 46-й школе Железнодорожного района работает музей имени героя, его сотрудники поддерживают контакты с потомками Полбина.

Интересные факты:

- 11 февраля 1945 года Герой Советского Союза Иван Полбин в последний раз поднялся в небо с боевым заданием над польским городом Вроцлав. В тот день из восьми экипажей на аэродром не вернулся лишь экипаж Полбина. А ведь всего несколько дней назад, 9 февраля, сотоварищи дружно поздравляли его с 40-летием.

- В 1986 году знаменитой полбинской вертушкой воспользовались советские летчики при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

- В честь 100-летия со дня рождения прославленного летчика, в 2005 году,  Министерство связи России выпустило маркированный конверт.

Михаил Россошанский

P.S. Автор благодарит сотрудника Государственного архива Ульяновской области Антона Ша­балкина за помощь при подго­товке материала.

Из архива «Народной газеты»

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

2141 просмотр

Читайте также