Это вам не детский сад. Советы родителям, как помочь первокласснику

Начало учебного года приближается с каждым днём. И это волнительно не только для первоклашек, но и для их родителей. Вполне естественно, что мамы и папы переживают, как их малыш справится с новой нагрузкой, подружится ли с одноклассниками. Психологи утверждают, что привыкание ребенка к школе проходит гладко и безболезненно, если он готов физически, интеллектуально, социально и хорошо смотивирован.

- Для первоклассника тяжелая и непривычная работа – сохранять в течение урока одно положение тела, - поясняет главный внештатный специалист по медицинской психологии министерства здравоохранения, семьи  и социального благополучия Ульяновской области Юлия Сиденкова. – По сравнению с детским садом двигательная активность ребенка снижается почти наполовину, а нагрузка, связанная с сохранением рабочей позы, резко увеличивается. Ограничение движения и умственные нагрузки приводят к утомлению. И если отдых недостаточный, то утомление переходит в переутомление, что сказывается на расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, в снижении внимания, ухудшении памяти, работоспособности и иммунитета.

СОВЕТ

Но не стоит бить тревогу раньше времени. Во многих классах в течение двух недель вместо учебных занятий проводят модульный курс «Введение в школьную жизнь». Программа включает экскурсию по школе и беседы с детьми. Ребятишкам объясняют расписание звонков, отличия школы от детского сада.

Всё, что требуется от родителей, – моральная поддержка ребёнка и обязательный контроль за соблюдением режима дня. Здоровое питание, правильное чередование труда и отдыха, удобная одежда, а также полноценный сон – залог успеха в любых начинаниях.

Интеллектуальная готовность

Второй момент – интеллектуальная готовность ребенка к школе. Это багаж знаний, умение сравнивать, обобщать, анализировать. Важно научить ребенка грамотному пересказу, умению рассуждать и логически мыслить. Основная сложность заключается в недостаточном умении самостоятельно добывать, перерабатывать и использовать на практике полученные сведения.

СОВЕТ

- Собираясь в первый класс, родители часто интересуются, нужно ли ребёнку уметь читать, - говорит учитель начальных классов гимназии №33 города Ульяновска Ольга Глазистова. - Большинство детишек ходят на подготовительные курсы, и это большой плюс. Но уметь читать на все сто процентов необязательно. Привить любовь к чтению гораздо важнее, чем научить читать. И ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка. Хороший приём – совместный просмотр диафильмов: предложения иллюстрируются картинкой, и всё это – на большом экране.

В математике важно знать состав чисел и счёт до 10. С такими знаниями ребёнку будет проще.

Что касается письма, то сейчас очень много разнообразных прописей в продаже. Лучше всего тренироваться в штриховке. И ни в коем случае не писать письменными буквами, так как методика соединения букв в каждой программе разная. Этому научат в школе.

Социальная готовность

Под социальной готовностью к обучению понимают настрой ребенка на сотрудничество с другими людьми, в частности с учителями и одноклассниками. Протест против нового ритма жизни может быть активным или пассивным. Нарушение дисциплины, игнорирование замечаний учителей, с одной стороны, и подавленность, заторможенность,  скованность, плаксивость, отсутствие интереса  к урокам и формальное отношение к заданиям – с другой. В любом случае результат – неуспеваемость. Неуверенность в своих силах в самом начале обучения может стать причиной серьезных проблем в будущем: ребенок привыкает к мысли, что он недотягивает, и прикладывает меньше усилий.

СОВЕТ

- Сравнение себя с другими людьми – это нормальный процесс формирования самооценки, - отмечает Юлия Сиденкова. - Важно, чтобы она была адекватной. В первую очередь родителям нужно обратить внимание на успехи своего ребенка и обязательно отмечать их. Не менее важно принять и слабые стороны, не отмахиваться с надеждой «израстется», «само пройдет» и так далее. Не нужно преувеличивать проблемы. Восприятие собственной личности у ребенка должно быть позитивным.

В новой роли

Интерес к учебе и мотивация формируются за счет принятия новой роли. Сначала надо заинтересовать ребенка учебой, затем – результатами своего труда. И только после этого формируется интерес к содержанию, потребность приобретать знания.

Кстати, психологи говорят, что родителям первоклашек необходимо самим быть готовыми к новой роли. Даже если не первый ребенок в семье идет в школу. Важно обращать внимание на разницу между детьми, их особенности и допускать мысль, что процесс обучения и адаптации к школе может отличаться от прежнего опыта. Изменения стандартов учебных программ и требований к образованию тоже наложат свой отпечаток.

СОВЕТ

- Получить консультацию учителя рекомендуется не раньше чем через две недели после учебного процесса. Во-первых, до этого срока вряд ли можно что-то точно сказать. А во-вторых, если есть серьёзные проблемы, учитель сам оповестит родителей, - советует Ольга Глазистова.

Очень важно, чтобы, придя домой, малыш мог чётко и внятно рассказать родителям, чем они занимались в школе, о чём говорили на уроках. Нужно каждый день разговаривать с ребёнком, научиться его слушать и реагировать на его проблемы.

Напоследок

И ещё один важный совет – перестать родителям напрасно тревожиться и «заражать» страхом своё чадо. Воспитание первоклассника – это прежде всего взаимодействие родителей и учителя. Слово учителя – закон. Но ребенок в классе однозначно должен чувствовать себя в безопасности. Мастерство педагога и адекватная оценка вкупе с поддержкой и помощью родителей дадут хороший результат.

Эльвира Зямалова

Инфографика Анжелики Григорьевой

Читайте наши новости на «Ulpravda.ru. Новости Ульяновска» в Телеграм, Одноклассниках, Вконтакте и Дзен.

733 просмотра

Читайте также